Обратил внимание, что все меньше и меньше пишут в сетях на тему ближневосточных событий (я и сам уже не пишу). И дело не только в том, что сети блокируют информацию и пессимизируют авторов с определенной позицией.
Причина, мне кажется, в «банальности зла», а о банальности писать не хочется. И сколько ни пыталась уважаемая Анхар Кочнева объяснить нам, что люди не цифры, палестинцы - цифры. И это банальность.
Но мне кажется есть и другая причина, по которой писать об этом не хочется - просто нечего сказать. Да, зло, порой, принимает такие чудовищные животные формы, что о нем и сказать нечего.
Ну что мы можем сказать о гиене или шакале? Мы ж не можем обсуждать их поведение с человеческой морально-этической позиции? Это совсем другая форма зла – оно находится за рамками человеческого понимания. Когда гиена душит попавшихся ей котят гепарда или детенышей львов, любой зоолог нам логически объяснит, что это борьба за выживание, котята когда-нибудь вырастут и станут конкурентами в пищевой цепочке саванны. Но мы все равно будем видеть котят, а не пищевую цепочку. Даже есть понимаем животную логику гиены.
Моей ошибкой было писать о происходящем именно с человеческой морально-этической позиции. Признаю, это было глупо. Писать о гиенах можно только зоологически. А я в вопросах зоологии дилетант. Хотя даже дилетант, конечно, понимает – происходящее вполне логично.
С зоологической животной точки зрения все вполне оправданно. Но проблема в том, что как бы ни старались гиены, кто-то из львят выживет. И начнет с таким же удовольствием душить щенков гиен. И с животной точки зрения будет абсолютно прав. Когда гиены завопят о своих страданиях, с морально-этической позиции их, безусловно, нужно пожалеть. И мы обязательно пожалеем. Мы ведь не зоологи. Этим и пользуются гиены.
P.S. Зная о том, как гиены любят писать жалобы, хочу подчеркнуть, под гиенами подразумеваются конкретные нацисты, без различия национальности, религии и пола.