Найти в Дзене

Чума 21-го века - 14. О влиянии инфляции на безопасность мореплавания.

Начало здесь. От Гонконга до Каошунга – рукой подать. Дал подход на завтра утром. Надо только проскочить Тайваньский пролив. А там сейчас ожидается усиление ветра, к тому же встречного. Ну что ж, бывает. Добавлю пару часов запаса на снижение скорости. Вот и всё. Поехали. Но далеко уехать мы не успели. Как обычно, среди ночи в машине сработала автоматика. Ночью там никого нет. Прогресс позволяет механикам спать в каюте, а не контролировать работу главного двигателя и вспомогательных механизмов круглые сутки, как бывало. Теперь они только бегают в машину по сигналу умной автоматики. Правда, это бывает так часто, что они практически не спят ночью. Но зато по бумагам у них считается полноценный отдых, учёт которого ведется в умной программе. На бумаге всё красиво, в реальности же... – а кого сегодня интересует реальность? Сегодня главное – правильная отчётность. Но сейчас автоматика не просто послала сигнал тревоги, она отключила главный двигатель. В некоторых случаях ей дозволяется даже п

Начало здесь.

От Гонконга до Каошунга – рукой подать. Дал подход на завтра утром.

Надо только проскочить Тайваньский пролив. А там сейчас ожидается усиление ветра, к тому же встречного. Ну что ж, бывает. Добавлю пару часов запаса на снижение скорости. Вот и всё. Поехали.

Типичная погода в Тайваньском проливе в осенне-зимний сезон. Из архива автора.
Типичная погода в Тайваньском проливе в осенне-зимний сезон. Из архива автора.

Но далеко уехать мы не успели. Как обычно, среди ночи в машине сработала автоматика. Ночью там никого нет. Прогресс позволяет механикам спать в каюте, а не контролировать работу главного двигателя и вспомогательных механизмов круглые сутки, как бывало. Теперь они только бегают в машину по сигналу умной автоматики. Правда, это бывает так часто, что они практически не спят ночью. Но зато по бумагам у них считается полноценный отдых, учёт которого ведется в умной программе. На бумаге всё красиво, в реальности же... – а кого сегодня интересует реальность? Сегодня главное – правильная отчётность.

Но сейчас автоматика не просто послала сигнал тревоги, она отключила главный двигатель. В некоторых случаях ей дозволяется даже производить аварийную остановку. Значит, что-то серьёзное. Побежал на мостик.

На шестом цилиндре выхлопные газы прорвали прокладку, которую уже давно планировали поменять, но отложили на неопределенное время – это еще когда старый сварщик отказался выходить на работу. Думаю, что стармех мог бы обойтись и без сварщика. Вот и дождались аварийной ситуации, в самое неподходящее время. Ветер 7 – 8 баллов. Сейчас судно развернёт лагом к волне, начнется болтанка. Не дай бог, можно и перевернуться.

Остановились. Качает умеренно, повезло. Механики не могут запустить главный двигатель – электроника сгорела. Ищут какой-то запасной блок, чтобы заменить. А если не найдут? Вот тебе и достижение прогресса – без электроники невозможно управление, даже старт двигателя. Старые двигатели были проще, а значит, надежнее.

Судно дрейфует по ветру, уже почти десять миль проехали в сторону, обратную от порта назначения. Эдак мы назад в Гонконг приедем.

Не люблю подгонять людей. По себе знаю, как это нервирует. Терпеливо жду доклада от стармеха. И вот он, долгожданный! «Можно запускать двигатель, ехать дальше.» Ну спасибо, родной. – «Но только самым малым ходом.» – Вот те на. Да самым малым нам еще двое суток ехать, если мы вообще сможем двигаться против ветра, который заметно усиливается.

Со стармехом обсудили ситуацию, в частности, почему бы не дать побольше нагрузку на двигатель. Оказывается, у нас топливо распыляется по машинному отделению через прорванную прокладку, создавая огнеопасную атмосферу. Остановить подачу топлива на аварийный цилиндр невозможно.

Но оказалось, что мы вообще не двигаемся вперед, работая самым малым ходом против ветра, стоим на одном месте. По прогнозу ветер не стихнет еще двое суток. Что-то надо делать. Точнее, надо менять прокладку, а для этого останавливаться на несколько часов. Только не в открытом море. Из-за сильной качки ремонтные работы провести невозможно. Значит, надо прятаться под берег, становиться на якорь.

Попробовал развернуться. Не получается. Судно приводится в ветру, не слушается руля. Запустили носовое подруливающее устройство. На бак послали матроса открыть крышку вентиляции, чтоб электромотор не сгорел. Всё равно судно не может развернуться в сторону берега. Пришлось рискнуть, повысить ход до среднего, дать толчок судну, чтобы руль заработал. Опасно, конечно. Может совсем вырвать прокладку, может и полыхнуть в машинном отделении. А что делать? Двое суток стоять на месте?

На среднем ходу с подрулькой судно медленно начало разворачиваться в сторону берега. Когда пересекли линию ветра, сбросили ход до самого малого. Теперь, при попутном ветре, можно потихоньку двигаться в сторону берега. Остановили боутрастер (носовое подруливающее устройство).

Стармех сказал, что основная причина неисправности – сгоревший электронный блок. А пропускающая газы прокладка нас спасла – иначе мог бы произойти взрыв. Значит, виноват не сварщик, отказавшийся работать, и не стармех, отменивший ремонт в порту (эти обстоятельства оказались счастливой случайностью), а современная электроника, то есть тот самый технический прогресс, который все расхваливают, а я отношусь к нему резко отрицательно.

Но прокладка тоже внесла свой вклад в аварийную ситуацию. Была бы исправная, ехали бы своей дорогой в порт назначения. А она подвела. Потому что подделка. Последние годы нам редко привозят оригинальные запчасти, обычно более дешевые копии. Цены растут, как на дрожжах. Все стараются экономить. В результате – всё чаще возникают аварийные ситуации. В прошлом веке такое наблюдалось гораздо реже. Не говоря уже о советском флоте. Запчасти присылали оригинальные, большинство отечественного производства, с пятикратным запасом прочности.

Никакого роста цен не было и в помине. Помните бытовые изделия, некоторые из которых служат своим владельцам и поныне? На них обычно цена была выбита на заводе-изготовителе и не менялась годами и десятилетиями. Жаль, что мы повыбрасывали многие из таких предметов просто как устаревшие и вышедшие из моды. У меня только детские книжки сохранились, могут и внукам пригодиться.

Одна из детских книг. Цена 60 копеек. Где вы такие цены сейчас найдёте? Фото автора.
Одна из детских книг. Цена 60 копеек. Где вы такие цены сейчас найдёте? Фото автора.

Ещё часов девять добирались под берег самым малым ходом. Около полудня бросили якорь.

Место якорной стоянки. С электронной карты. Из архива автора.
Место якорной стоянки. С электронной карты. Из архива автора.

Берег прикрывает нас от ветра, почти не качает. Механики принялись за работу.

К вечеру сделали, поехали дальше, с ограничениями нагрузки для обкатки двигателя после ремонта. Итого: сутки off-hire (простой судна). Точно не знаю сумму фрахта за день, но уж не меньше 10 тысяч долларов. На прокладке сэкономили пару сотен, ну пусть пятьсот. Потеряли 10 тысяч. Могло бы и судно утонуть, будь погода немного похуже. Вместе с экипажем, естественно. Но это мелочи, страховка покроет. Ничего личного, просто бизнес. Кто на кого учился: одни - по морям ездить, другие - денежки зарабатывать. Так что они знают, как правильно экономить.

Кстати, ещё о запчастях: Последние годы заметил тенденцию, что запчасти присылают всё реже. Когда-то их был избыток. Ржавели в кладовках. Согласен, это было расточительство. Теперь каждая запчасть на учёте в компьютере. Правда, иногда её невозможно найти физически - на полке. Учёт все равно ведут люди, которым, как известно, свойственно ошибаться. Опять расхождение реальной жизни с виртуальной. Ясно, что хозяева экономят где только возможно. Порой вместо запчастей присылают инструкцию, как можно замечательно обойтись без запчастей. Надо только усилить бдительность, наблюдая за состоянием детали и заполнить несколько чек-листов, предохраняющих от скорой поломки. Похоже на известное изречение классика «Денег нет, но вы держитесь!»

Да, чуть не забыл. На всех судах теперь стоят программы контроля плановых ремонтов. Там сразу загорается сигнал тревоги, если истекли сроки замены важных деталей оборудования. Но красные строчки программы раздражают судовладельцев и могут быть основанием для задержания судна в порту властями. Поэтому нам присылают... нет. Не запчасти. Они очень дорогие. Нам присылают инструкции, как продлить в программе сроки эксплуатации запчастей. Вместо ремонта и замены – написать, что срок продлили ещё на годик-другой. Авось прослужит еще. Авось здесь я использовал по привычке. Это наш, русский. Но его с удовольствием используют и на буржуйском флоте, где я проработал свыше 25 лет. Только прикрыли многозначительными документами, типа «оценка риска», по сути – филькиными грамотами.

Похоже, что на берегу сохраняется та же тенденция. Об этом напишу как-нибудь в другой раз.

А вы встречались с таким явлением в вашей практике? Что вы об этом думаете?

Спасибо за прочтение и комментарии.

#море #запчасти #погода #ремонт

Другие публикации канала:

Истинная причина гибели «Адмирала Нахимова»

«Полосатый рейс». Что действительно произошло на судне.

Из курсантской жизни.

О лечебных свойствах шила.

Загадка из области судостроения

Волны-убийцы.