Найти тему
Журнал "Лучик"

И жили, и тужили…

Русский художник Алексей Алексеевич Бобров (1849–1899) известен как представитель жанра «в комнатах».

Алексей Бобров, «В комнатах», 1869. Холст, масло. ГРМ
Алексей Бобров, «В комнатах», 1869. Холст, масло. ГРМ

В ранние годы наставником для Алексея стал его старший брат, известный впоследствии портретист и гравёр Виктор Алексеевич Бобров. Авторство их картин и сейчас частенько путают.

А вот уже с 1866-го по 1871-й Алексей обучается в Императорской Академии художеств в статусе вольнослушателя.

Алексей Бобров, «Автопортрет», 1871. Бумага, акварель. Вологодская областная картинная галерея
Алексей Бобров, «Автопортрет», 1871. Бумага, акварель. Вологодская областная картинная галерея

Творчество Алексея Боброва интересно тем, что он, кажется, нарочито выбирал обыденную жизнь ничем не примечательных людей в отнюдь не парадной обстановке. Но тем самым позволяя потомкам погружаться в реальную повседневную жизнь людей ушедшей эпохи.

Алексей Бобров, «Интерьер», 1871. Холст, масло, 45х49. ГТГ
Алексей Бобров, «Интерьер», 1871. Холст, масло, 45х49. ГТГ

Вот человек пенсионного, как бы мы сказали сейчас, возраста. Он занят самым мирным делом - раскладывает пасьянс. Художник убранством и освещением постарался максимально передать ощущение уюта и покоя. На скромный достаток обитателя комнаты говорят стулья из разных гарнитуров. немногочисленных предметов мебели, собранных из разных по стилю гарнитуров. Но они вместе с растениями подчёркивают не суетность происходящего. Спаситель, кажется, лично следит за непотревоженностью этого тихого уголка. На письменном столике о цивилизации напоминают лишь украшающие подсвечники рельефы в технике литофании.

Но вот другой сюжет, кажется, совсем с иной нотой звучания.

Алексей Бобров, «Горе вдовца», 1860-е. Холст, масло. Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Алексей Бобров, «Горе вдовца», 1860-е. Холст, масло. Красноярский художественный музей В.И. Сурикова

Вроде бы ничего особо примечательного с исторической точки зрения. Дело житейское. Можно посочувствовать. Но что тут может заинтересовать художника? Прежде всего искренность переживаний героя. Он погружён только в ему принадлежащее. И совершенно отстранён от внешнего. Ни поза неудобная, на краешке, стула, ни одежда, небрежно брошенная на стул, ни беспорядок на полках… Ничто не отвлекает от безмолвного диалога с изображением безвременно ушедшей. А карта на стене навязчиво напоминает о некогда совершённом свадебном путешествии…

У его картин с такими «обычными» сюжетами порой складывались весьма необычные судьбы.

В городе Чудове Новгородского уезда проживала известная округе семья Струговщиковых. Главой её выступал поэт и переводчик Александр Николаевич. Семья увлекалась и коллекционированием картин. Одной из них стала вот эта:

Алексей Бобров, «Шалунья», 1888. Холст, масло. Новгородский государственный объединённый музей-заповедник
Алексей Бобров, «Шалунья», 1888. Холст, масло. Новгородский государственный объединённый музей-заповедник

Её 30 апреля 1925 года передали в собрание Новгородского Губмузея. И до 1941 года она находилась в экспозиции тамошнего музея Древнего и Нового русского искусства. Но в период оккупации Новгорода 1941–1944 годов немцы вывезли её вместе с другими художественными ценностями. В 1948 году картину возвратили на родину. Но на подрамнике осталась оккупационная отметина, прямоугольная наклейка с надписью чёрной тушью Novgorod.

А художнику Боброву удавались обители не только людей ничем не выдающихся.

Алексей Бобров, «Библиотека Аничкова дворца», 1873. Холст, масло. ГРМ
Алексей Бобров, «Библиотека Аничкова дворца», 1873. Холст, масло. ГРМ

В 1866 году Великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III) по случаю женитьбы на датской принцессе Марии Софии Фредерике Дагмар получил Аничков дворец в качестве свадебного подарка от отца, императора Александра II. Молодожёны выбрали Аничков своей резиденцией.

В 1868-1869 годах по проекту архитектора Ипполита Монигетти здесь устроили библиотеку. На картине она и представлена как двухъярусное помещение в стиле Ренессанса. Декорировали её резным дубом, кожей, бронзой и мрамором. Алексей Бобров изобразил и витражное окно с гербом Российской империи. Оно до нашего времени не сохранилось.

Художник работал над полотном тонкой кистью. И плотно прилегающие друг к другу мазки придали предметам почти физическую осязаемость.

Ушедшее в прошлое художник сохранил вдумчивым взглядом и передал нам.

Алексей Бобров, «Автопортрет», 1892
Алексей Бобров, «Автопортрет», 1892
-8

Друзья! С сегодняшнего дня и до 30 мая можно оформить подписку на "Лучик" СО СКИДКОЙ 30% на сайте Почты России https://podpiska.pochta.ru/press/П5044, а также в вашем почтовом отделении.

-9