Найти в Дзене
Социальный гуманитарий

Если Иуда выбросил 30 сребреников, значит, раскаялся? Рассуждаем

До сих пор многие спорят: раскаялся ли Иуда? Ведь он хотел вернуть деньги тем, кто ему их заплатил, а когда они не взяли – выкинул все монеты. И он не начал новую жизнь после предательства, но пошел и повесился. Это ли не раскаяние, казалось бы?

Вспомним: «…увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную... И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф. 27:3–5).

Изображение с timeforcook
Изображение с timeforcook

Итак, ключевые слова «раскаявшись» и «согрешил я» тут имеются. Свидетельствуют ли они о настоящем раскаянии?

Ведь мы знаем множество примеров величайшей, безмерной любви к нам Творца, Который с просто бесконечным терпением прощает нам даже не до «седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:22), но гораздо больше.

И это при том, что, между прочим, буквальное «седмижды семидесяти раз» означает 490 раз!

Даже разбойник, который долгое время грабил, yбивал и т. д., был прощен, хотя покаялся в самые последние минуты до смерти – уже будучи распятым рядом с крестом Иисуса.

Однако таково ли было чувство Иуды, чтоб быть ему прощенным?

Святитель Иоанн Златоуст, напротив, называет вину Иуды не достойной прощения, но даже увеличенной, поскольку «раскаялся слишком поздно и сам над собою произнес осуждение, так как сам исповедал, что предал Его».

Выделено автором поста.

Далее этот же автор рассуждает: «…когда Иуда раскаивается? Когда уже совершено и приведено к концу преступление».

Таким образом, мы видим важный момент: раскаяние не тогда, когда можно еще что-то исправить, пусть даже в самый последний момент, но уже постфактум – когда всё по его вине уже свершилось.

Картина Н. Ге «Совесть (Иуда)»
Картина Н. Ге «Совесть (Иуда)»

Однако вернемся вновь к разбойнику, распятому рядом с Христом. В религии даже установилась традиция называть его благоразумным – в отличие от второго разбойника, распятого там же, который до последней минуты не раскаялся.

Так вот этот благоразумный покаялся уже тогда, когда нельзя было «повернуть вспять» его злодеяния – отдать обратно награбленное им и уж тем более оживить тех, кто погиб по его вине, причем как вольной/прямой, так и невольной/косвенной.

То есть кого-то он мог порешить собственными руками, а кого-то, допустим, довести до отчаяния либо до нищеты жизни – с последующими болезнями и cмepтeльным исходом.

Ведь и про раскаяние благоразумного разбойника можно сказать, как о раскаянии Иуды, словами Иоанна Златоуста, что оно было «уже без пользы».

Так почему ж тогда разбойника, виновного в многочисленных тяжких грехах и наверняка зaгyбившего не одну жизнь, простили?

Более того – как считается, его удостоили высочайшей награды: в тот же день быть с Христом в Раю (Лк. 23:43) (при том, что никто до Второго Его Пришествия туда попасть не может). А вот Иуду, повинного в меньшем числе грехов и предавшего лишь Одного Человека, много уже веков считают символом максимально страшного предательства.

Или, к примеру, некоторые, как преподобный блаженный Иероним Стридонский, усматривают гораздо больший грех не Иуды, но тех, с кем он сговорился: «…если согрешил он, предавший кровь праведную, то насколько больше согрешили иудеи, которые купили кровь праведную и, принеся плату, побудили ученика к предательству…»

Всё верно: у нас закон тоже наказывает больше тех, кто организовывал преступление, был идеологом, чем тех, кто стал пешкой в их руках.

Кадр из современного российского фильма В. Бортко «Мастер и Маргарита»
Кадр из современного российского фильма В. Бортко «Мастер и Маргарита»

Тут важно учитывать следующие моменты.

1. Как бы сказали современные юристы, Иуда не имел облегчающих его вину обстоятельств. Ведь у него не было:

  • острой необходимости в деньгах. 30 сребреников стали, скорее, оплатой знаковой, нежели материальной;
  • нужды бороться за свою или чужие жизнь и здоровье. Не выдай он Иисуса – ни самому Иуде, ни кому другому ничто не грозило бы.

Ведь, даже если бы он испугался, что на него как на следовавшего за Учителем обрушатся гонения, – Иуда мог бы просто уйти из числа апостолов, вернуться домой или осесть где-то в другом городе.

Сложностей у него при этом, как в наши дни, с документами бы не возникло.

2. Решение Иуды выдать Учителя было обдуманным, спланированным поступком.

Говоря опять-таки юридическим языком, он всё совершал, находясь в здравом уме и твердой памяти. Не было и намека на состояние аффекта.

По большому счету это был не эмоциональный порыв, но идеологический вызов.

Некоторые же, допустим Блаженный Феофилакт Болгарский, и вообще считают, что Иуда раскаялся не по чистоте душевной, не в духовном порыве, но «потому что дело вышло не так, как он предполагал».

3. После осознания своего проступка Иуда пришел повиниться не перед Творцом в молитвах, не перед Иисусом к Его кресту и не перед со-учениками – нет, он пришел к заказчикам преступления.

4. Некоторые богословы называют эмоцию предавшего апостола не раскаянием, но лишь сожалением о совершенной ошибке.

Даже страшно подумать: каковы были бы дальнейшие чувства и действия Иуды, если б он не сожалел...

5. Более того, сформулировав название своей ошибке, он не стал читать покаянные молитвы, не пытался исправить ситуацию делом – нет, он решил, что ему нет прощения, «вышел, пошел и удавился» (Мф. 27:5).

Сравним это с реакцией другого апостола, который в те же дни совершил… не столько предательство, сколько отступничество. Петр, клявшийся Христу, что более остальных любит Его, услышал от Него, что вскоре предаст его трижды (Мф. 26:33).

Так и свершилось.

Однако, поняв свое предательство, Петр до глубины души раскаялся, плакал и сожалел. А еще ранее даже старался спасти Учителя: кинулся на пришедших за Ним, даже отсек одному из них ухо (Мф. 26:51).

Картина Г. Зегерса «Раскаяние апостола Петра»
Картина Г. Зегерса «Раскаяние апостола Петра»

В принципе, как говорил Христос, подобное так или иначе коснулось всех Его учеников: «…все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь» (Мф. 26:31).

Однако каждый из них не опустился до такой глубины предательства, как Иуда. Каждый был достоин прощения, даже если на какой-то момент отступился, помрачился в мыслях и смутился.

6. Можно сказать, что самосуд Иуды был гордыней. Он не стал дожидаться смертного часа и Последнего Суда, который приготовлен для каждой души. Он сам себе «вынес приговор».

Причем он как остальные ученики, непосредственно видевшие Христа и слышавшие Его слова, должен был понимать важную доктрину: всегда нужно верить, что тебя простят, и непрестанно просить об этом: «...стучите, и отворят вам» (Лк. 11:9).

Во многом поэтому Церковь официально не читает никаких молитв за тех, кто сам себе такой «приговор вынес» и ушел из жизни по своему решению.

Тем не менее Иуда сам себе отказал в такой возможности.

Кадр из российского современного фильма Бортко «Мастер и Маргарита»
Кадр из российского современного фильма Бортко «Мастер и Маргарита»

Итак, получается, раскаяние Иуды:

  • не было чистосердечным;
  • не было глубоким;
  • было более сожалением об ошибке, чем криком совести;
  • последовало не просто после слов, но после дела, которое он, имея время и силы еще хоть как-то исправить (или хотя бы попытаться), исправлять не стал;
  • завершилось самосудом вместо жизни в молитвах и покаянии.

_______________

Уважаемые читатели, как считаете вы: раскаялся ли Иуда? Прощен ли был его грех? Возможно ли такое прощение в принципе?

И читайте мои статьи в Дзене «Люди – причина падения Люцифера. Смелая версия Преподобного Иоанна Дамаскина», плюс «Единственный из всех апостолов Христа, который не пoгиб».

Также отвечайте на интересный тест на знание сюжетов и героев Библии.

#христианство #православие #религия #вера #философия #психология #наука