В самом начале прошлого века в Париже было свободно и именно там было место сбора художников, писателей, поэтов. Творческие люди стремились туда как православные в Иерусалим. Надо было обладать неординарными данными или находиться в отчаянном положении (возможно и то и другое), чтобы стать своим в этом обществе самородков, и уж тем более иметь божественную искру, для принятия публикой. Пьеру Боннару не пришлось долго скитаться по свету, парижанин отроду он был из состоятельной семьи. Кипучая натура не позволила закончить юридический, но стать известным живописцем, скрывающим свою возлюбленную, ставшая ему (на время) мамой (сестрой, любовницей, женой, музой). Тайная связь и внешние её проявление были притчей воязыцех парижской богемы. О этапах развития этой связи и повествует данная картина.
Снимать о художниках, любого направления, будь то сюрреалист или иконописец, всегда сложно. Картинка обязана быть идеальной, с точки зрения постановки кадра, наполнения цветом, соблюдения гармонии света и тени. Эти компоненты должны не только отражать манеру письма мастера, но и постараться передать все неосязаемые нюансы его работ. В этом смысле писать оригинал намного проще, нежели отразить жизнь и творчество автора через объектив. Обнажённая муза Пьера Боннара демонстрирует, в некоторых моментах способна стать ликбезом для начинающих режиссёров, как можно и нужно ставить произведения на подобную тематику.
Режиссёр и сценарист Мартен Право интуитивно верно расставляет акценты, не позволяя себе и зрителю утонуть в рутине, муках живописца, его быту. Наверняка в биографии протагониста были прозаичные дни (месяцы, годы) которые составляли часть становления личности. Но Право интересует только Боннар и Марта, их встреча, счастье первых лет совместной жизни, болезнь Марты, измены художника и остатки дней уединения и одиночества. Режиссёр наполняет картину сочными красками не только на холсте Боннара, но и в реальных пейзажах и портретах современников импрессиониста. Ближе к финалу чётко вырисовывается многослойность фильма, его идеи. Жизнь человека коротка, а художника вечна, тем более таланта. На этом парадоксе он строит мазок за мазком целое произведение.
Перед нами проносятся первые моменты соединения двух индивидов, разных в сущности людей. Но такие, как известно, притягиваются. Они молоды, энергичны, так и проходит первая треть ленты. Далее темпоритм замедляется, становится основательнее, как и герои, зрителю дают заглянуть к ним на кухню, ванную и подглядеть сцены супружеской жизни в традициях тогдашних свободных отношений. И в заключительной трети мы можем испытать смешанные чувства от иллюстрации жизни на даче в только что оккупированной Франции, увлечении «позднего» Боннара садовыми растениями, некоторые из которых расцвели вопреки его убеждению в их гибели, атмосферы старчества (всего, что с этим связано), и сцены одинокого гнева художника, которого, будто пятилетнего сына оставила мать. Тут работает каждая деталь, но так, что из множества разнообразия вырисовывается художественное произведение.
Обнажённая муза Пьера Боннара – фильм для всех и каждого. Вовсе не обязательно разбираться в изобразительном искусстве и знать разницу между Мане и Моне. Кино произносится на ультразвуковых волнах, знакомых всякому человеку. Только важно сесть за просмотр с настроем созерцать не аттракцион, но просвещение, которое способно привести к просветлению души.
P.S.: Актёры прекрасны, все без исключения подобраны соответственно образам. А звезда фильма, Сесиль де Франс, потрясающе колоритна, ту ей нет равных.