Insterburg, Ziegelstrasse
Автор: Вильгельм Обгартель (Wilhelm Obgartel)
Перевод: Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart)
ЦИГЕЛЬШТРАССЕ – ШЁНШТРАССЕ – ГЕОРГ-ФРИДРИХШТРАССЕ – ФЛОТТВЕЛЛШТРАССЕ- ПУЛЬВЕРШТРАССЕ – ВАЛЬДХАУЗЕНЕРШТРАССЕ – НОРДЕНБУРГЕРШТРАССЕ – КЛЯЙНБАНШТРАССЕ
[в скобках указаны примечания переводчика]
Все эти улицы располагаются по другую сторону от Гавенского пруда, городского парка и мельничного рва. Цигельштрассе (далее Кирпичная улица) имеет древнее происхождение, тогда как соседние с ней улицы довольно молоды.
Кирпичная улица берёт своё имя от некогда находившихся тут кирпичных складов. Глинистая почва в южной части города уже в ранние времена позволила наладить кирпичное производство. Преобладающая часть городских строений, в древности и сейчас, были построены из материала добытого в местной земле. Ещё земельный указ 1583 года отмечал характер здешней почвы, упомянув, что поля около кирпичных складов содержат в себе “красную глину, а не пахотную землю”, и подати с них должны взиматься как с лесных наделов. Сады и поля на Кирпичной улице, а также около Кирпичных ворот усеяны кирпичным крошевом, что объясняется находившимися тут во времена былые кирпичными складами. То были, конечно, не такие большие предприятия с кольцевыми печами, какие мы ныне наблюдаем в Амалиенхофе, на городском кирпичном заводе, в Хейнехофе [принадлежал Вольфу Зиху (Wolf Ziehe). Находился на территории современной авиабазы– Е.С.] или кирпичном заводе Хейде (Stöffel von der Heyde), а довольно примитивные производства. Ещё 60 лет тому назад таковое существовало в Амалиенхофе и принадлежало господину Бюхлеру (Büchler). От него сохранился маленький симпатичный кирпичный домик на поле. Также и имение Остеррохта (Osterroht) (прежде принадлежавшее Галлмейстеру) в те времена было маленьким кирпичным заводиком, последовательно принадлежавшим Пфемферту (Pfemfert) и Брассату (Brassat). Теперь бывший кирпичный склад используется в качестве конюшни.
До начала прошлого века Кирпичная улица посредством двух переулков вела лишь к пруду и заканчивалась у находившихся рядом с ним Кирпичных ворот [примерно между 1 и 2 домами на ул. Победы – Е.С.]. Это были одни из шести ворот за чьи пределы, в конце концов, и вырвался город. В 1725 году, после введения акциза, городской район был обнесён палисадом. Когда последний сгнил, то на его месте был выкопан ров. Сегодня всё ещё существует дом привратника (№5), за свою своеобразную форму известный в народе как “чернильница”. Когда-то мостовая вела лишь до этого места. Остальная часть улицы возникла позднее, после её соединения с дорогой ведущей к Норденбургу. Булыжную мостовую и газовое освещение она получила лишь в 1890 году.
Земельный участок №1 в 1850 году приобрела пивоварня Фрэзе (Froese), которая незадолго до начала войны (1-й мировой) ещё существовала на этом месте. Далее вдоль пруда находятся участки, располагавшихся ранее на Шарфрихтерштрассе [впоследствии переименованной в Герихтштрассе, ныне ул. Дачная – Е.С.], кожевенных предприятий Нолде (Nolde) (№2) и Хёльцеля (Hölzel) (№3). В 1891 году на участке 11/12 была основана “Немецкая Пивоварня” Бруна и Фрэзе (Bruhn & Froese). Ранее тут находился “Трактир Хейне” (Heinsche Krug). До сих пор около склада можно отчётливо различить место бывшего въезда. После объединения местных пивоварен в 1917 году с “Городской Пивоварней” “Немецкая Пивоварня” прекратила своё существование. В её производственных помещениях разместилась проволочная фабрика Малка и Хута, а также Восточно-Прусский колбасный заводик.
Два храма, Меланхтонская кирха и баптистская кирха, находятся уже за пределами Кирпичных ворот. Меланхтонская кирха была построена в 1909-11 годах и обошлась в 150000 марок выплаченных каменщику и плотнику Остеррохту. Сам участок был приобретён за 25000 марок у коммерсанта Генриха Фрэзе. Строительство велось под руководством правительственного советника по делам строительства Лейтхольда (Leithold). Внутренняя роспись была выполнена в 1928 году профессором академии художеств Пфейффером (Pfeiffer) из Кёнигсберга. Её башня достигает 50 метров в высоту. Кирха баптистской общины относится к 1897 году.
В последние два десятилетия на территории между Кирпичной улицей и Зирштрассе появился новый район, где возникли следующие улицы: Шёнштрассе, Георг-Фридрихштрассе, Флоттвеллштрассе и Пульверштрассе. Шёнштрассе была названа в честь Гумбинненского окружного президента, ставшего впоследствии верховным президентом Восточной и Западной Пруссии, Генриха Теодора фон Шёна, сына нашей родной провинции (род. 1773, ум. 1856). Георг-Фридрихштрассе получила своё имя в честь маркграфа, которому Инстербург обязан своими городскими правами. Флоттвеллштрассе названа в память о родившемся в нашем городе 23 июля 1786 года будущем прусском министре и почётном гражданине Инстербурга фон Флоттвелле, чей отец был местным комиссаром юстиции. Пульверштрассе [Пороховая улица] названа так по той причине, что тут находился пороховой склад, располагавшийся на так называемом колумбовом лугу, где ещё несколькими годами ранее местные коммерсанты хранили свои запасы пороха. В более древние времена порох, принадлежавший армии и коммерсантам, хранился в подвалах под замковой башней Пайнтурм. Многолетние жалобы придворного председателя суда фон Хеллена (1790-1792) к королю привели к удалению этого опасного гостя из замка.
От построенного в 1845 году шоссе, изначально ведшего лишь до Йенихена [пос. Свобода], ответвляется дорожка, бегущая к входу в городской парк. В 150 метрах далее от улицы ответвляется вторая дорога, которая ведёт в Питеркемен [с 1938 Питерсталь, ныне не существует – Е.С.]. Между этими двумя дорогами, где ныне находятся здания пожарной команды и электростанция, находилась живодёрня. Из-за большой вредности для города она в 1880 году была перенесена в Йоханнисталь (Johannisthal) [ныне не существует. Находилась на территории самого северного из топливохранилищ современной авиабазы – Е.С ]. Здание некоторое время использовалось пожарной командой, но затем было снесено.
Несмотря на то, что в 1860 году эти две дороги оказались перерезаны Восточной железной дорогой их связь с городом не была нарушена.
Вальдхаузенерштрассе берет своё начало от Кирпичной улицы и ведёт в направлении Вальдхаузенского леса и популярного места для загородных прогулок, и железнодорожной станции Вальдхаузен, доходя до Мельничной горы. Ещё 50 лет назад там стояли три очень высоких ветряных мельницы, замечательным образом оживлявшие городской силуэт. Впоследствии они пали жертвой современной мельничной индустрии. Одна из этих мельниц присутствует на хранящейся в музее древностей картине изображающей город, каким он был в 1845 году [на заглавной фотографии к статье – Е.С.].
В удивительно короткое время на продолжавшем Кирпичную улицу Норденбургском шоссе появилась новая улица, Норденбургерштрассе, которую застроили жилищно-строительные товарищества и частные домовладельцы. Район во всех отношениях прекрасно подходил для поселения. Тут уже была замощённая дорога с готовым водопроводом и канализацией, которые во время войны с большими затратами были проложены до аэродромных ангаров в Херманнсхофе (Hermannshof) [Территория современного центрального КПП авиабазы и памятника самолёту ИЛ-28 – Е.С.]. Схожая ситуация была и при строительстве связующей Амалиенхоф и район Мельничного пруда улицы [Квандельштрассе, ныне ул. Гоголя]. Хотя издержки на водопровод и канализацию там пали, конечно, на владельцев земельных участков. Первым общественным зданием на ней стал новый детский сад. В настоящее время намечены ответвляющиеся от Норденбургерштрассе второстепенные улицы, такие как Кантштрассе [ул. Виноградная], Хердерштрассе [ул. Кутузова] и Коперникусштрассе [ныне не существует], получившие имена известных исторических личностей прошлых столетий. Исключение было сделано только для проходящей мимо католического кладбища Лигницерштрассе [ул. Офицерская], получившей своё название по имени города-побратима Инстербурга [Лигниц, ныне польский Легница – Е.С.]. Помощь братского города оказалась скорее номинальной, поскольку кроме сгоревшего во время пребывания русских в Инстербурге литейного заводика Браше [на Гинденбургштрассе – Е.С]) другого ущерба он не понёс.
Примыкающая к Лигницерштрассе усадьба владельца транспортной компании и землевладельца Отто Клингера (Otto Klinger) пятьдесят лет тому назад носила название “Улей”. Это имя она получила благодаря своему предыдущему владельцу, почтовому директору Шульце. Будучи заядлым пчеловодом он купил три акра расположенной в низине и защищённой от ветра земли, где посреди большого сада построил маленький дом с образцовой пасекой. Там он занялся любимым делом в соответствии с передовыми принципами пчеловодства.
На его пасеке нашлось место для всех известных в то время ульев, от примитивных деревянных (Klotzbeute) и плетёных до современных многоуровневых, с которыми он проводил свои опыты. Будучи председателем центрального союза пчеловодов округа Гумбиннен, он многое сделал для развития пчеловодства. После смерти Шульце в преклонном возрасте в 1899 году его пасека канула в лету.
Поместье Амалиенхоф, приобретенное городом в 1919 году за 180000 марок, когда-то принадлежало коммерсанту Якуету (Jaquet). Здесь находился принадлежавший Михаэлю Шпудайтису (Spudaitis) кирпичный заводик.
Городской кирпичный завод является детищем каменщика Мора (Mohr). Его преемником был Луи Печ (Louis Paetsch), чей сын в 1916 году продал имение вместе с кирпичным заводом городу за 300000 марок. Херманнсхоф (Hermannshof) безусловно получил своё название от своего бывшего владельца. Впоследствии поместьем владели: генерал фон Белов (von Below), Хеллбарт (Hellbarth), Густав Крюгер (Krüger), его вдова Эмма Крюгер, Фриц Дорш (Dorsch), Георг Вислицени (Wisliceny) (1910-1913) и Карл Пич (Pich). В 1916 году город посредством аукциона выкупил его за 296000 марок. Вскоре на этом месте был сооружён аэродром и ангары для самолётов с хозяйственными постройками. В 1922 году, после поражения в войне, неиспользуемая территория аэродрома размером в 3,5934 гектара перешла во владение берлинской компании “Дойче Верке” (“Deutschen Werke A.G.”), которая хотела построить тут фабрику. Поскольку из этих планов ничего не вышло, то город в 1926 году снова выкупил эту землю.
Хейнехоф (Heynehof) [Территория ныне занимаемая стоянкой для самолётов и стартовым домиком на авиабазе – Е.С.]обязан своим названием когда-то знатной и очень состоятельной семье Хейне. Она происходила из Хальберштадта и прибыла в Восточную Пруссию в первой половине 18 века. Это были два брата. Один из них, врач, который отправился дальше в Россию, а другой, предприниматель, основал здесь аграрное дело. Благодаря процветающей торговле с Россией его семья быстро разбогатела и вскоре приобрела множество земельных участков в городе и его окрестностях, среди которых были поместье Хейнехоф и бывшая государственная собственность Георгенбург. Неудачная война принесла ей большие убытки, поскольку два принадлежавших семье судна с полным грузом были захвачены французами во время континентальной блокады на их пути в Англию. Это стало причиной того, что Георгенбург был продан Симпсону. Семья перенесла свою резиденцию обратно в Инстербург или Хейнехоф, пополнив список самых старых и влиятельных семей города (Фриш (Frisch), Бернекер (Bernecker), Фрэзе (Froese), Шулеманн (Schulemann), Техлер (Techler), Эйхельбаум (Eichelbaum), Дёринг (Döhring), Нейсс (Neiß), Сакс (Sachse), Штади (Stadie), Экерт (Eckert)), с которыми её неоднократно связывали родственные узы. Последний Хейне из Хейнехофа был большим оригиналом. К примеру, он по своему желанию мог в середине лета прокатиться по улицам города в санях. Следующий собственник владения Герман Розе (Rose) построил на территории поместья кирпичный завод. Его семья впоследствии продала само поместье Анкерманну (Anckermann), а кирпичный завод Шпренгелю (Sprengel). В 1916 году город купил поместье за 400000 марок, тогда как кирпичный завод достался коммерсанту Циху младшему (Ziehe).
Там, где теперь находятся вокзал узкоколейной железной дороги и Кляйнбанштрассе, до 1902 года было картофельное поле, ограниченное с юга высокой насыпью по которой пролегала железная дорога Торн-Инстербург. Строительство узкоколейной железной дороги изменило весь район. Высокая насыпь с подземным путепроводом для шоссе исчезла, а Торнскую железнодорожную линию поместили между ветками на Кенигсберг и Лик на том же самом уровне. На прежнем поле раскинулась сеть узкоколейной железной дороги, связавшей имперскую железную дорогу с портовой, а новая улица, которой стала Кляйнбанштрассе, вернула потерянную связь Кирпичной улицы с новым районом. На ней также удобно поместилась и сама узкоколейная железная дорога.
Инстербургская Узкоколейная Компания была образована 25 июня 1900 года. Её акционерами стали Прусское государство, провинция (Восточная Пруссия), районы Инстербург (город и окрестности), Рагнит, Нидерунг, Тильзит (город и окрестности), а также фирма “Lentz & Comp”. В ожидании экономической выгоды для строительства узкоколейки были предоставлены в бесплатное распоряжение необходимые территории в пределах городского района. В 1909 году было закончено строительство линии Люксемберг-Прегельтор, а также вокзала узкоколейки в Прегельторе. Местное руководство осуществляли: эксплуатационные инспекторы 1. Эшмент (Eschment) (до 1908), 2. Шпун (Spuhn) (1908-1914), 3. Грюн (Grün) (до настоящего времени).
Первые здания находящейся напротив электростанции относятся к 1903 году. Со временем они неоднократно расширялись. В первое десятилетие своего существования была арендована Всеобщей Электрической компанией (AEG) из Берлина. После этого предприятие работает уже за счёт городского бюджета. В последнее время оно перестроилось на подачу трёхфазного напряжения. Техническим руководителем предприятия был сначала инженер Леке (Lecke), а затем инженер Гутманн (Gutmann). Находящееся неподалёку здание Государственной палаты мер и весов принадлежит муниципалитету. Оно было построено в 1913 году и за 1500 марок сдаётся внаём казначейству.
Автор: Вильгельм Обгартель (Wilhelm Obgartel)
Перевод: Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart), 2016
При перепечатке или копировании материала ссылка на данную страницу обязательна. С уважением, Е. А. Стюарт