Корабль - дом моряка. С него и начнём.
У кораблей тоже своя история. Первоначально "Горх Фок" (нем. Gorch Fock, с 1933 г.), «Товарищ» (1949—1999) — трёхмачтовый барк, построенный в учебных целях по заказу ВМС Германии на гамбургской верфи Blohm und Voss. Корабль был назван в честь немецкого писателя-мариниста Ганса Кинау, который подписывал свои произведения псевдонимом Горх Фок. Писатель работал конторщиком в судоходной компании, мечтал о море и писал морские рассказы. Когда началась Первая мировая был призван в пехоту, но попросился в военно-морской флот. Погиб в Ютландском сражении.
Барк был заказан Рейхсмарине, срочно искавшим замену учебному трехмачтовику «Ниоба», который, попав в сильнейший шторм, опрокинулся и затонул в июне 1932 года. Через 100 дней после закладки корабль 3 мая 1933 года был спущен со стапелей. За спуском корабля на воду в Гамбурге наблюдало более десяти тысяч зрителей.
Начиная с 1934 барк использовался для учебных целей. Ежегодно он совершал несколько коротких рейсов по Балтике и Северному морю, и ещё один дальний — через Атлантику. Постоянная команда — 60 человек, плюс 180 кадетов.
После начала Второй мировой войны корабль служил главным образом плавучей канцелярией и общежитием для моряков, и лишь изредка использовался как учебное судно. 30 апреля 1945 года, после обстрела корабля с берега советскими танками, корабль был по приказу немецкого командования подорван и затоплен. По окончании войны барк был передан СССР по Договору о репарациях. В 1947 году парусник был поднят со дна моря штральзундской фирмой «B. Staude Schiffsbergung». В том же году на ростокской верфи Neptun ему был обновлен корпус, а затем в 1947—1951 годах он был капитально отремонтирован на судоремонтном заводе в Висмаре. В 1949 году на нём была повешена рында с именем «Товарищ», а 15 июня 1950 года — барк приняла советская команда. Имя судна было унаследовано от четырёхмачтового барка «Товарищ», который в 1920—30-х годах служил учебным судном Балтийского, затем Черноморского флота, а в 1943 году был потоплен.
8 июля 1951 года «Товарищ» вышел из Ленинграда , пройдя вокруг Европы с заходом по пути в Плимут, Гибралтар и Стамбул, 28 августа прибыл в Одессу. А уже 6 сентября 1951 года с новой группой практикантов судно снялось в очередной рейс — по Чёрному морю. В том же году «Товарищ» был передан Херсонскому мореходному училищу им. Шмидта и стал базой для прохождения судовой практики курсантов мореходных училищ Одессы и Херсона.
Первое значительное плавание парусника под советским флагом состоялось в 1957 году под командованием опытного парусного капитана В. В. Васильева. Третьим помощником капитана тогда был Олег Ванденко, будущий капитан «Товарища». Рейс был из Чёрного моря через Атлантический океан вокруг Африки, к берегам Индонезии, Индии и обратно в Одессу. В этом рейсе барк впервые, после восстановительного ремонта, пересёк экватор.
12 июля 1972 года вышел из Одессы в трансатлантический рейс — до Бермудских островов (с заходом на о. Тенерифе), стоянка в порту Гамильтон, а оттуда в Балтимор (на обратном пути попал в ураган «Кери»). В 1972 году в Нью-Йорке барк принял участие в юбилейных торжествах по случаю 175-летия американского фрегата «Констеллейшн» (ныне корабль-музей).
В 1974 году барк впервые принял участие в Балтийской регате престижной серии Operation Sail (с англ. — «Операция Парус»), проводимой по инициативе «Организации по обучению молодежи морскому делу». Старт гонке на 320-мильной дистанции по маршруту маяк Дрогден (Копенгаген) — Гдыня был дан 14 июля. В группе крупных полнорейных парусников класса «А» выступали также польский парусник «Dar Pomorza», западно-германский «Горх Фок II», советский «Крузенштерн», датский фрегат «Georg Stage» и бригантина «Wilhelm Pieck» из ГДР. «Товарищ» победил в гонке, опередив своего ближайшего соперника (немецкий барк аналогичной конструкции «Горх Фок II») на 16 часов 15 минут.
В 1976 году барк «Товарищ» после текущего ремонта принял участие в очередной регате «Операция Парус — 76». На первом этапе пришёл первым к рейду порта Санта-Крус-де-Тенерифе. Также и на втором этапе был первым. На третьем же пришёл четвёртым. Но по сумме трёх этапов завоевал первое место в классе А.
В 1977 году барк по официальному приглашению Бельгии посетил порт Гент, где принял участие в праздновании 150-летия открытия канала Тернезен-Гент. Вот об этом плавании 1977 года и будет мой рассказ.
Подписывайтесь на канал. Не забудьте поощрить автора лайком. Комментарии приветствуются.
Продолжение здесь.