Близка была Анна Григорьевна к участи Анны Карениной, но как говориться, «судьба отвела». О чём этот фильм? О любви? Нет, он о понимании себя и своей природы. Человеческая природа отражена в этом фильме очень выразительно и каждый видит её проявление своим личным фильтром восприятия.
Образ главной героини интересен в качестве постижения человеческой сути как явления. В этой замужней деревенской женщине средних лет человеческое начало будто застыло в своём первозданном виде. Оно не скованно никакими границами, не приобрело никаких форм, а плывёт по течению жизни, не осмыслив и не поняв себя.
Анна Григорьевна светлый человек с детской наивной душой. Даже несмотря на то, что она встаёт с петухами и за несколько часов охватывает титанический пласт работы, её сложно назвать взрослым человеком. В ней слишком отчетлива душа, она буквально изливается наружу через брешь бесконечным потоком энергии. Это видно по невербальным признакам, которые транслирует героиня. Слишком много в ней непроизвольных движений, излишней болтливости, наивности, спонтанности, внезапности. Энергия и чувства из неё так и хлещут как из прорвавшейся плотины с явным перерасходом. Можно ли её представить на руководящей должности? Нет, разумеется. В глаза бросается её ребячество, которым она в самой себе руководить не научилась.
- Значит, Анна Григорьевна, не быть тебе уже в деревне Анной Григорьевной
- Что ты, мне и Нюрой не быть, так Нюркой и помру.
Понимает всё про себя Анна, да поделать с этим ничего не может. Видит, что со всех сторон в свою сторону неуважение, да понять не может, в связи с чем это происходит. Достаточно присмотреться, как обращаются с ней муж, дочь, жена Егора, золовка. А почему все именно так? Потому что не может в себе силу замкнуть и достойно её нести, всю её сливает до донышка, вот и не нравится она этим никому. Кроме того, каждый встречный ловко управляет ею, потому что каждому она дает в руки руль. И можно её противопоставить какой-нибудь царской особе, которая сама всеми всегда верховодит и она не то что своих сил не потратит, а еще и замкнёт на своей персоне силы других людей в виде придворных, прислуги и прочее. И здесь самое время вспомнить золотые слова "А почему зло процветает? От неустойчивости добра"
Когда привез её Гриша к нам на Оку, вроде в деревне света прибавилось.
Так говорил про неё дядя Егор, пожалуй, единственный персонаж, который видел в Анне её светлое начало. Муж Гриша, как человек волевой и деловитый, наблюдая это ресурсное растрачивание у своей жены, сразу задал ему рациональное русло, чтобы даром не пропадало. Обложил он Нюру как ломовую лошадь большим хозяйством, чтобы вся её сила хотя бы впрок шла и занял он по отношению к ней эдакую основательную отцовскую позицию. Но разве с такой родительской роли захочет он “поглаживать” свою жену? Нет, он смотрит на неё как на ребенка, впрочем, и школьница-дочь тоже видит в ней ровню, но никак не авторитет. “Спит она. Она и стоя уснёт, как клуха” – с выраженным пренебрежением отзывается дочь о матери и в общем-то зрит в корень.
И дело здесь не в том, что дочь какая-то плохая да невоспитанная уродилась, нет. Это бессознательные человеческие реакции на те невербальные стимулы, которые она наблюдает в своей маме. Так устроена природа человека. Она всегда непроизвольно угнетает и подавляет то, что находится у подножия иерархии по своей силе и как-то выбивается из негласных установок.
Да и про мужа, на первый взгляд, можно сказать, что он грубый, нелюбящий, без нежности. Но разве не сыграла в этом роль сама Анна? Ведь это результат её не повзрослевшей позиции. Мужу пришлось взрослеть за них двоих. В действительности, муж у Анны вполне себе замечательный. В нём много достоинств, за которые можно любить и ценить. Однако, романтики в их отношениях нет. Ведь, они с головой утонули в своём хозяйстве и все их разговоры наверняка о поросятах, да о курицах. Сложно им очаровываться друг другом, если они совместно свинарник вычищают и навоз заготавливают. Зато какую основу и мощь они совместно сколотили.
Если с пристрастием вглядеться в их семейный быт и порядок, то он удивляет своей добротностью и масштабностью. Двое детей, большой обустроенный терем, огород, живность от мала да велика, разносолы да варенья, ветчина домашняя, наконец. А сколько дел замыкает на себе Анна! «Уходили вы Анну Григорьевну. Уходили” – справедливо замечает дед Егор. Запрягла себя эта пара по полной программе и не замечает ни себя, ни людей вокруг. А ведь и правда, как они людей нагибают вокруг себя, будто бы весь свет им задолжал. И даже дочь с ними на одной волне и на рассуждение Анны «Надо бы Егора-то отблагодарить», отговаривает фразой «Не балуй его, мама. Еще обидится. Он ведь родня нам» и всё это после того, как Егор в ответ на её вопрос «А нас зачем везешь? Зачем заехал?...Небось, за деньги везёшь?» ответил «Взял бы, да не дают, у Гришки и силой не возьмешь». И гораздо правильнее деньгами, либо урожаем расплачиваться, нежели от жены Егора унижения и откровенное хамство сносить. Но Анна, видимо, привыкла к таким психологическим ударам с детства и воспринимает это за норму общения.
В этом перекошенном взаимодействии с миром так прослеживается игра в одни ворота. От мира внешнего это семейство стремится стянуть по максимуму, да задарма, а отдать вовне только по самой высокой и выгодной ставке. И рулит этим бессознательным процессом глава семейства Гриша, потому что так априори действует человеческая эгоистичная природа, которая еще не пришпорена разумным целостным началом. А если жена незрелая ментально, то другого варианта сформироваться и не может. Анна на первый взгляд действует жадно и расчетливо, потому что наивно полагает, что так и нужно. Как муж воспитал, так она и действует. Она просто проигрывает вложенные в неё установки от Гриши. Ответственности это с неё не снимает, но сама ситуация сложилась именно в виду её слабой воли и покорной позиции.
В этом фильме очень интересно наблюдать, как Анна раскрывалась в Москве вдали от мужа. Как она себя узнавала, как она размышляла над своими бессознательными поступками и решениями. Здесь происходит процесс её взросления. Это только на сознательном уровне она приехала в Москву ветчину продавать, на бессознательном уровне, она приехала либо пропадать, либо становиться сильнее. Москва среда хищная, либо ты, либо тебя. Такие как Анна для Москвы ровно как молочный теленок для волков. Эта тема хорошо обыграна в фильме "Карнавал"
- Спит, спит, народ... А в городе и вовсе без памяти спят
- И Москва спит?
- У, так она первая..
И вот, эта наивная до мозга костей Анна приехала в Москву и сразу попала под обаяние чужого человека, у которого она даже имени не знает. Да-да, именно так. Имя таксиста зритель узнаёт только из титров, а для Анны оно так и останется неизвестным. Как это могло произойти, за счет каких переменных?
«Чего жмешься?», «Кирпичи, что ль везешь?», «Смешная ты», «Ты хоть газеты то читаешь?», «Да убери ты деньги, не надо мелочиться». Все эти фразы и вопросы непринужденно кидал Анне таксист Саша. Есть в них хоть капля уважения, если начистоту? В них исключительно подавление, пренебрежение и обесценивание, а Анна не распознаёт это отношение, видать, с детства к нему привыкла. Именно этим она ему и понравилась. Разве он слушает её ответы? Перебивает, уводит разговор или вовсе выходит из машины и начинает дворниками заниматься, воспринимая её как умственно отсталую. И всё это тот, кто всего пару часов назад довольно чинно общался на «вы» с девчонкой, которая умела себя выгодно подать, пока на Кутузовский не приехали за панораму.
Как ни парадоксально, но таксист Саша в бессознательном поиске именно такой Анны, которой можно запросто управлять, подчинять. Его подсознательная задача именно в этом. Родство душ? Да возможно, именно итоговой суммой полученных в детстве психологических травм они и похожи. Именно они и сформировали в них такие характеры.
«Ты почему меня на вокзале подхватил? Другие не брали». А действительно, почему? Настоящая она для него, живая. Это его бессознательный зов. Ведь по ней сразу видно, что можно вот так запросто к ней в душу проникнуть, наводить там свои порядки, обживаться и так далее. Нет в нём злого умысла, но магнитом на этот поступок так и тянет. Не распознаёт он в себе эту силу, эту хищную природу. Для чего его так манит к себе эта несвободная деревенская женщина? Какие достоинства он в ней разглядел, кроме наивности и уязвимости? Зачем ему сбивать её с толку, для чего привязывать к себе? Ведь, ежели, переманит как собачонку, то со временем и остынет, как Вронский к Анне Карениной, а если не переманит, то сам повязнет в чувствах к ней и залатает собою открытую брешь в её душе. Вот так и выглядит союз, не имеющий под собою основы, где целое одно на двоих, где от любви до ненависти один только шаг. Эти его процессом управляет только одно тайное бессознательное желание - поживиться.
Понятны чувства этого Саши, слушает он природу свою, а не разум, думает, что любовь нагрянула, но чтО на самом деле эта природа ему шепчет, какие планки расставляет: «Выманишь её на свидание или нет? А как насчет поцелуя? Так-так-так…. а мужа она ради тебя бросит? А деточек, своих родненьких бросит ради тебя, а? А может и жизнь в какой-то момент от безысходности отдаст?». Интересно, распознаёт он в себе этот внутренний азарт, этого беса, ловко подселившегося в его когда-то открытой нараспашку душе, в которой не было ни ласки родительской, ни душевной теплоты? Ведь искушает себя Саша пойти против мужа и детей Анны и подлость им сделать, да и Анну искушает предать, обмануть, забыться. В общем, что тут говорить, основательно их обоих черт скрутил... Точная работа.
А теперь стоит посмотреть, как начинает работать магия или морок, которым окуталась Анна. Там где больше двух вопросов подряд, там всегда начинается гипноз и дрессировка, зачастую бессознательно. Еще пару часов назад Анна и думать не думала, чтобы идти с кем-то в кино, а тут, поговорили, посмеялись, песенки послушали вместе и всё… любовь пришла. Удивительно. Как мало надо, чтобы разжечь эту искру в неопытном человеке, правда? И как часто такое происходит, а потом люди удивляются, что принц превратился в оборотня, а царевна в лягушку.
Быстро сходу дала обещание Анна, да и сама долго переминалась при расставании, желая продолжить встречу. И вот собственно заработала машина под названием «подавление» воли. Как напоминает Анна Чеховскую Каштанку, которая заблудилась в городе, потеряла хозяина и тут же у клоуна нашлась. Весь этот механизм в равной степени можно назвать как любовью, так и вербовкой, то есть подчинением бессознательной части в обход разума. В народе, самый обычный приворот. В ней техника настолько проста, что ловко бессознательно используется даже малолетними детьми, но масса людей, к сожалению, даже не распознает её. И конечно, человек, которого можно так запросто заарканить физически не сможет управлять ни собой, ни детьми, ни коллективом.
Время, в котором Анна остается наедине с собой, играет не в пользу нового союза, но здравый рассудок так и не просыпается в ней. Она уже подчинена таксисту и твердо собирается на встречу с ним, но резкие громкие звуки за пределами квартиры пугают её и на время заставляют задуматься, остановиться. Потом она видит в окно нового знакомого, который пришел на свидание и снова в ней заработала установка. И вот эта сила, вошедшая в неё через подчинение, начинает управлять Анной, менять её в новом русле на новый лад. Как будто в ней поселилась тварь, блокирующая разум, и заставляющая её совершать самые глупые поступки. Так работает любое подчинение воли и всё это начинается порою с безобидных вопросов и даже инвестиций в виде добрых дел. Но разве Анна имеет за спиной такой опыт выживания в агрессивной среде?
После того, как Анна с улицы слышит информацию, что Волга принадлежит Саше, эта сила заставляет её буквально сорваться и неистово бежать к нему. А это уже добавилась та меркантильная установка, которую ей всегда муж внушал, плюс наложилась её собственная матчасть. Однако, свой же бессознательный порыв, не даёт ей увидеть ключ от входной двери. Она буквально теряет его на видном месте. Вот именно так и проявляют себя бессознательные процессы. Как отчаянно она плакала в этот момент, что не заметила как душа очистилась… а потом сразу отпустило и Анна будто прозрела и очнулась.
Затем она долго стояла у окна с ключом в руках и находилась в прострации, пытаясь понять, что это за явление такое? Как оно работает? По следующим кадрам становится ясно, что Анна все осознала. Она взяла власть над собой и обрела силу и защиту, которая стала заслонкой в душе. Она распознала, как люди воздействуют друг на друга, как сталкиваются эти внутренние миры между ними. Теперь она по-новому выстраивает общение, даже в кабину к водителю на обратном пути не села и разговаривала с ним отстраненно, разобралась, видать, как хомут накидывается. Вспомнила о детях, о муже, о доме. Все необходимое купила, а главное себя нашла. Новыми глазами домочадцы стали смотреть на неё, не утомляет теперь она их своими разговорами, силу в душе держит, по-новому она на них теперь смотрит, с нежностью....