Найти в Дзене

ТРИ ТИПА ФАНТАСТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Джим Бернс. Иллюстрация к роману Артура Кларка "Свидание с Рамой". Изображение взято из открытых источников
Джим Бернс. Иллюстрация к роману Артура Кларка "Свидание с Рамой". Изображение взято из открытых источников

По моему глубокому убеждению, все фантастические произведения, независимо от конкретной жанровой принадлежности, можно разделить на три типа: те, которые описывают исключительных людей в исключительных обстоятельствах, исключительных людей в обычных обстоятельствах и обычных людей в исключительных обстоятельствах. Четвертый тип - обычные люди в обычных обстоятельствах - уже не имеет отношения к фантастике и потому нас не интересует. Приведу примеры всем известных произведений, каждое из которых относится к одному из этих трех типов. Как ни странно, к первому можно отнести такой роман, как "Туманность Андромеды" Ивана Ефремова. Герои романа - люди будущего, обладающие качествами для большинства землян и по сей день исключительными, не говоря уже о предложенных автором обстоятельствах, в которых они действуют.

Валерий Смирнов. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Туманность Андромеды". Изображение взято из открытых источников
Валерий Смирнов. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Туманность Андромеды". Изображение взято из открытых источников

Ко второму типу можно отнести роман Герберта Уэллса "Человек-невидимка". Место действия английская глубинка, время - конец XIX века. Главный герой - ученый, который создал средство, сделавшее его невидимым. Исключительный человек действует в обыденных обстоятельствах, наводя ужас на обывателей. Противоположностью этого романа можно считать повесть Аркадия и Бориса Стругацких "Второе нашествие марсиан". Ее герой провинциальный учитель астрономии, который живет со своей то ли экономкой, то ли кухаркой, страшится перемен, которые привносят в его жизнь таинственные марсиане. На происходящее мы смотрим именно его глазами, потому что произведение написано в стилистике дневниковых записей.

Николай Травин. Иллюстрация к роману Герберта Уэллса "Человек-невидимка". Изображение взято из открытых источников
Николай Травин. Иллюстрация к роману Герберта Уэллса "Человек-невидимка". Изображение взято из открытых источников

Само по себе отнесение фантастического произведения к одному из вышеуказанных типов ничего не говорит о его литературо-художественном уровне. Талантливо можно написать все, что угодно. Однако не все так просто. С школьной скамьи нас приучают к мысли, что вершиной художественной литературы являются классические произведения, написанные как раз в реалистическом ключе. Дескать, чем ближе рассказ, повесть, роман, пьеса к типу "обычные люди в обычных обстоятельствах" тем лучше. По-моему, в школе как раз надо изучать сказки, НФ, фэнтези и приключенческую литературу, с целью воспитания вкуса к чтению, а более серьезную классику оставить для ВУЗов, но сломать сложившуюся традицию не так-то легко. Однако, я отвлекся от темы.

Эд Эмшвиллер. Изображение взято из открытых источников
Эд Эмшвиллер. Изображение взято из открытых источников

Глупо было бы отрицать тот факт, что именно близость к реализму делает фантастическое произведение художественно убедительным. Если поступки героев вступают в противоречие с их характерами, психологически недостоверны, то скорее всего автору не удастся вызвать к ним сочувствие у читателя. Исключительные обстоятельства призваны как раз проявить лучшие или худшие человеческие качества, даже если автор надел на людей маски роботов, инопланетян или, скажем, вампиров. Внедрение в повествование исключительного человека, который действует в обычных социально-бытовых ситуациях, позволяет автору ярче проявить именно социум, показать его недостатки или как-то иначе выявить существующие в обществе проблемы. А вот когда в произведении и герои исключительные и обстоятельства то здесь мы имеем дело либо с утопией, как в приведенном выше примере, либо, как ни парадоксально, с простеньким развлекательным чтивом, для которого фантастическое допущение нередко служит лишь затравкой для сюжета.

Фрэнк Пауль. Иллюстрация к роману Герберта Уэллса "Первые люди на Луне". Изображение взято из открытых источников
Фрэнк Пауль. Иллюстрация к роману Герберта Уэллса "Первые люди на Луне". Изображение взято из открытых источников

Однако не стоило бы огород городить вокруг этих, довольно тривиальных утверждений, если бы они не имели прямого отношения к судьбе фантастической литературы, которая меня неизменно волнует. Я потому и заговорил об этих трех типах, потому что они своего рода годовые кольца, по которым можно судить о произошедшей с нею эволюции. Если вести историю фантастики от готических романов, через творчество Мэри Шелли и Эдгара По к "научным романам" Жюль Верна, то мы увидим, что тогдашняя фантастика относилась как раз к первому типу. Исключительные герои действовали в исключительных обстоятельствах. Упомянутый ранее Герберт Уэллс рискнул сочинять произведения уже двух последующих типов. Если Гриффин из "Человека-невидимки" был исключительным героем в обычных обстоятельствах, то герои других романов английского классика, таких как "Машина времени", "Первые люди на Луне", "Война миров" и так далее относятся к третьему типу. Обычные люди в этих романах действуют в исключительных обстоятельствах.

Алан Ли. Иллюстрация к роману Джона Толкиена "Братство Кольца". Изображение взято из открытых источников
Алан Ли. Иллюстрация к роману Джона Толкиена "Братство Кольца". Изображение взято из открытых источников

Как раз Герберту Уэллсу, а вовсе не Жюль Верну, суждено было стать отцом современной фантастики. Да, авторы по-прежнему писали произведения как первого так и второго типа, но вот постепенно читательское доверие к произведениям первого типа стало ослабевать. Они начали постепенно дрейфовать на периферию фантастической литературы. Правда, в творчестве авторов фэнтези, например, мы по-прежнему сталкиваемся с исключительными героями в исключительных обстоятельствах, но как бы проиграла трилогия Джона Толкиена "Властелин Колец", не придумай он хоббитов - своего рода аналог обычных крестьян из народных сказок. На фоне Бильбо, Фрода, Сэма, Мерри и Пиппина и Гэндальф и Арагорн и даже Галадриэль выглядят гораздо более живыми и реалистичными, нежели персонажи других эпосов. Тем не менее большинство писателей-фантастов, если они хотели выглядеть серьезными авторами, а не поставщиками чтива, склонялись к написанию произведений второго и третьего типов.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Благими намерениями вымощена дорога в известное место. По мере развития киноиндустрии многие любители фантастики стали мечтать о появлении увлекательных и зрелищных фантастических фильмов. И "фабрика грез" пошла навстречу, но предпочла глубоко не копать. В итоге, после многообещающей "Космической одиссеи 2001 года", экраны и симпатии зрителей завоевали "Звездные войны" с их культом силы в прямом и переносном смысле. Джордж Лукас, начав довольно скромно, превратил свою киносагу в колоссальную индустрию и теперь уже сама фантастика, по мнению многих, ассоциируется с этой кинофраншизой. А ведь если разобраться - это типичные исключительные герои в исключительных обстоятельствах - говоря иными словами - не НФ, не фэнтези, а просто банальное приключалово в НФ-антураже. Так что фантастика первого типа никуда не делась - она выплеснулась на киноэкраны, заметно потеснив фантастику двух других типов.

Юрий Макаров. Иллюстрация к роману Александра Казанцева "Сильнее времени". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к роману Александра Казанцева "Сильнее времени". Изображение взято из открытых источников

Не стоит грешить на кинематограф, будучи чрезвычайно затратным способом развлечь потребителя, он требует возврата потраченных средств, а серьезное кино, в том числе и фантастическое, окупается редко. То же самое и в литературе. Наиболее успешными являются те произведения и циклы, которые гарантировано развлекают читателя. В нашей стране почти восемь десятков лет культивировалась иная фантастика, которую, это следует признать, большинство читало не потому что хотело поумнеть, а за не имением более легкого чтива. Когда писать и публиковать таковое стало можно, граждане России и других постсоветских стран без малейшего сожаления отказались от умной фантастики, предпочтя ей фэнтези, боевики, хоррор и так далее. Сейчас мы ни в чем не уступаем по части следования мировым тенденциям. Это ни хорошо, ни плохо - это данность. Означает ли это, что фантастика первого типа окончательно вытеснила фантастику двух других? Да, нет. В современной фантастике можно найти все, что угодно. А значит, по выражению Станислава Лема, не прошло еще время жестоких чудес.