Найти в Дзене
И́скус

Основные тезисы книги «Упадок желания. Почему мир отказывается от секса» Луиджи Зойя

Часть 2

Уолден Торо писал: «Я ушел в лес потому, что хотел жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни..».

Это «разумно» прямо противоположно установке, с которой многие молодые люди XXI века уходят в единственные «леса», которые, похоже, у них есть, - стены родительских домов.

Прежде всего поэтому отказ от секса и индивидуальная изоляция, мало соответствуют сознательному выбору и, следовательно, переходу к более взрослому состоянию. Напротив, это отход от тех форм сексуальности, которые связаны с отношениями: фактически данные показывают, что они часто сопровождаются увеличением мастурбации, как мужской, так и женской. 

Такое бегство от интимности тела - одно из многих проявлений глубокого экзистенциального беспокойства и ненависти к себе, начиная со своего физического тела.

Вместо взаимного телесного контакта, который предлагает возможности для глубоких отношений и нежности, технологии создали новые привычки. Люди отправляют друг другу фотографии, на которых видны их вызывающе обнаженные интимные места.

К сожалению, отказ тела от традиционных отношений сопровождается ростом злоупотребления веществами, нанесением порезов или ожогов на руках и ногах, а то и на лице: это делается не случайно, а потому, что наносящий их человек убеждается, что ненавидит свою телесность и, следовательно, хочет изменить свою внешность в соответствии с этой ненавистью.

Техника позволила совершить огромный скачок, но не в сторону более удовлетворяющей сексуальности. Делегирование приложению (Тиндер) постепенного процесса сближения и знакомства устраняет бесконечную непрограммируемую вариативность эроса. Оно имеет тенденцию сводить его к механике тела, из-за чего опыт становится заметно менее приятным.

Здесь также закрепляется именно то ограничение, которого больше всего боятся в нынешних дебатах о сексуальной свободе: замкнутость на предустановленной бинарной системе. Либо вы встречаетесь, и вы доступны для секса, либо нет. Это дальнейшее упрощение, за которое мы, по-видимому, вынуждены платить антиэротическую цену.

С появлением интернета знание о сексуальности развивается уже не постепенно через контакты с другим сексуальным телом, а с детства на порнографических образах, доступных на экране. Результат - сужение воображения и производства внутренних образов, которыми оно питается. Раньше порнография имитировала сексуальную активность.

С появлением сети сексуальная активность имитирует порнографию.

Сексуальность, при которой мужчина всегда готов, женщина всегда покорна, а отношения сводятся к механике и гидравлике, не только не существует в реальности, но и противоречит присутствию двух компонентов - либидо и нежности, которые считаются необходимыми не только по мнению церкви, но, и по мнению Фрейда.

Огромный объем порнографического материала, доступного в сети, даже по сравнению с практическими возможностями самого заядлого вуайериста и миллионов тех, кто получает от них выгоду, создал мир коллективных сексуальных фантазий, неуправляемый из-за своих размеров и токсичный с точки зрения содержания: было подсчитано, что более половины изображений физически, а точнее, анатомически невозможны для воспроизведения обычными людьми на практике. В таких условиях все коллективное бессознательное страдает серьезной сексуальной психопатологией. Опять же, проблема не видна с первого взгляда именно потому, что касается всех.

В странах, оснащенных технологиями и придерживащихся светских обычаев, приложения для знакомств в основном касаются сексуальных контактов. Их частое и более полное название - приложение для знакомств без всяких условий. Поэтому от них ожидают секса «без дополнительных условий», бесплатно и ради самого секса.

Маркс сказал бы - а Бауман уточнил бы, - что партнерские отношения предлагаются в форме товара, даже если они бесплатны. Но онлайн-платформы сделали еще один шаг вперед по незнакомой территории. С одной стороны, это один из результатов распада пары. С другой - в порочном кругу, пытаясь гарантировать обязательства, ограничивающиеся встречей и ничем больше, они с самого начала работают против создания пары: подразумевается, что пользователь хочет защитить себя от вызывающих тревогу ожиданий, способных привести к стабильным отношениям. На самом деле, они не продвигают настоящий «свободный рынок», где среди гетеросексуалов каждая женщина получает мужчину и наоборот - вместо этого они активизируют элитный рынок.

Исследования в этой области говорят нам, что появление приложений для знакомств не исправило упадок сексуальной жизни среди новых поколений о наоборот, к ней добавился «холодный» элемент, следовательно, потенциально антипсихологический в отличие от исчезнувшей «страсти».

Пользователи не осознают, насколько это зависит от распродажи чувств, на которую они сами согласились, слишком полагаясь на цифровые технологии. Парень, который ищет девушку через приложение, думает, что делает личный выбор. На самом деле данные сообщают, что большинство его критериев социальны. То есть делая выбор, он движется вместе с окружающей его культурой. Он регрессировал к обществу, которое разбавляет индивидуальную личность: вместо того, чтобы соблазнять девушку, он хочет приспособиться к конкурентным стандартам группы.

В конечном счете он стремится завоевать не столько подругу, сколько восхищение мужчин, произвести впечатление на эту толпу и поднять свой престиж. Это квалифицирует его, скорее как бессознательного гомосексуала, чем гетеросексуала.