Я уже неоднократно публиковал статьи, в которых указываю на невыгодность и неравноправность нынешнего экономического сотрудничества между Россией и Китаем. Писал о том, что Китай рассматривает Россию как источник дешевого сырья и сбыта своей продукции по завышенным ценам. Что Китай не осуществляет желаемые российской стороной инвестиции в экономику РФ и прочих невзаимовыгодных аспектах сотрудничества.
В комментариях к таким статьям всегда получаю определенную порцию недовольства и даже агрессии: Как так! Китай - наш друг! Если не Китай, то кто! А ты, что, предлагаешь "под Запад лечь"? и т.п.
Можно было бы предположить, что я неправ в своих суждениях, или специально подаю информацию "однобоко" (в чем меня тоже не раз обвиняли), но ведь ровно о том же самом говорят российские высшие чиновники, которые непосредственно в теме!
Я уже неоднократно ссылался на высказывания на тему "непростых" (мягко говоря) взаимоотношений с Китаем Сергея Собянина, Андрея Белоусова, Алексея Чекункова (министр по развитию Дальнего Востока и Арктики). И вот вам еще один свежий пример таких высказываний от директора Института Китая и современной Азии РАН Кирилла Бабаева, которые он озвучил в интервью изданию "Коммерсант" сразу после визита российского президента в Китай, комментируя этот визит и вообще разные аспекты взаимоотношений России и Китая.
Собственно, главная мысль интервью вынесена уже в его заголовок: "В области экономического сотрудничества проблем пока гораздо больше, чем достижений".
Дополню, что это мягко сказано: ни об одном значимом экономическом достижении в этом интервью вообще речи не идет. Но обо всем по порядку.
Г-н Бабаев сначала рассуждает о неких политических успехах визита российского президента в Китай. Я их не вижу, и то, что описывается в первой части интервью, не считаю какими-либо успехами. Собственно, и ведущая интервью журналистка тоже не раз возражала ответам своего собеседника.
Но я - не политолог, по этому вопросу мое мнение носит обывательский характер и не играет никакой роли. Это не сфера моей экспертизы и анализа, поэтому я оставлю ее политологам, мне тут сказать нечего, кроме одного: с моей точки зрения российская политика негативно влияет на ее экономику. В т.ч. и в вынужденных экономических взаимоотношениях с Китаем.
Именно тот факт, что эти отношения во многом являются вынужденными (или Китай или никто) и ставит Россию в невыгодные условия сотрудничества, а Китай - в выгодные: все эти условия задают там.
Что, собственно, и подтверждают российские чиновники, которых я упоминал выше, рассуждающие не языком пропаганды, а языком фактов и экономических реалий.
Итак переходим, к экономической части интервью, на которой я и хочу остановиться. Сразу же журналистка задает вопрос о том, как продвинул визит российского президента вопрос непроведения китайскими банками платежей, связанных с Россией. Помню, как в комментариях на эту тему многие писали: "вот, подождите, Путин съездит в Китай и все порешает...".
Так вот, если кратко, то Бабаев ответил: никак! А более полно вот его ответ:
В области экономического сотрудничества проблем пока гораздо больше, чем достижений.
Многие представители бизнеса действительно ждали решений по вопросам замораживания финансовых платежей со стороны крупных китайских банков под давлением США. Пока этого не произошло.
Заявления лидеров нам, по сути, ничего не говорят о том, каким образом планируется решать эту проблему. Мы знаем, что правительства ведут эту работу, но когда и как проблема будет окончательно разрешена, ясности не прибавилось.
Также журналистка спросила о "Силе Сибири - 2": что с этим проектом, переговоры по которому длятся годами, но никакого видимого прогресса в них нет?
Г-н Бабаев отметил, что и здесь никаких "прорывов" не произошло: видимо, идет согласование стоимости газа на десятилетия вперед (о чем и я не раз писал), и желания китайской стороны в этом плане расходятся с желаниями российской стороны, "расчеты очень разные", как отметил чиновник:
Между сторонами происходит согласование ценовых параметров проекта. У сторон разные представления о том, какая может быть цена на газ в течение ближайшего десятилетия, а отсюда, соответственно, и расчеты очень разные. Но, насколько я знаю, позиции постепенно сближаются, и весьма вероятно, что мы увидим в обозримом будущем этот контракт. Конечно, это важнейший шаг в расширении энергетического сотрудничества. Но вы правы в том, что в экономической сфере никаких прорывов в ходе этого визита сделано не было.
Затронула журналистка и тему экспансии китайского автопрома на российский рынок. Президент говорит о том, что приветствует заход китайских компаний в Россию, а российские промышленники за голову хватаются, не выдерживая конкуренции.
И на этот счет г-н Бабаев не сказал ничего конкретного: да, сейчас заходят, но потом надо диверсифицировать... Сейчас, во всяком случае, "как надо" и "как есть" очень сильно расходятся:
Я всегда говорю о том, что нельзя класть яйца в одну корзину, особенно в китайскую. Это касается и развития нашего авторынка. Конечно, идеальным вариантом является импортозамещение и создание нашего собственного производства, в том числе и в области электромобилей: я знаю, что такие проекты существуют и развиваются. Но до тех пор, пока наш рынок не может себя обеспечить отечественными автомобилями, нам необходимо опираться на импортные поставки. И в условиях ухода западных производителей китайские поставки — это временное, может быть, сиюминутное, но тем не менее вполне эффективное решение. Ясно, что в будущем рынок нужно и диверсифицировать, и переводить на отечественное производство. К этому во всяком случае нужно стремиться, так что российские промышленники правы.
И в заключение обращу еще раз отдельное внимание на фразу об "отсутствии экономических прорывов" на встрече. Г-н Бабаев говорит о том, что их и не стоило ждать, потому что это компетенция не президентов, а премьер-министров:
Но вы правы в том, что в экономической сфере никаких прорывов в ходе этого визита сделано не было. Но этот вопрос относится к юрисдикции премьеров, они вскоре также будут встречаться и наверняка обсудят и этот проект (Сила Сибири-2).
Здесь он, скажем так, лукавит. Во-первых, конкретно "Силу Сибири-2" всегда обсуждали именно на высшем президентском уровне, и с этой целью российский президент ранее возил с собой в Китай главу Газпрома Алексея Миллера. Но на этот раз он его не взял:
А во-вторых, некие чисто экономические договоренности были достигнуты и на этот раз, именно между главами государств, а не между премьерами. Речь идет о поставке в Китай топинамбуров и говяжьих субпродуктов.
Неужели Бабаев считает, что обсуждать поставки топинамбуров и говяжьх субпродуктов - это прерогатива президентов, а "Силу Сибири-2" - премьеров? Нет, просто каких-либо значимых экономических итогов этой встречи попросту нет. Вот и говорить не о чем. Не о топинамбурах же...
В заключение ссылка на мою большую статью, разбирающую многие аспекты неравноправного и невзаимовыгодного сотрудничества с Китаем:
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.