Карповка и Малая Невка, много зелени и солнца + более 20 шедевров модерна, эклектики и конструктивизма в придачу. Все это ожидает нас на прогулке по двум островам.
Как добраться
Этот маршрут — продолжение прогулки от Выборгской до Карповки.
В прошлый раз мы остановились около домов Чубакова и Трифахина на набережной Карповки (№30 и 32 соответственно).
Вот они:
Для ориентира — напротив них на правом берегу Иоанновский монастырь.
А мы идем между домами №30 и 32 на улицу Всеволода Вишневского (бывшая Теряева).
Дом Чкалова
Первый слева — новострой, а за ним как замок возвышается дом акционерного общества «Архитектор», куда в 1927 заехала молодая семья Валерия Чкалова и Ольги Ореховой.
Вплотную к нему примыкает дом №9, выходящий на Чкаловский проспект. По плавным формам эркера и щипцов узнаем модерн, а вот состояние похуже.
В нишах щипцов — бюсты прекрасной дамы, везде одинаковые.
Дом Купермана
Через дорогу — еще один шедевр модерна, дом Купермана по проекту Лишневского. Интересно, что сразу после завершения строительства Александр Львович выкупил дом в собственное владение.
Дом как слоеный пирог — ризалиты и эркеры ступенями, нишевые балконы и круглые башенки.
Фото со стороны Левашовского проспекта:
Фирменный стиль мастера узнаваем, при этом есть и уникальные детали. Модерн с неорусским характером — это что-то новенькое.
Дело в том, что двумя годами ранее (в 1911) напротив доходного дома появилась церковь во имя преподобного Алексия, Человека Божиего (после 1932 перестроена в цех завода «Измеритель», сейчас там бизнес-центр). Вот как выглядел храм:
Лишневский решил сделать «перекличку», такой уголок неорусского стиля, популярного в то время в Петербурге.
Декор дворового фасада:
Дальше идем прямо по Чкаловскому проспекту и после Левашовского сквера свернем на улицу Полозова.
Дом Лишневского
И снова Лишневский!
Здесь он уже автор проекта и владелец изначально. При этом не модерн, а неоклассика. Я бы даже назвал это неоренессансом.
Зайдем во двор:
А это фасад со стороны улицы Ленина (официально он к ней и относится под №41):
В парадной с этой же стороны архитектурный нонсенс:
Почему так получилось — история умалчивает. Впрочем, памятуя «модерновую» практику Лишневского, не удивляюсь подобной асимметрии.
В разное время в доме жили писатель Евгений Замятин, художник Исаак Бродский, Яков Свердлов, Петр Капица, Эдита Пьеха, а также сам Лишневский.
По улице Ленина (бывшая Широкая) идем в сторону Левашовского проспекта к еще одной «звезде».
Дом Эрлиха
В народе его называют «дом-корабль». Посмотрите, как он врезается «носом» в Газовую улицу:
Архитектор, он же владелец дома Александр Эрлих соединил классику с неоготикой.
Фото 20-х годов:
Фасад со стороны Ленина:
Декор десюдепорта здесь удивительный:
А еще в этой парадной, на 3 этаже — музей-квартира Елизарова, где несколько месяцев в 1917 жил лидер большевиков (Марк Елизаров — муж сестры Ленина Анны).
Рекомендую прежде всего как памятник быта 100-летней давности, как выглядела «классическая» квартира в доходном доме со всеми деталями.
От угла дома Эрлиха хорошо виден старинный газгольдер через дорогу:
А мы, сделав круг, возвращаемся на Чкаловский проспект. На углу с Гатчинской улицей нас ждет совместная работа Леонтия Бенуа и Людвига Шретера.
Печатный двор
Не перестаю восхищаться промышленной архитектурой старого Петербурга. Казалось бы, зачем типографии нужна красота)? Но, видимо, раньше по-другому не умели.
Перспектива Чкаловского проспекта (печатный двор справа):
Приближаемся к Большой Зелениной:
На перекрестке остановимся у дома №13. Эклектика 1900 года по проекту Михаила Гейслера. Название чудное: дом дешевых квартир Императорского человеколюбивого общества.
Крупнейшая благотворительная организация дореволюционного Петербурга построила на рубеже веков дом с планировками эконом-класса.
А каков фасад:
На этом с Чкаловским проспектом прощаемся и поворачиваем направо, на Большую Зеленину:
Первая остановка — у дома №21, модерн 1902 года рождения от Дмитрия Андреевича Крыжановского.
Такого портала во двор я больше не припомню:
По соседству с ним — необычный комплекс, происхождение которого мне не удалось выяснить.
В этом месте улица делает небольшой изгиб:
На углу с Петрозаводской — детище кого бы вы думали? Александра Львовича Лишневского, в этом районе прямо заповедник его работ.
На сей раз — доходный дом Шика, 1912 год.
Картуш с пятиконечными звездами в 1912 — каково)?
Перспектива от дома Шика:
До башен впереди мы скоро доберемся, а пока остановимся на левой стороне, где прямо напротив дома Шика — главная звезда этого участка, дом герцога Лейхтенбергского.
Дом Лейхтенбергского
1905 год, архитектор Федор фон Постельс, первая крупная работа этого мастера модерна.
Отделка фасада с «плавучими» эркерами изумительна, но изюминка №1 этого дома — мозаичный фриз от края до края.
Поля, холмы, река & индустриальный пейзаж с высокими дымящимися трубами — первый и единственный в своем роде.
А над парадной как из пены морской выплывают девы, похожие на русалок:
На этом шедевры Большой Зелениной не заканчиваются. Через дорогу от Лейхтенбергского, на углу с Барочной улицей — смотрим дом Кейбеля.
Дом Кейбеля
В народе окрестили башней Рапунцель. Архитектор Густав фон Голи, 1901 год. Башен в Петербурге видимо-невидимо, но такой дом один.
Интересно, что на тот момент это была «дачная» глушь, массовая застройка Петроградской стороны начнется через несколько лет, после появления Троицкого моста.
Однако задолго до этого на участке неподалеку Кейбели открыли производство. Напомню, что это знаменитая династия ювелиров, фактически монополисты рынка орденов и памятных знаков до 1917 г. И вот в 1899 году Альберт Кейбель заказывает строительство роскошного доходного дома. Невероятная прозорливость: престиж, соответственно, цена здешней земли скоро подскочит в десятки раз.
Дом №34 — новострой. Примечателен своим панно, которое перекликается с мозаикой дома Лейхтенбергского.
Дальше поворачиваем направо, где рядом с Левашовским хлебозаводом разбили сквер:
Портал в иной мир:
Левашовский хлебозавод
Труженикам завода в блокаду Ленинград обязан жизнью, выпечка ржаного хлеба не прекращалась ни на минуту.
Производства здесь давно нет, сейчас это культурно-деловое пространство после капитального ремонта. Выставки, лекции, концерты.
Если идти прямо, буквально через 300 метров можно через мост попасть на Крестовский остров. Ну а мы сделаем небольшой круг, по Левашовскому проспекту вернемся к Барочной улице. Кстати, она называется так не в честь архитектурного стиля, а из-за пристани на Малой Невке, где стояло великое множество барок.
И так доходим до Барочного моста через Карповку.
Вид в одну сторону:
И в другую:
По набережной доходим до улицы Даля:
Пройдя аллею рядом с НИАИ Источник, оказываемся на улице Профессора Попова.
Вот уж кого не ожидал здесь встретить, так это Федора Ивановича Лидваля. Однако, поди ж ты: дом Азовско-Донского банка по проекту Лидваля, 1915 год.
В отличие от модерна начала XX века, здесь все достаточно строго. Фасад со стороны Профессора Попова:
Фасад со стороны улицы Грота:
Двор с флигелем:
Дальше идем по улице же Грота к Малой Невке. Лицом к Песочной набережной обращен дом художника.
Дом художника
Интересна история этого места. До 1917 года участком владел Яков Ратьков-Рожнов (известный по дому на Пестеля, 13). Через 10 лет здесь разместился отдел коротких волн Центральной радиолаборатории, где работали великие ученые. Мандельштам, Татаринов, Курчатов.
Наконец, в 1961 году по проекту архитектора Лапирова возвели дом для сотрудников Ленинградской организации художественного фонда РСФСР.
С этой стороны до сих пор — мастерские художников и скульпторов.
Вид со стороны улицы Грота:
Пройдем немного налево по Песочной набережной ради двух особняков.
Первый из них принадлежал Карлу Карловичу Неллису, председателю правления общества машиностроительных заводов (дом №22 по Песочной набережной).
В сталинские годы — приемник-распределитель, сюда привозили мальчиков от 5 до 14 лет после ареста родителей. Затем долгое время в доме квартировал ВОХР, сейчас здесь их музей.
А следующий дом (№24) принадлежал архитектору Льву Ильину, построен по его же проекту — часть большой усадьбы.
Если до этого был музей, то здесь размещается Управление ВОХР.
Возвращаемся назад.
Только с Песочной набережной можно рассмотреть дачу Леоновой, на Каменном острове она огорожена высоким забором.
Песочная набережная:
Малая Невка и Каменноостровский мост:
Переходим дорогу, снова на правую сторону.
Через Вяземский сад:
Выходим на Каменноостровский проспект, где нас встречают Лопухинский сад и дом 3-го Петроградского товарищества собственников квартир.
Подробно о них я рассказывал здесь:
и здесь:
А сейчас идем между ними, по улице Академика Павлова:
Зайдем во двор дома:
Дача Громова в Лопухинском саду:
Сразу за территорией сада начинаются владения Института экспериментальной медицины:
Институт замечателен своим парком, вдоль границы которого изгибается улица Павлова:
Ну а в архитектурном плане главная достопримечательность ИЭМ — здание библиотеки.
1913 год, проект Григория Люцедарского.
А за портал отдельная благодарность архитектору Покровскому и художнику-керамисту Петру Ваулину:
Дальше выходим на Аптекарскую набережную. Свою прогулку я заканчивал поздно вечером:
И именно в это время летом невероятный закат с Кантемировского моста:
На этой красивой ноте и остановимся.
До встречи и хороших вам прогулок!
P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — буду выкладывать то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсировать экскурсии.