Существует часто повторяемое клише о том, как писал песни Джордж Харрисон во времена BEATLES: «Джордж писал одну песню для каждого альбома». Похоже на ленивое переписывание истории, маскирующее его настоящий авторский вклад в творческий путь THE BEATLES. Давайте послушаем песни Джорджа в хронологическом порядке и посмотрим, как он менялся в плане сочинения песен, став автором нескольких классических хитов группы.
Итак, первой песней Джорджа на альбомах THE BEATLES была Don’t Bother Me со второго LP группы With The Beatles.
Он написал ее летом 1963 года, будучи cовершенно больным. BEATLES сыграли несколько концертов на южном побережье Англии, Джордж простудился и отправился в постель. По его словам, это было что-то типа теста, сможет ли он написать песню, и «в общем, это показало, что все, что мне нужно делать, это продолжать писать, и тогда, возможно, я со временем наконец напишу что-нибудь хорошее».
На пластинках A Hard Day’s Night и Beatles for Sale не было песен Харрисона. Их не было до выхода саундтрека к фильму Help! И на этот раз Джордж принес две песни, I Need You и You Like Me Too Much. Обе были записаны в феврале 1965 года - первая вошла в фильм,
а вторая появилась на альбоме Help!
Rubber Soul также вышел в 1965 году, и в этот LP также вошли две песни Джорджа. Первая - Think For Yourself, это первая из его песен, написанная не о любви, позже она вошла в фильм Yellow Submarine.
Его второй песней в Rubber Soul была If I Needed Something, что-то вроде музыкальной оды к его песне из саундтрека Help!
Некоторые музыкальные критики сравнивали If I Needed Some с песнями, которые группа BYRDS записала для своего дебютного альбома Mr. Tambourine Man, вышедшего в июне 1965-го.
В этом есть некоторая ирония, учитывая, что BYRDS вполне сознательно подражали звучанию THE BEATLES, насмотревшись фильма A Hard Day's Night.
Британские битники THE HOLLIES записали свою версию песни, которая вышла в один день с битловским альбомом Rubber Soul и достигла 20-го места в британском чарте синглов.
В августе 1966 года, по-видимому для того, чтобы закончить с клише «одна песня на альбом», Джордж внес три своих песни в абсолютно новаторский альбом Revolver, в немалой степени поспособствовав инновационности LP. Именно он написал потрясающий открывающий трек Taxman. Это вторая песня Джорджа, вообще не посвященная любви, на этот раз он затронул тему высоких уровней подоходного налога, взимаемого британским лейбористским правительством во главе с Гарольдом Уилсоном, тем самым мистером Уилсоном, который упоминается в тексте песни. Заработки THE BEATLES к тому моменту ввели их в высшую налоговую категорию Британии, теперь они должны были платить налог в размере 95% с каждого заработанного фунта: «Тебе один фунт, мне девятнадцать».
Второй трек Джорджа с первой стороны Revolver возвращает нас к более традиционной тематике - Love You To, но он оригинален и в другом отношении - в нем использованы индийские инструменты. В октябре 1965 года Джордж уже сыграл на ситаре в Norwegian Wood (This Bird Has Flow) из альбома Rubber Soul, но в Love You To мы слышим значительно больше классических индийских инструментов - табла, индийские ручные барабаны, ситар и тамбура. Благодаря такому набору песня стала первой для THE BEATLES, столь сильно приближенной по звучанию к индийской классической музыке.
I Want To Tell You - третья композиция Харрисона на Revolver, была записана в июне 1966 года. И вновь это песня песней с нетрадиционной для группы структурой, продемонстрировавшая значительно возросший творческий потенциал Джорджа как в текстовом, так и в музыкальном плане.
Sgt Pepper’s Lonely Hearts Club Band - в этот раз на пластинке появилась только одна песня Джорджа Within You, Without You, еще одна песня, вдохновленная индийской музыкой, и, по мнению Джона Леннона, одна из лучших песен Харрисона. Он написал её, играя на педальной фисгармонии.
Вечером 15 марта 1967 года Харрисон записал ее в студии Abbey Road, и изначально она назвалась Untitled (Без названия). Джордж был единственным битлом, находящимся в студии в тот вечер. Он и Нил Аспиналл играют на тамбурах. На табле, дилрубе (ситар, на котором играют смычком) и свармандале сыграли индийские музыканты из лондонского Asian Music Centre.
Еще две дилрубы были дописаны 22 марта, скрипки и виолончели добавили 3 апреля под руководством Джорджа Мартина. И позже, тем же вечером, Джордж записал свой вокал, основную партию ситара и акустическую гитару.
В саундтреке для Magical Mystery Tour Джордж исполняет лёгкую композицию Blue Jay Way, названную так в честь улицы в Голливуде, на которой он некоторое время жил в августе 1967 года.
Речь в песне идет о его друзьях, которые заблудились в смоге Лос-Анджелеса и пытались найти дом, где их ждал Джордж.
В марте 1968 года THE BEATLES выпустили сингл Lady Madonna, би-сайдом которого была песня Джорджа The Inner Light, текст которой представляет собой интерпретацию 47-й главы даосской «Дао Дэ Цзин». Инструментальные треки записали в январе 1968 года в Индии, в Бомбее, во время сессий первого сольного альбома Харрисона Wonderwall Music, позже наложили основной вокал Джорджа и бэк-вокал Джона и Пола.
В альбом The Beatles 1968 года, который все называют «Белым альбомом», вошли четыре песни Харрисона – по одной на каждой стороне двойного винила. И на первой стороне его чудесная песня While My Guitar Gently Weeps. Как сказал Джордж: «Я написал My Guitar в доме моей матери в Уоррингтоне. Я тогда думал о китайской «Книге Перемен». Её концепция заключается в том, что все, что происходит, должно быть так, как должно быть, и случайных совпадений не существует - каждая свершившаяся мелочь имеет свою цель».
Все помнят блестящее гитарное соло Эрика Клэптона на While My Guitar Gently Weeps, однако его могло и не быть. Джордж попросил Эрика участвовать в песне по дороге в студию, но Клэптон не хотел играть, он ответил: «Никто никогда не играет на пластинках BEATLES».
Джордж настоял, и Эрик записал соло на Gibson Les Paul, который он только что подарил Джорджу. Позже Харрисон назовет гитару Люси в честь знаменитой «рыжей» - комедийной актрисы Люсиль Болл.
На второй стороне «Белого альбома» есть песня Piggies, которую Джордж написал ещё в 1966 году и к которой вернулся незадолго до записи этого альбома, найдя исходные наброски на чердаке в доме своих родителей.
Видели ли вы когда-нибудь больших свиней? В накрахмаленных белых рубашках. Вы поймете, что именно эти свиноты и взбалтывают всю грязь, оставаясь в чистых рубашках.
Группа записала на студии 11 дублей основных ритм-треков Piggies. В записи участвовали продюсер Томас Грант, сыгравший на клавесине, Джорж - на акустической гитаре, Пол Маккартни - на бас-гитаре и Ринго Старр, - на тамбурине. Кстати, со слов Томаса, Маккартни в перерывах между дублями впервые исполнил Let It Be, к которой THE BEATLES не возвращались более до января 1969 года.
В то же время Джон подобрал из коллекции студии Abbey Road ленту «Животные и пчелы» (том 35), на которой были записаны и голоса свиней. Предположительно BEATLES использовали для Piggies запись с этой ленты, смешав со своим собственным хрюканьем.
Long, Long, Long - заключительный трек третьей стороны, прекрасная песня, которую порой упускают из виду, очень необычная смесь вальса, джаза и фолка, слегка разбавленная психоделией, песня, которая работает.
Savoy Truffle - о любви Эрика Клэптона к сладостям, текст песни описывает содержимое коробок шоколадных конфет Mackintosh Good News, которые были очень популярны в 1960-х годах. Запись состоялась в октябре 1968 года, и в ней участвовали шесть саксофонистов – три баритона и три тенора.
Джордж написал две песни для саундтрека Yellow Submarine - Only A Northern Song, которая была записана ещё во время сессий Sgt. Pepper, запись не понравилась Джорджу Мартину, и песня не вошла в альбом.
Помимо органа Джорджа, в ней были использованы и не совсем привычные инструменты – сильно искаженная труба, на которой сыграл Пол, и оркестровый ударный инструмент глокеншпиль (сыграл Джон).
Отредактированная и слегка ускоренная версия основного трека песни без наложений была позже выпущена на сборнике Anthology 2.
Лето 1969 года. THE BEATLES выпускают сингл The Ballad of John and Yoko с би-сайдом Old Brown Shoe, написанным Джорджем. Песня очень схожа с более поздними сольными материалами Харрисона 1970-х, она была записана во время сессий для Abbey Road.
Гигант американского джаза Фрэнк Синатра в начале 70-х регулярно пел на своих концертах Something, представляя ее как «написанную этими великими молодыми авторами песен, Джоном Ленноном и Полом Маккартни».
Справедливости ради стоит заметить, что она таки написана Харрисоном, многие считают Something лучшей песней Джорджа эпохи BEATLES и, безусловно, одним из выдающихся треков пластинки Abbey Road.
Here Comes The Sun - ещё одна песня Джорджа из альбома BEATLES 1969 года, также может легко претендовать на этот титул.
Джордж рассказывал, что Here Comes the Sun была написана в то время, когда Apple «становилась всё более похожей на школу, куда нам приходилось ходить и быть там бизнесменами, подписывая счета - «Подпишите это», «подпишите то».
«Но в любом случае, когда кажется, что зима в Англии уже длится вечно, вдруг приходит весна, и ты взаправду этого заслуживаешь. Итак, решив однажды, что мне всё надоело и я уже собираюсь отказаться от Apple, я пошел к Эрику Клэптону. Я гулял в его саду. Радость от того, что мне не нужно было идти к этим бухгалтерам, переполняла меня, я взял одну из акустических гитар Эрика и написал Here Comes the Sun».
На последнем альбоме BEATLES есть еще две песни Джорджа.
For You Blue была начата в январе 1969 года, а закончена годом позже. Она не только вошла в альбом Let It Be, но и стала в США би-сайдом The Long and Winding Road. Первоначальное название песни - George’s Blues (Because You’re Sweet and Lovely), а в тексте упоминался великий блюзмен Элмор Джеймс.
Вторая песня Джорджа на Let It Be - I Me Mine, и это последняя новая песня, записанная THE BEATLES до их официального распада. «Я, мне, мое» - Джордж больше, чем кто-либо другой, иронично оценил ситуацию внутри группы.