О героях и актёрах этого потрясающего фильма написано много уже. Поэтому говорить об этом я не буду. Просто об общем и лично моём восприятии этого кино.
Мне этот фильм помог понять Москву, в которой пришлось жить волей судьбы.
Да ещё и в коммунальной квартире😁
На нашей кухне к стене был прибит такой же телефон, по которому Костик болтал со своими многочисленными поклонницами.
Даже цвет стен в общем коридоре в нашей коммуналке был таким же😁
А вот этот кадр в точности воспроизводит кухню коммунальной квартиры, куда я попала в конце лихих 90- х на постоянное место жительства🤣
Узнав, что для съемок фильма коммуналку построили в съемочном павильоне, я сначала расстроилась даже, чуть- чуть.
Но события, связанные со съемочным процессом во дворе дома развеселили. Балкон и двор снимали с натуры. А вот статую пионера с горном съемочная группа подрезала ночью, из соседнего двора😁
Почитала отзывы на статьи об этом фильме, и со многим согласилась.
Например, с тем, что Костик ( прообраз Леонида Зорина, автора пьесы) - типичнейший тролль. Почти все персонажи фильма являются объектами его стёба. Пусть и беззлобно - забавного, но насмешливого.
Не трогает он лишь свою тетушку, которую сыграла актриса с потрясающей красоты глазами, аристократка, Софья Пилявская.
"Тётушка" Костика настолько снисходительна к его шалостям, что это просто нивелирует желание её потроллить.
Да, и ещё он не трогает, будучи влюблённым, свою невесту Марго, которая, к тому же, обладает довольно "острым языком".
Кстати, на роль Маргариты актрису , Валентину Воилкову, выбрал сам автор, Леонид Зорин. По фотографии. Она напомнила ему супругу в молодости.
А что, есть ведь что- то общее? Нижние два фото - Леонид Зорин со своей женой
Вообще фильм настолько неоднозначный, "пластовой", я бы сказала ( не пластовый, проверяла).
Снимаешь пласт комедии - под ним водевиль, потом - ты видишь добрую правду о жизни советских людей тех времён, с их надеждами, чаяниями. Люди словно наслаждаются жизнью в мирное время, экзальтированно, шумно, но позитивно.
Следующий пласт - это реально стёб. Над московской интеллигенцией и их никчемными профессиями, абсолютно не являющимися необходимыми в стране тех времён.
Это и музыкант - куплетист ( Леонид Броневой так похож на композитора Никиту Богословского в этой роли Велюрова, что, возможно, это тоже был стёб). Скопирована порой даже поза за роялем, и франтоватый стиль костюма.
Конечно, это мои личные домыслы, но ведь определённо что- то общее есть...
Никита Богословский в левом верхнем углу.
А поэты - переводчики? Спортсменка, пенсионерка без стажа работы, и прочие, считающие себя " элитой" на фоне простых рабочих людей, с профессиями, лишёнными ореола некой романтичности?
Вобщем, пласт из жизни еврейской столичной интеллигенции начала "хрущёвской оттепели". Но классный же!
Вот показательные вирши знаменитого советского поэта, друга Козакова, Давида Самойлова, из творения Михаила "Актёрская книга":
Я Покровские ворота
Видел, Миша Козаков.
И взгрустнулось отчего- то,
Милый Миша Козаков.
***
Ностальгично- романтична
Эта лента, милый мой.
Все играют в ней отлично,
Лучше прочих - Броневой.
***
В этом фильме атмосфера
Непредвиденных потерь.
В нём живётся не так серо,
Как живётся нам теперь.
В этом фильме перспектива,
Та, которой нынче нет.
Есть в нём подлинность мотива,
Точность времени примет.
***
Ты сумел и в водевиле,
Милый Миша Козаков,
Показать года, где жили
Мы без нынешних оков.
***
Не пишу тебе рецензий,
Как Рассадин Станислав,
Но без всяческий претензий,
Заявляю, что ты прав.
***
Создавая эту ленту
Не для всяких м... ков,
И тебе, интеллигенту,
Слава, Миша Козаков!
Чувствуете высокомерие, вечное высокомерие интеллигенции? Нормальное явление, кстати, вполне. Так вот, это нужно было нивелировать. Чем? Да пожалуй гротеском.
Слой, пласт гротеска - есть, само собой. Преувеличением, вплоть на границе с фиглярством, автор даёт понять, что нельзя серьёзно полностью воспринимать его творение. Лишь только через призму юморной лёгкости, ажурности.
Но вот в комментария к разборам этого фильма у разных авторов, опять же, мне попалось много негативных отзывов.
Была удивлена безмерно, что огромное количество людей не понимает очевидного юмора, потрясающей игры актёров, декораций.
А главное - не понимает, что это просто сумбурные слегка воспоминания главного героя, Костика, о времени своей юности, прекрасном и не лишённом некоей томности. Костик, судя по всему, был гиперактивным, как сказали бы сейчас🤣
Костик во всех своих проявлениях хорош, несомненно.
Так вот, его воспоминания, стилизованы под гротескный водевиль, лёгкий, атмосферный, в котором, впрочем, есть сатирические намёки на все перипетии тогдашней жизни. Но это спрятано глубоко, в последнем " плАсте".
Режиссёру и актёру Михаилу Козакову разрешили снять этот фильм только после его роли Дзержинского, в двух фильмах. Вот вам и некая идеологическая подоплёка. Чтоб не было совсем уж водевильно.
Про остальных персонажей я писать не буду. Всё уже написано, разложено, выводы сделаны.
Савранский на своём мотоцикле проходит словно сквозь время, и является нитью, на которую нанизывается всё это водевильно- комичное повествование. Но это моё ощущение, повторюсь.
Вот он, Савранский. Каскадёр и актёр Леонид Машков.
Скажу лишь, что каждый герой - тонко выточен, выписан, прекрасен и неповторим.
Также, как и то время, в которое они жили. В наше время герои стали иными. Не хуже, а просто другими, в другое время.
Хорошего нам всем дня и мирного неба над головой!
Спасибо за прочтение и комментарии!