Русский художник Алексей Алексеевич Бобров (1849–1899) известен как представитель жанра «в комнатах».
В ранние годы наставником для Алексея стал его старший брат, известный впоследствии портретист и гравёр Виктор Алексеевич Бобров. Авторство их картин и сейчас частенько путают.
А вот уже с 1866-го по 1871-й Алексей обучается в Императорской Академии художеств в статусе вольнослушателя.
Творчество Алексея Боброва интересно тем, что он, кажется, нарочито выбирал обыденную жизнь ничем не примечательных людей в отнюдь не парадной обстановке. Но тем самым позволяя потомкам погружаться в реальную повседневную жизнь людей ушедшей эпохи.
Вот человек пенсионного, как бы мы сказали сейчас, возраста. Он занят самым мирным делом - раскладывает пасьянс. Художник убранством и освещением постарался максимально передать ощущение уюта и покоя. На скромный достаток обитателя комнаты говорят стулья из разных гарнитуров. немногочисленных предметов мебели, собранных из разных по стилю гарнитуров. Но они вместе с растениями подчёркивают не суетность происходящего. Спаситель, кажется, лично следит за непотревоженностью этого тихого уголка. На письменном столике о цивилизации напоминают лишь украшающие подсвечники рельефы в технике литофании.
Но вот другой сюжет, кажется, совсем с иной нотой звучания.
Вроде бы ничего особо примечательного с исторической точки зрения. Дело житейское. Можно посочувствовать. Но что тут может заинтересовать художника? Прежде всего искренность переживаний героя. Он погружён только в ему принадлежащее. И совершенно отстранён от внешнего. Ни поза неудобная, на краешке, стула, ни одежда, небрежно брошенная на стул, ни беспорядок на полках… Ничто не отвлекает от безмолвного диалога с изображением безвременно ушедшей. А карта на стене навязчиво напоминает о некогда совершённом свадебном путешествии…
У его картин с такими «обычными» сюжетами порой складывались весьма необычные судьбы.
В городе Чудове Новгородского уезда проживала известная округе семья Струговщиковых. Главой её выступал поэт и переводчик Александр Николаевич. Семья увлекалась и коллекционированием картин. Одной из них стала вот эта:
Её 30 апреля 1925 года передали в собрание Новгородского Губмузея. И до 1941 года она находилась в экспозиции тамошнего музея Древнего и Нового русского искусства. Но в период оккупации Новгорода 1941–1944 годов немцы вывезли её вместе с другими художественными ценностями. В 1948 году картину возвратили на родину. Но на подрамнике осталась оккупационная отметина, прямоугольная наклейка с надписью чёрной тушью Novgorod.
А художнику Боброву удавались обители не только людей ничем не выдающихся.
В 1866 году Великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III) по случаю женитьбы на датской принцессе Марии Софии Фредерике Дагмар получил Аничков дворец в качестве свадебного подарка от отца, императора Александра II. Молодожёны выбрали Аничков своей резиденцией.
В 1868-1869 годах по проекту архитектора Ипполита Монигетти здесь устроили библиотеку. На картине она и представлена как двухъярусное помещение в стиле Ренессанса. Декорировали её резным дубом, кожей, бронзой и мрамором. Алексей Бобров изобразил и витражное окно с гербом Российской империи. Оно до нашего времени не сохранилось.
Художник работал над полотном тонкой кистью. И плотно прилегающие друг к другу мазки придали предметам почти физическую осязаемость.
Ушедшее в прошлое художник сохранил вдумчивым взглядом и передал нам.
Друзья! С сегодняшнего дня и до 30 мая можно оформить подписку на "Лучик" СО СКИДКОЙ 30% на сайте Почты России https://podpiska.pochta.ru/press/П5044, а также в вашем почтовом отделении.