Найти тему
Журнал Авто.ру

Вагоны, автомобили, космос: факты о марке «Руссо-Балт», которые вы вряд ли знали

Оглавление

Название этого бренда до сих пор более-менее на слуху — и многие считают «Руссо-Балт» первым автомобилем, созданным еще в дореволюционной России. Хотя это и не так. Зато «Руссо-Балт» или «Рюссо-Балтик», как его иногда называли на французский манер, точно достоин звания первого премиального бренда царской России. А 26 мая — день рождения марки. Именно в этот день 115 лет назад в Риге был собран первый серийный «Руссо-Балт» модели С24/30. Отличный повод вспомнить короткую историю тяжёлого отечественного люкса.

Автомобили начинали собирать на вагонном заводе

Сама история «Руссо-Балта» началась за 40 лет до постройки первого автомобиля. Ещё в 1869 году немецко-бельгийская железнодорожная компания Van der Typen & Charlier получила крупный заказ из России. Объёмы поставок были настолько крупными, что рачительные европейцы смекнули — выгоднее организовать производство на месте и избавить себя от таможенных пошлин.

Так в Риге и появился «Русско-Балтийский вагонный завод» или РБВЗ. Дела шли хорошо. Вслед за первым большим заказом на полтысячи вагонов последовали другие: как в связи со строительством Транссибирской магистрали, так и на нужды русско-японской войны.

Правда, вскоре после окончания конфликта спрос на вагоны в России заметно снизился. Тогда-то руководство завода и задумалось о диверсификации производства. Что самое прогрессивное, модное и потенциально прибыльное в начале XX века? Конечно же, автомобили!

Первый «Руссо-Балт» стал калькой с автомобиля бельгийской марки

В распоряжении «Русско-Балтийского вагонного завода» имелись современные производственные мощности, квалифицированный персонал и достаточный бюджет. Не было только опыта в создании автомобилей. Поэтому в компании решили обратиться к зарубежной экспертизе.

Иван Фрязинский, возглавивший автомобильный филиал русско-балтийского вагонного завода, пригласил главным конструктором швейцарца Жюльена Поттера. И именно по его настоянию в качестве прототипа для первого «Руссо-Балта» выбрали автомобиль марки «Фондю».

Конечно, швейцарский сырный деликатес здесь не при чём. Automobiles Fondu — это бельгийский бренд, а выбор прототипа для «Руссо-Балта» обусловлен прежде всего тем, что Поттера был главным конструктором этой фирмы. Именно он в 1906 году создал первую модель марки — Fondu Type 1 CHF. Большая, недешёвая и основательная машина, в технических решениях которой чувствовалось влияние Мерседесов тех лет, например, Mercedes-Simplex 28/32.

Первый «Фондю» оснащался 3,8-литровым четырёхцилиндровым мотором мощностью 24 л.с., трёхступенчатой коробкой передач и карданным валом, а не традиционной для тех лет цепной передачей. Настоящее достижение для швейцарского конструктора, которому на тот момент не исполнилось и 25 лет!

А дальше источники расходятся в показаниях. Одни говорят, что Чарльз Фондю, владелец компании Automobiles Fondu, продал лицензию на свой автомобиль русским. Другие настаивают, что Жюльен Поттера сам погнался за длинным рублём и лично принял приглашение от «Руссо-Балта».

Как бы то ни было, первая модель российского бренда всё-таки заметно отличалась от бельгийского прототипа.

«Руссо-Балт-С24/30» был весьма прогрессивным

В Риге Жюльен Поттера получил в распоряжение обученный персонал из более чем полсотни человек и современное оборудование, закупленное в США. Пусть дебютный С24/30 многое позаимствовал у «Фондю», но скучной копией он точно не был.

Машина получила усовершенствованный мотор: расточенная до 4,5 литра «четвёрка» выдавала уже 30 л.с. Конструкторы добавили ещё и алюминиевые картеры двигателя и коробки передач, а это — очень передовое для начала XX века решение. Тормозная система, впрочем, выдавала в «Руссо-Балте» продукт своего времени. Передний тормоз С24/30 был ленточным, а задний — колодочным с механическим приводом.

«Руссо-Балт» длиной 4250 мм развивал максимальную скорость в 70 км/ч и предлагался с целой палитрой заказных кузовов: от простенького торпедо до пафосного лимузина.

Дебютная модель марки окажется в итоге и самой массовой — всего будет построено около 350 автомобилей. А сфера применения их была весьма обширной: от службы в царской армии до участия в ралли.

Руссо-Балт С24/30 Торпедо
Руссо-Балт С24/30 Торпедо

Русский пилот «Руссо-Балта» брал призы на «Монте-Карло»

Основательный подход к созданию автомобилей подтверждали и по-настоящему профессиональные дорожные испытания. Выносливость серийных экземпляров С24/30 проверяли пробегами по маршруту Рига — Санкт-Петербург. Похожие тесты на надёжность в те годы практиковал, например, и Rolls-Royce.

В 1912-м Андрей Нагель — журналист, гонщик и издатель журнала «Автомобиль», за рулём своего «Руссо-Балта» за 196 часов преодолел расстояние от российской столицы до княжества Монако. Нагель спешил на старт ралли «Монте-Карло», управляя более мощной версией С24/30 — с 55-сильным мотором и максималкой 110 км/ч. В самой гонке русский пилот занял 9 место и получит специальный приз за «Дальность пробега и надёжность автомобиля».

Но одним только ралли «Монте-Карло» гоночный сезон 1912 года для Нагеля не завершится. Той же осенью пилот на русско-балтийском автомобиле принял участие в ралли в Испании. Всего же по дорогам России, Европы и даже Северной Африки Нагель на своём «Руссо-Балте» накатал более 100 тысяч километров. Учитывая качество тогдашних дорог и характеристики автомобилей — почти невероятное достижение.

Завод эвакуировали в Первую мировую

За первой моделью «Руссо-Балта» последовали и другие. Как более компактные и относительно доступные вроде 15-сильной К12/15 так и куда более роскошные. Например, «Руссо-Балт-40/60» с мотором мощностью 60 л.с., которую создавали уже при новом главном конструкторе: вернувшегося в Европу Жюльена Поттера сменил Эрнешт Фалентин.

Впрочем, модель 40/60 толком не доделали — помешала Первая мировая война. Более того, летом 1915 года, когда немецкие войска максимально приблизились к Риге, завод «Руссо-Балт» от греха подальше эвакуировали.

Руссо-Балт 40/60
Руссо-Балт 40/60

Железнодорожный филиал компании прописался в Твери, а автомобильный разделили между Санкт-Петербургом и Москвой. Через какое-то время на Калашниковской набережной Петербурга началась, как бы сейчас сказали, отверточная сборка привезённых из Риги машинокомплектов. Но собрать успели всего около полусотни машин. Ведь вскоре после октябрьской революции завод национализировали, а выпуск машин прекратили.

После революции производство «Руссо-балтов» ненадолго возобновили в Москве

После эвакуации из Риги значительная часть оборудования завода оказалась в Москве. Выпуск легковых автомобилей, причём исключительно для военных нужд, планировали освоить на заводе в Филях, но планам помешала революция.

Только в 1919-м национализированное предприятие, переименованное в «1-й Бронетанковый автомобильный завод (БТАЗ)», вернулось к работе. Ещё через три года здесь собрали небольшую партию автомобилей БТАЗ-1, также известных под именем «Промбронь-С». По сути, это были слегка модифицированный «Руссо-Балт-С24/40». Но дальше опытной партии в несколько экземпляров дело не пошло.

Завод в Филях перепрофилировали в авиационный и про автомобили здесь больше не вспоминали. Зато сегодня это предприятие превратилось в «Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева» — одного из лидеров российской ракетно-космической промышленности.

Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева. Фото: Анатолий Терентьев
Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева. Фото: Анатолий Терентьев