Найти тему
На море и на суше

Барк "Товарищ"

Начало здесь.

Корабль - дом моряка. С него и начнём.

У кораблей тоже своя история. Первоначально "Горх Фок" (нем. Gorch Fock, с 1933 г.), «Товарищ» (1949—1999) — трёхмачтовый барк, построенный в учебных целях по заказу ВМС Германии на гамбургской верфи Blohm und Voss. Корабль был назван в честь немецкого писателя-мариниста Ганса Кинау, который подписывал свои произведения псевдонимом Горх Фок. Писатель работал конторщиком в судоходной компании, мечтал о море и писал морские рассказы. Когда началась Первая мировая был призван в пехоту, но попросился в военно-морской флот. Погиб в Ютландском сражении.

Барк был заказан Рейхсмарине, срочно искавшим замену учебному трехмачтовику «Ниоба», который, попав в сильнейший шторм, опрокинулся и затонул в июне 1932 года. Через 100 дней после закладки корабль 3 мая 1933 года был спущен со стапелей. За спуском корабля на воду в Гамбурге наблюдало более десяти тысяч зрителей.

Спуск на воду в Гамбурге 3 мая 1933 года. Фото из сети.
Спуск на воду в Гамбурге 3 мая 1933 года. Фото из сети.

Начиная с 1934 барк использовался для учебных целей. Ежегодно он совершал несколько коротких рейсов по Балтике и Северному морю, и ещё один дальний — через Атлантику. Постоянная команда — 60 человек, плюс 180 кадетов.

"Gorch Fock" Картина шведского художника Gunnar Larsson. Источник  Википедия
"Gorch Fock" Картина шведского художника Gunnar Larsson. Источник Википедия

После начала Второй мировой войны корабль служил главным образом плавучей канцелярией и общежитием для моряков, и лишь изредка использовался как учебное судно. 30 апреля 1945 года, после обстрела корабля с берега советскими танками, корабль был по приказу немецкого командования подорван и затоплен. По окончании войны барк был передан СССР по Договору о репарациях. В 1947 году парусник был поднят со дна моря штральзундской фирмой «B. Staude Schiffsbergung». В том же году на ростокской верфи Neptun ему был обновлен корпус, а затем в 1947—1951 годах он был капитально отремонтирован на судоремонтном заводе в Висмаре. В 1949 году на нём была повешена рында с именем «Товарищ», а 15 июня 1950 года — барк приняла советская команда. Имя судна было унаследовано от четырёхмачтового барка «Товарищ», который в 1920—30-х годах служил учебным судном Балтийского, затем Черноморского флота, а в 1943 году был потоплен.

Четырехмачтовый барк "Товарищ" разбомбленный в 1943 году в Мариуполе. Яндекс картинки.
Четырехмачтовый барк "Товарищ" разбомбленный в 1943 году в Мариуполе. Яндекс картинки.

8 июля 1951 года «Товарищ» вышел из Ленинграда , пройдя вокруг Европы с заходом по пути в Плимут, Гибралтар и Стамбул, 28 августа прибыл в Одессу. А уже 6 сентября 1951 года с новой группой практикантов судно снялось в очередной рейс — по Чёрному морю. В том же году «Товарищ» был передан Херсонскому мореходному училищу им. Шмидта и стал базой для прохождения судовой практики курсантов мореходных училищ Одессы и Херсона.

Первое значительное плавание парусника под советским флагом состоялось в 1957 году под командованием опытного парусного капитана В. В. Васильева. Третьим помощником капитана тогда был Олег Ванденко, будущий капитан «Товарища». Рейс был из Чёрного моря через Атлантический океан вокруг Африки, к берегам Индонезии, Индии и обратно в Одессу. В этом рейсе барк впервые, после восстановительного ремонта, пересёк экватор.

12 июля 1972 года вышел из Одессы в трансатлантический рейс — до Бермудских островов (с заходом на о. Тенерифе), стоянка в порту Гамильтон, а оттуда в Балтимор (на обратном пути попал в ураган «Кери»). В 1972 году в Нью-Йорке барк принял участие в юбилейных торжествах по случаю 175-летия американского фрегата «Констеллейшн» (ныне корабль-музей).
В 1974 году барк впервые принял участие в Балтийской регате престижной серии Operation Sail (с англ. — «Операция Парус»), проводимой по инициативе «Организации по обучению молодежи морскому делу». Старт гонке на 320-мильной дистанции по маршруту маяк Дрогден (Копенгаген) — Гдыня был дан 14 июля. В группе крупных полнорейных парусников класса «А» выступали также польский парусник «Dar Pomorza», западно-германский «Горх Фок II», советский «Крузенштерн», датский фрегат «Georg Stage» и бригантина «Wilhelm Pieck» из ГДР. «Товарищ» победил в гонке, опередив своего ближайшего соперника (немецкий барк аналогичной конструкции «Горх Фок II») на 16 часов 15 минут.

"Товарищ" во время Балтийской регаты. Яндекс картинки.
"Товарищ" во время Балтийской регаты. Яндекс картинки.

В 1976 году барк «Товарищ» после текущего ремонта принял участие в очередной регате «Операция Парус — 76». На первом этапе пришёл первым к рейду порта Санта-Крус-де-Тенерифе. Также и на втором этапе был первым. На третьем же пришёл четвёртым. Но по сумме трёх этапов завоевал первое место в классе А.
В 1977 году барк по официальному приглашению Бельгии посетил порт Гент, где принял участие в праздновании 150-летия открытия канала Тернезен-Гент. Вот об этом плавании 1977 года и будет мой рассказ.

Подписывайтесь на канал. Не забудьте поощрить автора лайком. Комментарии приветствуются.
Продолжение здесь.