Найти в Дзене

Зубочистка для адмирала, или роковая «Ижора»

Среди лауреатов премии Дарвина, есть такой момент: 1941 год. Шервуд Андерсон, писатель, проглотил зубочистку на вечеринке, а затем скончался от воспаления брюшины.
В 1942 году, еще один известный адмирал, так же чуть не пострадал от контакта с деревянными изделиями. Речь идет о линкоре «Тирпиц» и лесовозе «Ижора».

Вторая Мировая Война | Блог альтернативная история | Дзен
Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен

Однако 6 марта в 19.40 она передала по радио сообщение, указав курс «Тирпица» — 45°. В это же время конвой PQ-12 встретил плавучие льды на 72-й параллели. Капитан 1 ранга Денни, командир крейсера «Кения» и сил ближнего сопровождения, приказал повернуть на SO, взяв курс прямо на мыс Нордкап, и двигаться так до рассвета 7 марта. Погода была плохой и неустойчивой. 4 марта шторм разбросал суда конвоя QP-8 — русский транспорт «Ижора» так и не сумел догнать конвой. Постоянные снежные заряды то и дело сокращали видимость с 30 миль до 1 мили.
В полдень 7 марта конвои PQ-12 и QP-8 проходили мимо друг друга на встречных курсах — NO и SW. В 8.00 «Тирпиц», двигаясь на N, находился примерно в 100 милях южнее конвоев. Эсминцы были отправлены произвести поиск к востоку от линии генерального курса. В это время британский главнокомандующий, который находился всего в 150 милях на W, приказал «Викториесу» выслать самолеты-разведчики, которые почти наверняка обнаружили бы «Тирпиц», если бы обледенение не помешало полетам.
Для обоих адмиралов ситуация оставалась крайне запутанной, так как они ничего не знали о противнике.
Адмирал Цилиакс даже не подозревал, что Флот Метрополии вышел в море и находится совсем недалеко от него, хотя и допускал, что может встретить британские силы прикрытия. Более того, ему приходилось считаться с возможностью боя с превосходящими силами.
У адмирала Тови были иные проблемы. Он остался без прикрытия во вражеских водах, кишащих подводными лодками. Ему пришлось отослать свои эсминцы для дозаправки. В 13.00 Флот Метрополии повернул на SW, а «Тирпиц» и его отделившиеся эсминцы шли на N-t-W. Немцы проскочили под носом у конвоя QP-8, не заметив его. В 15.45 «Фридрих Инн» заметил на севере «Ижору». Чтобы потопить это судно, немцам потребовалось полтора часа. «Ижора» пошла на дно в точке 72° 40′ N, 10° 30′ О. Адмирал Тови получил сигнал бедствия с «Ижоры», но координаты были указаны неверно. Вскоре после этого радиопеленгатор показал позицию какого-то германского корабля за кормой конвоя PQ-12. Так как «Тирпиц» охотился за этим конвоем, адмирал Тови предположил, что это и есть сам линкор. Он пишет: «Я подумал, что это вполне вероятно пеленг «Тирпица». Я полагал, что немцы сильно нервничают, находясь в этих водах. Так как их положение было весьма неприятным, они должны были возвращаться в базу». Поэтому Тови повернул на OSO, но через полтора часа получил информацию, что «Тирпиц» остается в море и может действовать восточнее острова Медвежий. Тогда Тови в 19.32 повернул на курс 40°, чтобы следовать за конвоем PQ-12. Через час он отделил свои 6 эсминцев, чтобы те продвинулись на SO, а затем совершили поиск на N. Эсминцы выполняли приказ до 6.00 8 марта, однако это ничего не дало.

-2

Во время этого времени адмирал Цилиакс собрал свои эсминцы в 17.28, и после того как они закончили топить "Ижору", он обнаружил, что германская эскадра располагается на краю ледяного поля и решил повернуть на юг, а затем на запад, чтобы найти остальную часть конвоя. К вечеру 8 марта "Фридрих Инн" отправился в Тронхейм для дозаправки, а остальные два эсминца, в 4.00 последовали за ним. Погода была очень плохая, поэтому линкор не мог дозаправить эсминцы в море.

На рассвете 8 марта "Тирпиц" находился в 150 милях к югу от острова Медвежий. Он двигался на север, пытаясь обнаружить конвой PQ-12, который находился 80 милях на юго-запад от острова Медвежий и двигался также на север. В полдень конвою пришлось повернуть на юго-запад из-за большого количества льда. Флот Метрополии крейсировал на западе от Лофотенских островов на расстоянии 180 миль и двигался параллельно с конвоем QP-8, примерно на 100 миль южнее него. Адмирал Тови намеревался вернуться в Исландию, так как у него не было ни одного эсминца для прикрытия. Кроме того, он полагал, что "Тирпиц" перестал участвовать в походе.

В 10.45 "Тирпиц" повернул на основной курс 255° и начал двигаться зигзагами, чтобы догнать и атаковать конвой. Конвою повезло, потому что если бы ему не приказали двигаться на север к острову Медвежий, где плавучие льды преградили бы их пути, встреча с "Тирпицем" стала бы почти неизбежной. Торговые суда прошли севернее, и даже разведывательный самолет FW-200 их не заметил. К наступлению ночи конвой находился южнее острова Медвежий на расстоянии 180 миль от "Тирпица". Адмирал Тови и его линкоры флота Метрополии находились в 400 милях на запад от норвежского побережья, чтобы избежать встреч с германскими самолетами.

8 марта в 18.16 командование группы "Север" сообщило адмиралу Цилиаксу, что конвой мог повернуть назад, еще 3 дня назад, после обнаружения возле острова Ян Майен. Однако, не было никаких оснований для такого вывода. Ни QP-8, ни PQ-12 не были обнаружены, и ответственность за продолжение поиска лежала полностью на Цилиаксе. Поэтому в 20.25 он лёг на курс 191° и двигался навстречу своим эсминцам к Вест-Фиорду, чтобы потом вернуться в базу. Через 4 минуты после получения этого приказа адмирал Тови изменил курс своего флота и снова двинулся к острову Медвежий. Он сделал это, исходя из предположения, что "Тирпиц" все еще находится дальше на севере. А германский линкор продолжал двигаться на юг.

9 марта в 2.20 пришло новое сообщение от адмиралтейства, что "Тирпиц" движется на юг, и не следует искать его в районе острова Медвежий. Поэтому Тови повернул на курс 120° прямо к Лофотенским островам и увеличил скорость до 26 узлов. Если бы флот Метрополии двигался на запад всю ночь, то к рассвету он был бы на расстоянии прямой видимости от "Тирпица".

9 марта в 6.40 главнокомандующий приказал капитану авианосца "Викториес" отправить на разведку 6 "Альбакоров", чтобы проверить сектор от 105° до 155° на расстоянии до 150 миль.

Британский палубный самолёт Fairey Albacore
Британский палубный самолёт Fairey Albacore

Через 50 минут поднялась атакующая группа из 12 "Альбакоров" с торпедами под командованием капитана-лейтенанта У.Дж. Лукаса. Сила ветра составляла 25 узлов с направлением 45°. Постепенно она усилилась до 35 узлов и сменила направление на 70°. Видимость оставалась хорошей, но на высоте 200 футов были плотные облака. Под облаками самолеты столкнулись с обледенением. Атакующая группа получила приказ удерживать курс 135° и действовать на основе отчетов разведчиков. Главнокомандующий отправил самолеты в атаку со словами:

«Прекрасный шанс добиться очень важных результатов. Пусть с вами будет Бог».

В 8.02 один из самолётов "Альбакор" обнаружил "Тирпиц" вместе с эсминцем "Фридрих Инн" и сообщил об этом. Командир атакующей группы перехватил это сообщение и повернул на курс 163° на высоте 500 футов. Приблизительно в 8.10 "Тирпиц" сам заметил разведывательный самолет и в 8.30 запустил 2 гидросамолета "Арадо" для защиты себя от угроз с воздуха. Затем линкор установил курс 82° и со скоростью 29 узлов двинулся к Вест-Фиорду. Бдительный "Альбакор" сообщил об этом изменении курса. Два преследовавших "Тирпиц" "Альбакора" столкнулись в бою с "Арадо". На третьем "Альбакоре" штурман был ранен огнем с германских гидросамолётов, но самолет благополучно вернулся на палубу "Викториеса".

-4

В 9.17 часов, когда "Альбакоры" находились прямо над линкором, "Тирпиц" внезапно появился в разрывах туч. Таким образом, противники обнаружили друг друга. "Тирпиц" на некоторое время задержался с открытием огня, и Лукас, полагая, что они до сих пор не замечен, отдал команду: "Пикировать и атаковать!"

Первое звено спикировало параллельно левому борту линкора на расстоянии 1800 ярдов, затем повернуло вправо и сбросило торпеды под прямым углом на расстоянии 1500 ярдов. Но они немедленно попали под сильный зенитный огонь. Через минуту "Тирпиц" резко повернул влево, и второе звено сбросило торпеды на уже отходящую цель с расстояния 2000 ярдов. Все торпеды промахнулись. Дело в том, что они имели скорость 40 узлов, глубину хода 25 футов и были оснащены только контактными взрывателями и проходя параллельно с корпусом линкора не взрывались. Следующие два звена атаковали через 4 минуты, описав широкую петлю с правого борта. Они сбросили свои торпеды менее организованно. Зенитный огонь "Тирпица" стал более плотным. В ходе атаки по одному самолету из каждого звена были сбиты. "Альбакоры" снова промахнулись. Хотя это нервировало их, но они не понесли серьёзного ущерба. Что касается "Тирпица", то он на полной скорости направился в безопасную гавань Вест-Фиорд, оставив разочарованных летчиков с "Викториеса".

Британский авианосец "Викториес"
Британский авианосец "Викториес"

Единственная пленка, на которой была зафиксирована эта атака, позволяет предположить, что торпеды были сброшены слишком далеко, примерно вдвое больше, чем была дальность их хода. Однако германские документы отмечают отвагу британских пилотов, которые сбрасывали торпеды с расстояния 400-1200 ярдов. В основном "Тирпиц" был спасен неопытностью и необученностью английских пилотов.

Капитан-лейтенант Лукас только что присоединился к эскадрилье, никогда не летал с ней и сам имел мало практики в торпедных атаках. К тому же пилоты очень редко тренировались в совместных действиях эскадрильи, особенно в координированной атаке с разных сторон (звездным налетом). Однако эта атака заставила германское высшее командование относиться к "Тирпицу" с еще большей осторожностью. Более того это событие привело к тому, что работы на немецком авианосце "Граф Цеппелин" были снова возобновлены, хотя он так и не был достроен.

Адмирал Тови, разочарованный произошедшим, повел флот метрополии обратно в Британию, преследуемый летающей лодкой BV-138. Самолеты с авианосца "Файрфлаи" безуспешно пытались отогнать ее, но к вечеру появились бомбардировщики Ju-88 и атаковали "Викториес", хотя так же безрезультатно. Адмирал Цилиакс сопротивлялся в Вест-Фиорде до 13 марта, затем ушел в Тронхейм, воспользовавшись густым туманом. Таким образом, он избежал столкновения с ожидающими его союзными подводными лодками. Конвои PQ-12 и QP-8 благополучно достигли своей цели, но угроза с юга маршрута следования конвоев оставалась.

Летающая лодка Blohm & Voss BV. 138 «Seedrache»
Летающая лодка Blohm & Voss BV. 138 «Seedrache»

А что, если британским "Альбакорам" улыбнулась удача и "Тирпиц" получил порцию торпед?

Прежде всего, казалось крайне маловероятным, что немецкий линкор мог быть потоплен только этими двенадцатью «Альбакорами», поскольку вероятность единственного попадания таким количеством бомбардировщиков была чрезвычайно мала (хотя, согласно немецким отчетам, два попадания действительно были, но не взорвались).
Во-вторых, Британский флот находился довольно далеко, более чем в 120 милях, из-за дальности полета норвежских бомбардировщиков люфтваффе, и, вероятно, не осмелился бы подойти ближе к берегу, даже если бы немецкий корабль был каким-то образом поврежден. К моменту атаки «Альбакора» «Тирпиц» все еще находился в пределах досягаемости люфтваффе (менее чем в 100 милях от норвежского побережья и примерно в 150 милях от дружественных авиабаз), хотя плохая погода помешала немцам запустить самолеты. Однако британцы все же задействовали ударные силы, по-видимому, потому, что британцы были более опытны в таких погодных условиях.
В-третьих, «Тирпиц» все еще действовал в норвежских водах и мог легко быть подкреплен другими кораблями, чтобы поддержать корабль в случае повреждения и отвести его обратно во фьорд или около того, прежде чем теоретически мог появиться британский флот.
Если бы флот возвращения мог пойти на своего рода самоубийственную миссию в японском стиле, ему все равно потребовалось бы полдня, чтобы добраться до места нахождения потерпевшего крушение немецкого корабля.
«Тирпиц» был слишком важен, чтобы терять его, и он, безусловно, находился в пределах досягаемости воздушного прикрытия, которому можно было придать большую силу. Меня бы не удивило, если бы я увидел, что «Тирпиц» выжил, его отбуксировали обратно в Савети, а HMS Victorious, King George V и USS Washington остались на дне Баренцева моря, если бы они решили продвигаться дальше, в контролируемые врагом ограниченные воды.
***
Потопление «Тирпица» маловероятно, но, события могли пойти по сценарию «Бисмарка» — «Тирпиц» получает попадания в кормовую часть, повреждены винты / рули. В результате немцы прерывают операцию (да они и в РИ больше никого не нашли), и поврежденный немецкий «адмирал» становится на длительный ремонт.
Позднее удача так же улыбается Великобритании (или общим союзным силам): «Тирпиц» из одного ремонта попадает в другой, и в конечном итоге уже не выходит в море. В общем, «Тирпиц» как и «Бисмарк» совершает только один боевой поход, и на этом боевая карьера заканчивается.

-7

А дальше…
Самой главной (для СССР) развилкой, становится прибытие каравана PQ-17.

-8

А раз РККА получает дополнительную технику (т.е. не погибшую в РИ), то могут быть какие-то успехи на фронтах. Причем, локальные успехи могут стать и стратегическими
Затем, раз нет разгрома, т.е. потопления 23 транспортов, то остальные арктические конвои могут идти в том же темпе – раз в месяц. Т.е. PQ-18 идет не 2 сентября, а 2 июля, PQ-19 3 августа, PQ-20 5 сентября (в РИ PQ-18 2 сентября, а JW-51 15 и 22 декабря).
Ну или не в том же темпе — полярная зима сменяется полярным летом, и активность Люфтваффе возрастает. Вполне возможна временная остановка конвоев именно по причине возросшей активности Люфтваффе. И если англичанам улыбнулась удача, то удача должна улыбнуться и немцам – какой-то союзный батлшип («Викториес», «Кинг Джордж 5» или «Вашингтон») будет поврежден немцами и встанет на длительный ремонт в Мурманске или Архангельске. Другими словами, англичане могут приостановить конвои по причине повреждения своих линкоров. Ибо потеря (выход из строя) линкора это не то же самое что и гибель 1-2 транспортных кораблей….
Что касается флота Кригсмаринге, то раз уже два линкора повреждены авиацией, то и немцы приложат усилия по вводу своих авианосцев — «Цеппелин» и «Зейдлиц» (как раз осенью 42-го начаты работы) по вводу в строй.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Альтернативный Бисмарк. - Альтернативная История

Ахилессова пята линкоров - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/zubochistka-dlya-admirala-ili-rokovaya-izhora-2/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉