Найти в Дзене
Изида без покрывала

Обзор моей первой НРИ: Клинки во Тьме

Оглавление

Раз уж я начала обозревать свою коллекцию настольных игр, всё же познакомлю вас с чудом-чудным, о котором мало кто слышал — настольные ролевые игры. В этой статье пойдёт речь… нет, не о популярных Подземельях и драконах, которых я не особо люблю, но уважаю, а о малопопулярной в русском сообществе настольной ролевой игре «Клинки во Тьме» авторства Джона Харпера и перевода студии 101. Запасайтесь любимыми напитками, одеялком и печеньками — мы начинаем!

Картина из книги правил "Клинки во тьме"
Картина из книги правил "Клинки во тьме"

Что такое НРИ?

Настольные ролевые игры (TRPG или же НРИ) — это уникальная форма развлечения, которая позволяет игрокам окунуться в мир фантазии и приключений с помощью воображения и некоторых материалов. Для игры зачастую требуется всего несколько игроков, один ведущий, стол, ширма для ведущего, правила и лор игры, листы персонажей и игровые кости. Никаких страшных дорогих девайсов и супер-карт обычно не нужно, из дорогого в списке разве что книги.

Стол при игре в нри
Стол при игре в нри

Несмотря на определенные различия, игровой процесс очень напоминает знакомые с детства большинству игроков обычные настольные игры по типу монополии. Участники сидят за столом, бросают кубики и время от времени обращаются к правилам или заполняют специальные бланки. Однако здесь, в отличие от обычных настолок, главное действие происходит не на игровом поле или карте, а прямо в воображении самих игроков и вокруг них.

Все это происходит благодаря ведущему, который описывает игрокам окружающий мир, неигровых персонажей и происходящие события. Любой из игроков может стать ведущим, чтобы не просто участвовать в игре, но и создавать её. Участники отвечают на слова ведущего, принимая те действия, которые соответствовали бы их персонажам. Например, если ваш персонаж — опытный детектив, он будет взаимодействовать с подозреваемыми исключительно так, как делал бы это настоящий детектив, а не, скажем, повар или доктор. При этом, в другой ситуации (например, когда необходимо быстро найти какую-то важную информацию) доктор может проявить себя гораздо увереннее детектива.

Как ощущают себя игроки в игре
Как ощущают себя игроки в игре

Подробное описание этого процесса будет сделать сложно — лучше один раз увидеть все самому или даже присоединиться к пробной игре. На мероприятии, который создан специально для знакомства с ролевыми играми, можно принять участие в играх для новичков в своём городе или по интернету, например, на сайте Roll 20. Процесс очень похож на совместное написание истории, некоего романа про одного и всех сразу, которое сопровождается интересными поворотами, решениями игроков и ведущего и иногда элементом случайности в виде броска костей.

Клинки во Тьме: состав и внешний вид

Настольная ролевая игра «Клинки во тьме» (16+) — это захватывающее приключение для группы отважных авантюристов, готовых рискнуть всем ради богатства и власти в мрачном и мистическом городе Даскволе. Игрокам предстоит выживать среди банд, аристократических семей, призраков и стражи, сражаясь за своё место под мёртвым солнцем. В игре представлены разнообразные персонажи, такие как артисты, головорезы, ищейки, кукловоды, мистики, проныры и умельцы. Вы сможете создавать свои команды, выбирая между адептами, бандитами, барыгами, душегубами, перевозчиками и тенями.

Игра предлагает продуманные правила, которые стимулируют развитие истории и учитывают положение персонажа, а также значения его параметров. Механика планирования преступных операций позволяет быстро и эффективно организовывать свои действия. Кроме того, игра включает в себя путеводитель по Даскволу, карты, описания организаций и персонажей, а также завязки дел, которые помогут создать уникальную историю для вашей команды. Лор имеет приличный объём, но он достаточно доступно объясняется и легко погружает игрока в захватывающий мир чернил и мёртвого серого солнца.

дама и призрак - иллюстрация из книги правил
дама и призрак - иллюстрация из книги правил

Из чего состоит сама игра? Всё просто — книга с правилами. Бланки в комплект не входят, но их можно достать бесплатно на сайте переводчика. Кости шестигранки придётся тоже доставать самостоятельно, как и ширму. Последнее не проблема сделать из картона или фанеры при огромном желании (что я и делаю каждый раз, поскольку часто переизжаю), иногда можно прикрыть ведущего папкой или ноутбуком.

Обложка книги правил
Обложка книги правил

Поговорим немного о книге. Все 380 страниц и почти 2 кило по весу посвящены системе, лору, заполнению бланков и много чему ещё. В книге есть чёрно-белые иллюстрации и красивое оформление, которое погружает нас в атмосферу игры.

Про что там пишут?

  • Про вводную для играющих впервые (что такое игра, как играть, какие ведущие и тд.);
  • Правила и инструкции для создания авантюристов разных типажей и разных видов команд;
  • Правила игры для игроков и глава для ведущего;
  • Механики планирования операций, правила по алхимическим экспериментам и прочее;
  • Путеводитель по Даскволу (описание мира, кто что ест и как одевается, улицы в разрезе и тд.) ;
  • Материалы в виде таблиц для мастера.

Информации достаточно много, но по сравнению с ролевыми-системами старожилами, вроде линейки Мира Тьмы или Подземелий и драконов (ДнД) это очень мало. У игры есть дополнение «Мстители» в виде небольшого буклета, но в этой статье я не буду обозревать его, так как мы ещё его не опробовали. Порог входа в игру небольшой — новичкам достаточно легко понять правила и адаптироваться к системе, запомнить лор и механику тоже довольно несложно. Для меня, как для новичка-мастера, эта система была просто прекрасным стартом, как и для компании моих игроков в интернете и в реале. Я бы рекомендовала эту систему вперёд того же ДнД, поскольку по моему мнению она в разы проще и быстрее погружает игрока в историю.

Моя первая игра

В 2019-2020 году я впервые увидела эфиры классных товарищей с названием «Вечерние Кости» на ютубе и загорелась настольными ролевыми играми. Система «Клинки во тьме», как и всё сложное, меня очень впечатлила, и я заранее договорилась с друзьями, чтобы те пришли попробовать поиграть. Я переживала, поскольку текстовые ролевые — это одно, а вот говорить и сочинять всё вживую — совсем другое. В конце концов взяв себя в руки я заказала книгу, но выкупить перед поездом её не успела — шла очень долго — и по пути домой прямо в поезде читала электронную версию.

Как я чувствовала себя при фразе "я мастер"
Как я чувствовала себя при фразе "я мастер"

Наступил день Х: я приготовила самодельную ширму, стол на кухне, кости, распечатки и кучу всякого справочного материала, но меня ждал сюрприз. Угадайте? Правильно! Оба моих игрока пришли не прочитав вообще ни единой страницы. Сейчас я за это беспощадно ругаю и удаляю с игры, но тогда я сжалилась, и мы начали играть с колёс. Игровая сессия так и не закончилась (а потому что кто-то и цель не придумал и вёл куда попало), но первая игра была выдержана мной достойно. Я начала совершенствовать навыки и, поскольку летние каникулы были долгими, я решила пойти ещё дальше и поиграть с людьми по интернету.

Игра на Roll 20

Эти ваши гаджеты! — говорил один мой авторитетный дедуля-преподаватель в университете.

Да, гаджеты! Никаких ширм и физических костей с бланками не надо — всё в компутере, даже карты и маркер. Удобная система, потому что не приходится таскать с собой кучу непонятных бумажек, но неудобная из-за того, что все бумажки надо вносить в систему. Зато оформление красочное. Люди набрались быстро, так что я и четыре парня (которые ещё и были старше меня) начали игру сессиями. Каждый раз я старалась придумывать новые задачи парням, чтобы сессия проходила весело. Система зашла на ура, и я ради веселья (а иногда и за пользой) спрашивала те или иные правила у игроков.

Картинка из книги правил - перевозчики и рыбаки в каналах города
Картинка из книги правил - перевозчики и рыбаки в каналах города

Подготовки к игре вызывали у меня ужас и панику, но в целом это не было связано с системой. Зато были смешные моменты. Расскажу один из них для посмеяться. Итак, был у нас один персонаж-бугай с именем Валера. Валера в молодости побывал с ночной бабочкой и оставил ей сына, о котором он не знал, но я как умный мастер решила влепить ему ещё и дочь. В один прекрасный день компания бандитов во главе с Валерой собралась перевозить толпу ночных бабочек к притону Шёлковых Берегов, и во главе этих дам оказалась она — прекрасная белокурая голубоглазка Ева. Валеру она сразу заинтересовала, так что после выполнения квеста его персонаж ушёл с ней уединиться на второй этаж.

Следующая сессия. Картина маслом: я с довольным видом накатала развитие сюжета на две страницы ворда, да такие красивые, что у самой глаза блестят. Сижу вся такая самодовольная, а потом спрашиваю, мол, ну что, как там дела? Ответ убил: «мы с ней уединились, а потом я свернул ей шею». Мой вопль было слышно, наверное, в ближайшем лесочке за гаражами около дома. «Валера, ты мне ветку сломал!!!» — провопила я, и весь эфир заполнился пацанячьим гоготом. С тех пор я больше не пишу такие ветки и стараюсь прописывать как можно меньше развилок, чтобы меньше ломалось.

Посмеялись? Вернёмся к системе! :)

Игроки постепенно стали отваливаться, и в итоге кампания за неимением времени и ресурсов была распущена с так и незаконченной игрой. Это стало для меня колоссальным опытом как в качестве мастера, так и в качестве игрока.

Моя игра в университете

Где-то в середине второго-начале третьего курса я кое-как уговорила свою компашку девочек поиграть в Клинки. Мы вместе заполнили бланки заранее онлайн (лень топать от одного общежития в другое), затем договорились о дате. Прочитав книгу по моим наставлениям девочки прибежали ко мне в общежитие. Поскольку я жила одна (соседка была из тех, что платит за комнату и не живёт), мне никто не мешал создать атмосферу с помощью пары светильников и закрытых штор. Мы по-быстрому заполнили передвинутый на время стол вкусняшками и материалами, я поставила ноутбук и включила музыку, а затем началась игра.

Я и игроки при этой сессии
Я и игроки при этой сессии

Гибкость системы и лора позволили мне подстроить всё под свой собственный сюжет: игроки исследовали особняк, который напоминал своими кошмарами гостиницу из старого доброго фильма «Сияние», в поисках какого-то ништяка. В целом я получила то, что хотела — игроки были полны живых эмоций, включались сюжет и вживались в персонажей, пугались, смеялись, думали и действовали. Единственный минус состоял опять же не в системе, а в моём мастерстве: я не продумала бой с демоницей Сетаррой, и вместо результата «я почти их убила» волей случайности я получила безоговорочную победу игроков над ней. Пришлось капитулировать :)

Итоги

Повторюсь, я считаю Клинки во Тьме достаточно простой и понятной системой с увлекательным внутренним миром и особым шармом. Атмосфера системы, её возможности, лёгкость для понимания и свобода фантазии позволяют мне приобщать новичков и играющих к движению НРИ до сих пор. Я рекомендую эту систему для знакомства с настольными ролевыми играми для игроков и мастеров, а также для любителей нуара, преступности, мистики и остросюжетного постапокалипсиса. Эта книга определённо стоит затраченного времени на изучение и подготовку к игре. Однако как и в любой настольной игре действует важное правило, о котором нужно всегда помнить — главное, чтобы всем было весело, а правила и всё остальное можно изменить!

Интересные шутки из моего опыта

  • Самая длинная партия длилась около восьми часов. Столько же длилась моя первая партия. По рассказам знакомых это вообще ещё не самый долгий заход.
  • Я стараюсь использовать максимум подручных средств, чтобы погрузить игроков в атмосферу. У меня даже где-то до сих пор лежит папка треков, которые я подбирала к Клинкам, но что к чему я там уже не разберу — потеряла список с нумерацией и подписями.
  • Однажды я переводила один из фанатских сценариев с английского языка. Мне пришлось просить помощи преподавателя по английскому в университете, чтобы довести некоторые названия и термины до ума. Бабуля очень мне помогла с этим, я до сих пор ей благодарна и храню этот сценарий в электронном виде!
  • В русскозычном сообществе действительно мало любителей и игроков по Клинкам. Если кто-то и ведёт эту систему, то зачастую исключительно за деньги. Я до сих пор игры за деньги не одобряю, если говорить откровенно, хоть я и уважаю свой и чужой труд.
  • Я не люблю переводы студии 101, поскольку они вытесняют хорошие и действительно качественные фанатские переводы той же линейки Мира Тьмы. Хоть я и пользуюсь их переводом Клинков, я видела оригинал и могу сказать, что перевод местами ну очень кривой.

А вы когда-нибудь играли в настольные ролевые игры? Делитесь опытом в комментариях!

Не забывайте подписаться на канал и оставить лайк – впереди ещё много интересного :)

Изида без покрывала | Дзен

Рекомендую также взглянуть на подборку обзоров на настольные игры на моём канале

Обзоры настольных игр | Изида без покрывала | Дзен