Недавно, а именно 26 марта 2024 года, в половине второго ночи по местному времени в бухте Балтимора произошло ЧП, оказавшее пагубное влияние на экономику штата Мэриленд и всего восточного побережья США. А именно: Выходивший из порта Балтимор контейнеровоз «Дали» врезался в опору моста Френсиса Скотта Ки, в результате которого мост рухнул и перекрыл собой вход в порт Балтимор на неопределённый период времени. Крупнейший транспортный узел Соединенных Штатов Америки оказался надолго выведен из строя. Да ещё и несколько человек, работавших на мосту в ночную смену, погибло. Хорошо хоть, что движение по мосту в тот момент было перекрыто, иначе жертв могло быть гораздо больше.
Новость о столкновении судна с мостом в тот же день облетела весь мир:
Конечно, мировая общественность всполошилась. Как такое могло произойти с современным технически оснащенным судном под проводкой квалифицированных лоцманов и контролем береговых служб самого передового государства? Уж не было ли тут происков коварных русских? Первые подозрения пали на невинных парней, которые были вынуждены оправдываться:
Потом появились и другие подозреваемые: Аль-Каеда, ИГИЛ, палестинцы, не довольные поддержкой Израиля Соединёнными штатами и прочие религиозные фанатики. На них указывал способ совершения террористического акта – направить судно в важный объект, чтобы вывести его из строя.
Конечно, я тоже не мог спокойно спать, ломая голову над этой тайной совместно со всем передовым человечеством.
И вот недавно мой хороший товарищ прислал мне из Америки официальное предварительное расследование сего инцидента, проливающее свет на причины этого аварийного происшествия.
Спешу поделиться информацией с моими читателями, ознакомив вас с основными моментами этого внушительного 24-страничного документа, а выводы мы сделаем вместе.
Вот что получилось в результате столкновения судна с мостом:
Подробное описание событий в хронологическом порядке я пропущу, чтобы не утомлять читателей мелочами. Там описывается когда прибыли лоцман с помощником на борт судна, какие использовались буксиры при отходе от причала, кто что сказал или чихнул на мостике.
Итак, только ключевые события:
На подходе к мосту судно внезапно обесточилось. Причём дизельгенераторы продолжали работать, но отключились предохранители, подающие питание на освещение и все приборы и механизмы судна.
В результате перестали работать рулевые машины, а также остановился насос подачи воды в систему охлаждения главного двигателя.
Умная автоматика тут же остановила работу главного двигателя.
Тем временем судно начало отклоняться от заданного курса, выбранного для прохождения между опорами моста, в сторону одной из опор. Кому интересно, лоцман скомандовал держать курс 141 градус по компасу.
Как положено, автоматически сработал аварийный дизельгенератор и ожил один из насосов рулевой машины. Лоцман тут же дал команду рулевому положить руль лево 20 градусов, а потом и полностью на левый борт, пытаясь отвернуть от опоры, но без работы винта судно не слушалось руля.
Тогда старший лоцман скомандовал отдать один из якорей. Но было уже поздно. Судно врезалось в опору моста. Мост не выдержал удара и упал на носовую часть судна.
Для желающих приведу ещё пару картинок, чтобы иметь лучше представление, где и как произошло столкновение
Ну и напоследок немного подробностей о судне, погодных условиях и результатах столкновения.
А теперь перейдём к анализу расследования.
Что случилось с предохранителями, пока осталось загадкой. Причина их выхода из строя продолжает расследоваться.
Но я хочу обратить ваше внимание на важный пункт в цепочке событий, приведших к аварии: Двигатель был остановлен автоматикой по команде датчика работы системы охлаждения. Вот ведь какой умный компьютер. Спас двигатель от перегрева! Возможно, даже помог избежать дорогостоящего ремонта двигателя. Создатели сей умной техники достигли желаемого результата. Предотвратили порчу двигателя. Кто-то скажет, а как же мост? - Какой мост? Автоматика, то есть её проектировщики, не знают ни про какой мост.
А ведь обесточивание и потеря управления судном довольно частое явление на флоте. Сам я несколько раз бросал якоря при внезапной вынужденной остановке двигателя на фарватерах. Однажды даже въехал в волнолом.
Еще чаще судно останавливалось в открытом море. Там и якорь бросать не надо – дрейфуй себе потихоньку. Правда, однажды с погодой не повезло. Остановка двигателя могла закончиться плачевно.
А вот в данном случае двигатель заглох в неподходящем месте и не вовремя. Последствия остановки двигателя не сравнимы с возможным ремонтом двигателя. Выходит, лучше бы автоматика не вмешивалась в управление?
В целом, у меня выработалось стойкое недоверие к внедрению новой техники на судах. Вызывает большие сомнения и грядущая автономизация флота. Можно ли компьютерам и искусственному интеллекту доверить самостоятельно управлять судном?
Как вариант, может стоило бы отключать автоматику при прохождении узкостей, как мы отключаем авторулевой, переходя на ручное управление рулём?
Конечно, столкновения судов с мостами бывали и прежде. Но тогда они происходили по простым и понятным причинам. Вот как такой случай на Волге в 1983 году:
Основной причиной всех столкновений всегда был так называемый «человеческий фактор». Сюда входят и невнимательность, и усталость, и пьянство и разгильдяйство капитана и судоводителей, а также механиков, проектировщиков и иного берегового персонала.
Но теперь столкновения нам обеспечивает научно-технический прогресс, который мы радостно внедряем не только на флоте, но и во всех сферах жизни. Человек перекладывает свои функции на плечи роботов, приборов и механизмов. Но одновременно он передаёт технике и исконно человеческое «право на ошибку». Ведь техника тоже может подвести, «заглючить». В общем, технический прогресс меня пугает.
Скоро уже и трамваи начнут по Москве ездить без водителей.
Лично я на таком трамвае не поеду. Лучше пешком пройдусь. А вы как хотите.
Спасибо за прочтение и комментарии.