Найти тему

Бештаугорское кольцо

В пять утра Лена выглянула во двор в надежде на быстрый этюд. Было пасмурно и серо, но сухо. И она побежала на соседнюю Кавказскую улицу сделать зарисовочку...

-2

Вчерашний прогноз погоды сулил нам очередной дождливый день, но утренние сводки из интернета подарили надежду на то, что на Бештау дождь если и будет, то часа в три дня. И мы, быстро собравшись, пошагали на Кисловодский вокзал. И даже успели попить водички в Нарзанной галерее.

Правда, электрички до Железноводска, которую мы видели в расписании вчера вечером, сегодня там не оказалось. Кассирша объяснила: поезда идут в Железноводск только по выходным и праздникам. Что ж, пришлось садиться в электричку до Пятигорска…

А по дороге выглянуло солнце! И когда мы в Пятигорске впрыгнули в маршрутку, солнце светило вовсю, это было так красиво и неожиданно… Мы успели отвыкнуть от солнечных красок! По дороге мы любовались ярким, радостным Пятигорском. Вот улочка, по которой мы любили гулять, вот чудные старинные дома… Мелькали за окном пейзажи, и вот уже окраина Железноводска, «наши» дворики… Полтора года назад мы тут прожили всего неделю, а будто мимо родного дома проехали! Всё на этой улице Железноводска было так знакомо!

Мы высадились у железнодорожного вокзала. Отсюда — на Трахит, прямой путь на Бештау. Мимо нарядного вокзального здания, через рельсы… Парочка отдыхающих спросила дорогу на гору. Долго ли пониматься? Мы объяснили, что, дескать, час пути до Бештаугорского кольца. А дальше — круче, тут всё зависит от спортивной подготовки… И пара, начав было подъём, быстро отстала. Видимо, убоявшись мокрой каменистой грунтовки в лесу — когда закончился асфальт…

По камням и впрямь текло, и это замедляло подъём. Но как же прекрасен был буковый лес! Как сияла молодая листва, как тут было хорошо, спокойно, умиротворённо! Куртки мы давно сняли, подъём был жарок. Но небеса недвусмысленно давали понять: солнцу светить не долго. Тучи уже сгущались, и совсем скоро привычная пасмурность обещала вернуться в мир. А пока — мы наслаждались солнечной зеленью, и серебром буковых стволов, и светом на мокрой дорожке. Блеснуло солнце в глади болотца у обочины. Вот и Бештаугорское Кольцо — окружная дорога вокруг горы. И волшебный туннель к вершине, к Большому Тау. С буками-колоннами, с замысловатым узором корней по краям. И свет просиял в его недрах — приглашая… Нет уж! Не сегодня! Слишком мокро и скользко!

И мы пошли окружной налево, по часовой стрелке.

Лес сиял, и пахло волшебно и маняще…

Буки стояли шатром, огромным прекрасным собором, высились из оврагов, простирали ветви-крыши. Ветви-купола…

И змеились могучие корни, а у корней ярко зеленела отчаянно-пушистая, густая, замечательная трава.

-8

Мы и впрямь в буквальном смысле радовались каждой травке, и белым, нежным облакам зонтичных, и маленьким трогательным цветочкам, которые мы в детстве почему-то называли «часиками»…

В густой зелени под деревьями цвели высокие синие цветы с малиновыми тычинками. А ещё — какие-то загадочные, с листьями как у ландышей растения, на склонённой дуге стебля развешивавшие длинные капельки светло-зелёных цветков. Какое-то сказочное, из дремучих недр леса растение. Волшебное, как цветок папоротника… Мы шли через лес, и стволы упавших деревьев, ещё не убранные после зимы, преграждали нам иногда путь, и приходилось перебираться в переплетении ветвей, и от этого ощущение дремучести только усиливалось.

Широкая смотровая открыла простор — уже пасмурный, но очень красивый. Пространства без края под облачными небесами, конусы гор, поля, светлые мозаики населённых пунктов…

-11

Тропка поманила вниз, на лужайки под кручами. А там — цветочные ковры! Незабудки, ятрышник. И целое море ирисов! Правда, тут, на Кавказе, они все оказались одинаковыми, густо-фиолетовыми с малиновыми ноткам. В отличие от крымского Джан-Кутарана, где каждый цветок — индивидуальность, со своим цветом, со своей формой лепестков, со своим уникальным рисунком…

Но зато тут ирисов было и вправду много! И эти цветочные мозаики так и провоцировали портретировать каждый цветок, так что вскоре от напряжения заболели плечи и шея…

А над головами нашими, над лесистыми склонами горы, возвышались гребешки Козьих скал. И мы, глядя на них снизу, радовались, что полтора года назад благоразумно не стали спускаться через них с вершины.

-14

Впрочем, Козьи скалы нас таки немного к себе пришаманили. И мы, вместо того чтобы идти ровной грунтовкой, зачем-то полезли с цветущих полян круто в высокую гору. Тропа была сыпучей и каменистой, и мы сошли с неё в траву. И тут же ощутили знакомый пряный запах крымской яйлы… Вовремя решили свериться с картой — оказалось, что тропка эта тупиковая и никуда не ведёт (по крайней мере, на картах). Постояв над кручей, мы обозрели оставшиеся внизу древесные кроны — и начали спускаться на нужную дорогу. Теперь нам предстоял путь вниз по не слишком комфортной сыпухе.

Ещё немного леса по грунтовке — и мы вышли к знакомой смотровой. Тут мы когда-то любовались закатным светом на небе. Сейчас облачность жемчужно лежала у горизонта, и конусы гор добавляли в пейзаж не слишком тёмных, деликатных оттенков. Здесь, под ветвями дуба, мы устроили привал на брёвнышке. И пообедали, наслаждаясь пейзажем.

-15

На заросшей синими цветами поляне над дорогой мы пытались найти заброшенную штольню. Но нашли только разрушающиеся бетонные конструкции, просевшие в землю. И снова шли буковым лесом, а над головами нашими плыли торчащие из леса острые Козьи скалы. Неожиданно быстро показалась полянка, где мы, впервые оказавшись здесь, сквозь стволы растущих над обрывами сосен пытались разглядеть закат. Теперь уже рукой подать было до асфальта. Вон скальная стенка над дорогой. А вот и склон, с которого мы ссыпались после тропы горного общества… И кольцевая вышла на асфальтированный участок. Идти по асфальту было куда как менее комфортно. Загудели от твёрдой поверхности стопы ног. Мы шагали теперь к Бештаугорскому монастырю.

-16

Но пути надо было ещё подняться немного на склон горы Лисий Нос, где метрах в трёхстах от дороги спрятались в кустах среди больших камней два заросших спиральных лабиринта. Мы свернули в лес, на тропку, быстро поднимавшую нас через зелёные джунгли.

Вскоре мы вышли на полянку среди кустов и деревьев. Над полянкой цвёл боярышник, и нависал над ним здоровенный камень. С другой стороны над нашими головами пейзаж украшали живописные скалы, но серая хмарь изрядно портила вид. А всю полянку занимал каменный лабиринт, густо заросший травами и белыми цветами-«часиками».

Мы отдохнули на брёвнышке после жаркого подъёма. И отправились исследовать камень над полянкой, с которого обещали лучший вид на лабиринт. Лена взобралась на камень, но обзор на лабиринт был закрыт растущим у его подножия деревом. Впрочем, лабиринт в любом случае зарос пышными цветами и из-за них был почти не виден.

А рядом с камнем оказался скрыт целый каменный хаос! Мы бродили меж массивных глыб — в поисках геокэшерского тайника. И отыскали его в очень колоритном месте. Камни росли из крутого склона, три из них лежали массивной аркой — один поверх двух других. И прямо на фоне этой каменной арки, словно в раме, рос куст с голубыми цветами…

Спустившись, мы заглянули на соседнюю полянку — с ещё одним заросшим цветами лабиринтом. Это было очень красиво — пушистые, роскошные подушки из белого и зелёного…

-21

Мы снова нырнули в лес и спустились к трассе по найденной дремучей тропе. Она тоже оказалась замечательной — с очень зелёной, пушистой травой по склонам под камнями хаоса, с могучими древесными стволами.

-22

Было красиво, но довольно круто — при скользкой сырой земле. Зато в итоге по длине спуск оказался короче подъёма, и совсем скоро мы оказались у монастыря.

-23

Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь в этом месте горы Бештау был основан ещё в 1904 году русскими монахами, прибывшими со Святой Горы Афон на Кавказ. После революции 1917 года монахи были изгнаны или убиты, монастырь был закрыт, и впоследствии вообще разрушен. В начале нынешнего века монастырь восстановили и освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Мы посетили монастырь. Зашли в Успенский собор, в котором ещё ведутся росписи.

Поднялись по длинной лестнице к летнему храму...

С площадки перед монастырём открывался вид на простор — зелёный, с жёлтым лоскутком цветущего поля. Здесь, у монастырского забора, нас застал по по телефону Алий, с которым познакомились в первый день у кисловодского памятника извозчику. Он предложил нам на завтра интересную автоэкскурсию, и мы, ловя возле монастыря зыбкий интернет, перевели ему аванс, чтобы забронировать места.

Мы продолжили путь по кольцу. Асфальт, к нашей радости, у монастыря закончился. И вскоре грунтовка вновь вывела нас из леса. Внизу, за просторными, очень зелёными полянами долины, раскинулся у горы Шелудивой город Лермонтов. Облачность делалась темнее и гуще.

-28

Вдоль дороги в изобилии рос белый шиповник — весь в распускающихся нежных бутонах. И многочисленные тропки уводили вниз, в долину.

-29

На веточке у одной из тропок приземлилась маленькая птичка, и Лена успела сфотографировать её. Откуда-то из памяти прошлых лет, из университетского естественнонаучного прошлого, впрыгнуло в голову название — «сорокопут». И впрямь, память не подвела!

-30

Высоко над головами видна была вершина Большого Тау, а прямо над нами, совсем близко, была вершина под названием «Лохматая». Изначально мы планировали на неё взобраться, но наши уставшие ноги и намечающийся дефицит времени заставили отказаться от подъёма. В другой раз!

Впереди был поворот к Орлиным скалам.

-32

И, хотя сходить с опять сделавшейся очень красивой дорожки не хотелось, продолжать путь по окружной мы не стали. Короче, да и интереснее, показалось вернуться в цивилизацию незнакомой дорогой — к Лермонтову.

-33

И мы пошли вниз, через ветреные зелёные долины, мимо огромного каменного тура. И, обернувшись, увидели, как Лохматую накрывает туман. Ещё бы минут пять — и мы бы странствовали в нём!

-34

А мы шли тропками к Лермонтову, и глазели по сторонам. Красивые зелёные пространства граничили с новостройками. Во дворах горели круглые маленькие фонари, и сквозь один из дворов был виден склон зелёного холма…

Мы заглянули в магазин и пошли к автобусной остановке. Скоро подошедший автобус увёз нас в Пятигорск. Там мы прогулялись немножко по улице Октябрьской, прошлись мимо знакомых по прошлому отпуску домиков и двориков... Вернулись к вокзалу. И «Ласточка» быстро домчала нас до Кисловодска. Который, не желая изменять складывающейся традиции, встретил нас дождём…

Бештау, Железноводск-Лермонтов. 10 мая 2023 г.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...