Как-то слишком долго читала роман. Очень долго. И не потому, что объем достаточно большой, не потому, что было неинтересно (тогда бы точно не дочитала).
Почему же? Не знаю.
И общее впечатление осталось двояким. С одной стороны, привлек сюжет своей разносторонней динамикой и возможностью погрузиться в дела семейные: мы будто проживаем несколько месяцев с семьей Хильдебранд. С другой – немного напрягали постоянные отсылки к вере, к Богу: главный герой – пастор.
Идея, реализация
Трудно сказать, что в большей степени «подкачало»: идея или ее реализация. Казалось бы, самый традиционный сюжет: будни одной семьи с четырьмя детьми-подростками, отцом-священником и домохозяйкой матерью. Однако что бы ни делали Хильдебранды, все время казалось, что их мысли, поступки должны иллюстрировать семь грехов. Именно что ДОЛЖНЫ, поэтому даже тогда, когда читатель ЖДЕТ правильный поступок от героя, он выбирает НЕВЕРНЫЙ путь.
Членов семьи шестеро, но это не значит, что какой-то из семи грехов не раскрыт в романе. Просто КАЖДОМУ члену семьи в разные временные отрезки присуще несколько черт. Мэрион – чревоугодие, уныние, гнев, зависть, похоть. Рассу – похоть, гнев, зависть. Клэму – зависть, гнев, гордыня. Бекки – гордыня, жадность. Перри – зависть, уныние, гордыня. И даже у самого младшего Джадсона уже есть грехи. И у Расса, и у Мэрион есть свои скелеты в шкафу. Они скрывают свои ошибки юности даже от самих себя, что уж говорить об окружающих и семье.
И каждый из них – жалеет себя, свои нерастраченные возможности.
«Странно, что жалость к себе не считается смертным грехом: нет ничего страшнее».
Старшие дети вобрали в себя все сложности, связанные с подростковым возрастом: чувство одиночества среди родных, неуверенность в себе, стремление к лучшей, более легкой жизни. Как следствие – споры с родителями.
В семье нет взаимопонимания от слова совсем.
«Теперь собственные попытки доказать, что он сильнее отца, казались Клему нелепыми. Он давно выиграл битву, в которой сражался, в ничего не значащем уголке мира иллюзий».
Герои
Можно сказать, что герои получились настоящими, вовсе не шаблонными.
А есть ли хоть один положительный герой?
Перевернув последнюю страницу, я поняла, что нет. Они все – ЛЮДИ. Настоящие, «живые», поэтому совершают ошибки, некрасиво поступают по отношению друг к другу, раздражают, не умеют прощать. В общем, ведут себя так, как и мы в повседневной жизни.
«Отсутствие недостатков не означает достоинство. Тут просто глазу не за что зацепиться, как если бы мы видели веревку от воздушного шарика, а сам шарик - нет. Раздражаясь от вида натянутой вертикальной веревки, уходящей в пустоту, люди, проследив за ее взглядом, находят, что она , судя по виду, должна быть исключительно заманчива».
Стиль
Вся книга написана от третьего лица, но мы словно слышим голос того персонажа, о котором идет речь. Джонатан Франзен мастерски погружает нас во внутренний мир каждого героя: мы смотрим на проблему сначала глазами героя, потом – как преломление происходящего через диалоги, письма или монологи других. Интересный прием. Подобное помогает действительно ВИДЕТЬ и представлять картину целиком.
В книге с таким названием не могло быть другого финала: герои остались на ПЕРЕКРЁСТКЕ. Каждый на своем. Именно так и воспринимается открытый финал - более открытого я, пожалуй, и припомнить не могу.
Впечатление от прочитанного романа настолько двойственное, что и баллы выставить достаточно сложно.
Все-таки если книга в большей степени о вере, о боге, сложно ее как-то оценивать.
«Бога следует искать в отношениях с людьми, а не в обрядах и богослужении»