В предыдущей поездке российского президента в Китай сопровождал глава Газпрома Алексей Миллер. Так бывает, когда проводятся какие-то переговоры по профильному направлению присутствующего лица. Вероятнее всего, эти переговоры тогда касались потенциального строительства газопровода "Сила Сибири - 2", но никаких договоренностей по этому поводу достигнуто не было.
Данный вопрос в российско-китайском сотрудничестве всегда преподносился как ключевой стратегический проект. Но на этот раз г-н Миллер даже не был включен в состав российской делегации. Однако... вместо него президента в поездке сопровождал глава другой газовой корпорации, частной с государственным участием - Новатэка - Леонид Михельсон.
Отсутствие г-на Миллера означает только одно: на этот раз какого-либо продвижения переговоров по "Силе Сибири - 2" не то что не было, а даже и не предвидилось. Единственная дежурная фраза, прозвучавшая в итоговом коммюнике по результатам встречи на эту тему была следующей:
Стороны приложат усилия для продвижения работы по изучению и согласованию проекта сооружения нового газопровода из России в Китай через территорию Монголии.
Стоит напомнить, что переговоры по строительству данного газопровода ведутся уже более 10 лет, но никаких значимых результатов за все это время не дали. Китай, похоже, может согласиться на реализацию проекта лишь при условии многолетних поставок газа чуть ли не даром, но при этом с удовольствием реализует новые газовые проекты, например, с Туркменистаном.
Это называется диверсификация поставок и снижение рисков, что логично с восточной стороны.
Более того, сам Газпром после потери европейского рынка влетел в огромные убытки и теперь уже вряд ли способен самостоятельно реализовать данный проект (как предполагалось ранее) без значительного, многотриллионного государственного финансирования. А у государства сейчас появились более приоритетные цели расходования бюджета. Поэтому, полагаю, что уже не только с китайской, но и с российской стороны переговоры о "Силе Сибири - 2" решили поставить на паузу.
С отсутствием на переговорах Миллера все понятно. Тогда переходим ко второму вопросу: что там делал Михельсон? Я вижу сразу три важных причины для его визита.
Во-первых, по объемам поставок в Китай СПГ, который поставляет Новатэк, уже почти сравнялся с поставками трубопроводного газа, который поставляет Газпром (за 2023 год трубопроводного поставлено на 6,4 млрд долларов, а сжиженного - на 5,2 млрд). Но при этом объемы поставок растут, а выручка падает! При росте поставок СПГ на 23% его стоимость снизилась на 24,6% - видите, как "выгодно" поставлять в Китай не только обычный, но и сжиженный газ?
Соответственно, был повод как-то поговорить об объемах и стоимости дальнейших поставок. И тут надо отметить, что для наращивания экспорта СПГ в Китай у России больше возможностей - они не так завязаны на имеющиеся мощности. И, с моей точки зрения, это однозначно более перспективное направление: не нужно вбухивать триллионы с призрачной перспективой долгих лет в "стройки века", а можно уже сейчас наращивать поставки танкерами.
Но нужно согласие китайской стороны и договоренности о цене.
Во-вторых, дальнейшее наращивание объемов поставок СПГ в Китай сейчас для Новатэка актуально как никогда, потому что очень скоро он вслед за Газпромом потеряет европейский рынок, на который сейчас приходится порядка половины его экспорта. В следующий пакет санкций ЕС, вероятно, будет включен запрет на импорт российского СПГ.
Чем замещать выпадение половины экспорта кроме как Китаем? А это значит, что российская сторона вновь оказывается в слабой переговорной позиции и вынуждена будет соглашаться на значительные скидки, если китайская сторона согласится увеличить закупки.
Ну и, наконец, еще один весомый повод присутствия г-на Михельсона на переговорах - это участие китайских инвесторов в совместном предприятии "Арктик СПГ-2", попавшем под блокирующие американские санкции в ноябре прошлого года.
Двум крупным китайским госкорпорациям принадлежат по 10% данного предприятия, всего - 20%. И после попадания его под санкции они, фактически, лишаются возможности закупать оттуда газ по ранее заключенным долгосрочным контрактам (ради этого они в данном проекте и участвовали, так же как французские и японские инвесторы).
Теперь нужно как-то "разруливать" ситуацию, и Китай (конкретно государство Китай, т.к. инвесторы с его стороны государственные) по идее должен строго спросить с России, как быть с его долями и прежними договоренностями, которые теперь нарушены из-за форс-мажора. Думаю, этот вопрос их там интересует куда больше, чем первые два.
Вот, собственно, почему в этот раз в Китай с президентом ездил не Миллер, а Михельсон.
О каких-то точных договоренностях по газовым вопросам пока ничего не известно. Возможно, информация появится позднее.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.