Ещё в детстве я была покорена добрым и оптимистичным фильмом «Девчата» (1961г., реж. Ю. Чулюкин). Много лет спустя я приобрела книгу-первоисточник. Повесть с одноимённым названием была опубликована в том же 1961 году (автор советский писатель Борис Бедный).
Сюжет фильма в главных моментах очень близок к литературной основе, а вот в нюансах очень разнится. В деталях, как известно, кроется немало великого, а потому именно они полностью изменили настроение фильма и не только.
Впервые прочитав повесть, я было огорчена тем, какими моему читательскому взору предстали персонажи: невесёлые, несовершенные, приземлённые, с тёмными уголками души, неприятными секретами, и вовсе всё не так радужно и оптимистично, как в кино. Зачем писать такую тоску, думала я 20 лет назад... С тех я больше не перечитывала книгу, но и не бросила её в многочисленных своих переездах и мытарствах по стране.
Какое счастье, что я решила перечитать её сейчас. Из сегодня повесть увиделась мне такой глубокой, проникновенной и наполненной куда большими смыслами, чем показаны в киноленте. Кино не стало хуже, просто задачи у него другие.
Описания в повести – это отдельное удовольствие, которое нечасто испытаешь, обращаясь к современной литературе. С такой любовью описаны смена времён года, лесные пейзажи, северная природа, что невольно хочется оказаться там и вдыхать эту первую весну вместе с героями истории.
Всё начинается с того, как Тося добиралась до лесопункта, где ей предстоит встретить свою взрослую жизнь. Ведь ей всего 17 лет один месяц (а в кино она приезжает уже совершеннолетней).
Поездом, пароходом и на грузовике добиралась Тося из Воронежской области на север, образования у неё не было (в кино упоминалась, что среднее специальное образование героиня получила в Симферополе). За недолгую свою жизнь Тося успела немало: до вербовки на север отработала в совхозе сезон, написала критику на местного агронома в газету, после чего её «ушли» по собственному желанию, она устроилась домработницей в интеллигентную семью научных работников по педагогической линии. Но и там задержалась недолго. Несмотря на все старания хозяев, Тося быстро поняла, что такое социальное неравенство, а быть человеком «второго сорта», «подсобным» она не хотела. По ходу повествования, это чувство ещё повлияет на сюжет повести и жизнь героини.
На лесопункт Тосю взяли поваром, потому что с поварами было напряжённо, никто не хотел идти, а у Тоси совершенно случайно оказался кулинарный талант. Тося, юная максималистка, любит всех воспитывать и перевоспитывать. По детдомовкой привычке она верит, что все проблемы можно решить коллективно. Своим появлением эта маленькая девчонка перевернёт жизни всех, с кем сведёт её судьба.
Получив место в общежитии, Тося заочно знакомится со своими соседками, исследуя нехитрое их убранство.
Первым, кого встречает Тося, не считая коменданта, был, как и в кинокартине, Ксан Ксаныч - «дверь самую малость приоткрылась и в комнату бочком проскользнул пожилой дяденька с добрым морщинистым лицом». Кто он по профессии из фильма непонятно, а вот в книге указано, что он пилоправ, и вообще мастер на все руки.
Далее в комнате появляются девчата.
Катя - «сильная, ловкая девушка, красивая не так лицом, как всей своей рабочей статью», она прямолинейна и немного грубовата, любит подсмеиваться и оказываться правой. Родом Катя из соседней деревни и очень завидует Тосину житейскому опыту. Вообще с Тосей у неё интересные отношения: Кислица, как подруга называет Тосю всю дорогу, нравится Кате только когда приходиться её жалеть и учить жизни, а когда Тося «расправляла крылья» и важничала, Катя сразу чувствовала себя немного ущербной и серой. По профессии Катя сучкоруб.
Анфиса – «одевалась лучше всех в комнате и была красива той броской красотой, которая сразу же приковывала внимание…. но было в Анфисе что-то хищное, кошачье, слишком рано в жизни Анфиса узнала, что она красива, и это знание обернулось для неё чувством своего извечного превосходства над другими девчатами. Ни с кем в комнате Анфиса не дружила и по-своему уважала одну лишь Надю – за то, что часто не понимала её». Анфисе очень не нравится пронырливая Тося, она всё время хочет подловить и вывести её на чистую воду (Тося не может устоять перед парфюмерным раем Анфисы, таскает у неё одеколоны, а чтобы Анфиса этого не заметила, разбавляет его водой). По профессии Анфиса телефонистка на коммутаторе, наверное, единственная девушка, профессия которой обозначена в фильме. Самый сложный и трагичный персонаж повести, на мой взгляд.
Надя – рослая и крепкая, «руки её – большие и сильные – умело делали своё привычное дело, лицо было какое-то безучастное, словно ничего вокруг Надя не видела и всё время думала одну невесёлую думу», «по общему мнению всех её подруг и знакомых, Надя была некрасива. Те ребята, которые нравились Наде, всегда хорошо о ней отзывались, стреляли у неё пятёрки перед получкой, уважали её, случалось, даже дружили с ней – а влюблялись в других девчат и женились на них», «в свои 27 лет Надя уже свыклась с выпавшей на её долю участью, стала молчаливой и замкнутой… а впрочем, в Наде чувствовалась упрямая, до времени дремлющая сила; будто сжатая пружина сидела в ней и с каждым днём сжималась крепче и тесней, чтобы когда-нибудь распрямиться и сработать – неожиданно для всех, да и для самой Нади…». Надя работает вместе с Анфисой на коммутаторе в разные смены.
Вера – много читает, особенно уважает любовные романы, в остальном ничем от фильма не отличается. Работает разметчицей на складе. Берёт Тосю под своё крыло, всячески опекает, испытывая к ней материнскую нежность и тепло.
Илья – лесоруб (вальщик), «…видный рослый парень, который шёл впереди всей бригады и вгрызался бензомоторной пилой в чащобу леса», силён, красив и знает об этом, никогда не имел отказа от девчат, «…вблизи он показался ей красивым, даже слишком красивым для парня». Илью все уважают. Передовик производства.
Филя – «первый зубоскал и скандалист посёлка», хулиган и поганец, дебошир и пройдоха, имеет свою ватагу парней для хулиганств и пакостей.
Сашка – неуклюжий здоровяк, не умеет танцевать, зато играет на гармони, любит Катю, «терпеть не мог, когда сильные обижают слабых, а тем более измывались над такими вот беззащитными девчонками, как Тося-повариха. Сашке доводилось читать в газетах… как правильные ребята приструнили где-то распоясавшихся хулиганов, он всегда приветствовал добрые дела, а всякое хулиганство прямо-таки ненавидел… Но при всём том у себя в посёлке Сашка как-то не замечал, что Филя со своими дружками сплошь и рядом творит точно такие же дела, против которых воюют в газетах. И не надо думать, что Сашка боялся Фили. Никого в посёлке он не боялся… Просто никогда почему-то не мог догадаться, что Филя со своими дружками хулиганит. Сашка сам с собой не хитрил, ища спокойной жизни, а в самом деле не догадывался. И вроде неглупый парень, а вот поди ж ты…». Чокерует поваленный лес.
Вадим Петрович Дементьев – идеалист, планирует реально изменить и улучшить жизнь посёлка, болеет за производство и быт, не живёт одним лишь сегодняшним днём, а думает о будущем, переживает о том, что скажут о нём потомки, любит детей. Он с первого взгляда очарован Анфисой и, в отличие от фильма, сразу имеет честные намерения - хочет создать с ней семью. Это глубокий человек, думающий и тонко чувствующий. По профессии - технорук.
О чём нам повествуют «Девчата» Бориса Бедного? Конечно о любви, о том, как она меняют людей и их судьбы. Но это не любовные истории разных персонажей, которых я попыталась подробно описать выше, это гораздо глубже, это история о том, как рождается любовь, как она живёт, растёт, окутывает, парализует, меняет, окрыляет… подробно об этом в следующей статье.
Я специально не стала вставлять кадры из фильма, потому что герои книги видятся мне характерно другими, и это уже не Надежда Румянцева, не Николай Рыбников и не Люсьена Овчинникова… А кто мог бы сыграть этих, других персонажей предлагаю порассуждать в комментариях.