Найти тему

Почти забытая любовь на "Два голоса". Бунин, Евтушенко и Володин в исполнении Стржельчика и Шукшиной, Фрейндлих и Михалкова

Почти неизвестный современному зрителю телевизионный художественный фильм производства студии "Лентелефильм" "Два голоса". По ЦТ показали в декабре 1982 г.

Автор сценария - очень известный в 70-е -80-е годы философ, писатель, эссеист, очеркист, один из авторов "Литературной газеты" Евгений Богат. "Литературная газета" в те годы была витриной советского либерализма для Запада. В отличие от уже почти что железобетонных советских официозов "Правды" и "Известий", про которые ходили анекдоты, что в "Правде" нет правды, а в "Известиях" - известий, "Литературка", особенно ее вторая социально-политическая "книжка", первая была посвящена чисто литературным вопросам, очень выгодно отличалась подачей остросоциальных вопросов.

В "Литературке" работали лучшие советские журналисты - Ю. Щекочихин, Ольга Чайковская, Аркадий Ваксберг, Анатолий Рубинов. Им позволялось писать чуть интереснее, чуть острее ставить социальные и экономические вопросы, чем другим советским журналистам.

По популярности с "Литературкой" в 70-80е годы не могло сравниться ни одно периодическое издание. Только в конце 80-х ее стал обходить "Огонек", но это была уже другая эпоха.

Работал обозревателем в "Литературке" и Евгений Михайлович Богат.

Евгений Михайлович Богат. 1923-1985 гг.
Евгений Михайлович Богат. 1923-1985 гг.

Сейчас почти забытое имя, а тогда один из "властителей дум" советской читающей публики. В 1978 г. из печати вышла его очередная книга "...Что движет солнце и светила. Любовь в письмах выдающихся людей". В аннотации было указано, что

Эта книга поможет старшим школьникам в познании подлинных ценностей личности человека: его творческих возможностей, духовного богатства, искусства общения с другими людьми, высоких нравственных идеалов, чувства ответственности перед другими людьми, перед обществом. В книгу включены письма многих выдающихся людей прошлого и современности, в которых раскрываются лучшие качества и богатство человеческой души.

Да, вот такая книга для старшего школьного возраста, что говорит об уровне советского образования. Письма Элоизы к Пьеру Абеляру, Петрарки к Лауре, Стендаля к Матильде Дембовской, Дидро к Софи Волан, письма из тюрьмы жирондистки Мари Ролан перед казнью, Байрона к своей последней любви Терезе Гвиччиоли, и еще очень многих других исторических персонажей.

Как писал сам Евгений Богат

Мне хотелось подарить читателю нечто большее, чем томик, содержащий ряд замечательных свидетельств величия человеческого сердца. Хотелось бы подарить ему мир... чуть было не написал «воспоминаний». Но этот мир — живой, он вечно живой и сегодняшний, в нем и сейчас наслаждаются тишиной долгого пастушеского дня Дафнис и Хлоя, и ищет Изольду Тристан, и помнит чудное мгновение Пушкин. Иногда этот мир шлет нам послов, мы их, к сожалению, часто не узнаем. Это те, кто нас любит. Это — любящие нас. Не узнавая или отвергая их, мы не узнаем или отвергаем мир, который их к нам послал.

Название книги взято из последней строчки "Божественной комедии" Данте. Когда автору поэмы, достигшему высшей точки Рая - Эмпирея, является Бог в виде Света Неизреченного и открывается главная истина, что является источником всего

Здесь изнемог высокий духа взлет;
Но страсть и волю мне уже стремила,
Как если колесу дан ровный ход,
ЛЮБОВЬ, ЧТО ДВИЖЕТ СОЛНЦЕ И СВЕТИЛА.

А в 1981 г. знаменитый режиссер Ленинградского телевидения Александр Белинский предложил Евгению Богату написать сценарий по мотивам его книги. Но только использовать не письма, а литературные произведения.

И Богат использовал три рассказа, составившие три киноновеллы о любви. "Темные аллеи" Ивана Бунина, "Четвертая Мещанская" Евгения Евтушенко" и "Идеалистка" Александра Володина.

Фильм получил название "Два голоса".

Первая новелла "Темные аллеи". Конец XIX века на одну из почтовых станций заезжает старый полковник Николай Алексеевич. Эту новеллу, кстати, снимали в "Музее станционного смотрителя" в деревне Выра Гатчинского района Ленинградской области. Полковника встречает хозяйка станции Надежда.

-2

Полковника играет Владислав Стржельчик. Он сразу не узнает Надежду, а она узнала его с первого взгляда. Когда-то, тридцать лет назад, между ними была любовь. Надежда была крепостная, а Николенька все читал ей стихи про "темные аллеи". Бросил ее Николенька, уехал, и они не виделись тридцать лет.

И оказалось, что все эти тридцать лет Надежда продолжала любить его, не вышла замуж. А у полковника тоже неудачно сложилась жизнь. Безумно любимая жена изменила ему и бросила. Любимый сын, на которого он возлагал такие надежды, вырос в мота и подлеца.

Тут следует сказать, что Владислав Игнатьевич Стржельчик, один из главных аристократов советского кино, в этом фильме совершенно на своем месте. Новелла небольшая, драматического материала мизер, тут главное попасть в типаж героя. А типаж у Стржельчика для этой роли - стопроцентное попадание. Актер даже исполняет за кадром небольшой грустный романс.

А вот о Лидии Федосеевой-Шукшиной этого сказать нельзя. Совершенно не подходит по типажу. Это должна была быть "царь-баба", "ума палата", жестко ведущая свое дело, гребущая деньгу на ростовщичестве. Так и не простившая Николеньку за измену. На эту роль бы Нонну Мордюкову или Римму Маркову в соответствующем возрасте. Вот это была бы их роль.

А Шукшина играет как обычно, то есть никак. Вот просто никак. Ладно бы на актерской технике попыталась бы эмоцию показать. Так ведь нет. Ни внутреннего, ни внешнего содержания. Чуть глазки прищурит, голосок ровненький, а там ведь надо показать сжигающую человека обиду и непогасшую любовь. Не может и не умеет.

Вот такая неожиданная встреча. Один узнал, что его продолжает любить человек, с которым он провел самые восхитительные минуты жизни, и которого предал. А другая смогла сказать в глаза человеку, которого любила всю жизнь, что она его не простила за измену.

Ехал Николай Алексеевич в коляске, торопился к поезду и все думал

«Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! „Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи...“ Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»
И, закрывая глаза, качал головой.

-3

Да, вот так встретились, полюбили друг друга, и разошлись на всю жизнь Но это был виноват проклятый царский режим, сословное неравенство, хотя и были редкие исключения. когда дворяне женились на крепостных девушках.

А вот следующие две новеллы - это уже советский период. Неравенства нет, любись с кем и как хочешь. Но все равно не особо получается быть счастливым. Но об этом в следующей части.