Найти тему
Цельные люди

Быть зерном, а не плевелом. Что это значит? Разбор стратегии поведения героини в фильме «Весна на Заречной улице»

Многие почувствовали, насколько мир был близок к краю пропасти, но он плавно изменил вектор и стал выводиться в жизнеспособное русло. Для того, чтобы у мира была возможность двигаться по новому заданному курсу, то есть не в сторону самоуничтожения цивилизации, а в сторону ее развития, люди должны кардинально меняться. Сейчас наступили те самые времена, когда зерна будут отделять от плевел, но парадокс в том, что на данный момент в подавляющем большинстве людей нет цельных зерен, есть только части и практически каждый содержит в себе определенную долю плевела, который важно в себе искоренять.

Под плевелом в данном случае необходимо понимать темную сторону человека, то есть наличие паразитарных программ, которые способствуют разрушению. И чтобы ориентир стал более понятным, важно разобрать его на конкретном персонаже. Наиболее полно образ целостного человека был раскрыт в образе Татьяны Сергеевны Левченко в фильме «Весна на Заречной улице», снятом в 1956 году. Именно тяжелые военные годы во многих пробудили силу Духа, который выковал настоящих людей-ориентиров с силой воли, стремлениями, трудолюбием.

В контексте данной статьи будем разбирать персонаж по хронометражу фильма, обращая внимание на все существенные детали и реакции. Фильм снят гениально, максимально раскрывая суть главной героини и важно замечать все детали, которые и составляют часть целого.

С первых кадров в сцене, где Татьяна Сергеевна опаздывает на автобус, нам открывается секрет этой целостности. В сильный ливень автобус демонстративно уезжает у нее перед носом, а у нее в руках четыре поклажи. Самая подходящая ситуация для досады, верно? Что она делает? Сердится? Нет. Она предпочитает не придавать этой ситуации значения, тем более и смысла в этом никакого нет. Она просто ждет и высматривает новый автобус.

Когда Юра Журченко предлагает довезти Татьяну, принимая ее в плаще с капюшоном за пенсионерку, она не обращает внимания на его реплику и не делает попытки разуверить его в этом. У нее нет стремлений, выглядеть более изящно, чтобы нравиться и производить впечатление. Она одевается так, как того требует ситуация, все в ней аккуратно и в меру.

Дружелюбное общение, которое задал Юрий Журченко, она поначалу подхватила и охотно поддерживала его, но равно до тех пор, пока от него не посыпались комплименты. Их она принимает спокойно, не очаровывается ими, не тает и не плывет. Конечно, Юрия здесь берет досада и он, как типичный манипулятор, начинает обесценивать ее будущее рабочее место и пророчить негативное будущее, но она не вступает в спор, а начинает активно смотреть в окно, смещая фокус внимания с его разговора на вид из окна.

Как только в кабине машины появляется еще один попутчик в лице Саши Савченко, который объединившись в коалицию с Юрием, начинает отпускать неоднозначные шуточки и намеки, Татьяна сразу просит остановить машину и, таким образом, сразу дает понять, что с ней либо с уважением, либо никак.

Еще один важный момент бросается в глаза. Татьяна педагог и волею случая, она стала снимать комнату в доме, где проходило увеселительное мероприятие, на котором присутствовали ее ученики. Она отказывается от приглашения, потому что понимает, что в противном случае, авторитет ей заслужить будет намного сложнее.

Во время урока, ученики стали испытывать ее на прочность, закидывая ее намеками, задача которых состояла в том, чтобы выбить у нее почву из под ног. Но Татьяна не ведется на эти провокации и дает достойный отпор. И здесь очень важно понять, откуда она получила знания на эту тему? Тренировал ли ее кто-то в этих вопросах? Конечно, нет. В этом заключается вся ее суть, диктующая самые верные паттерны поведения. В той же степени как манипулятор отлавливает мысли и алгоритмы со своей платформы, в той же мере Татьяна имеет доступ к своей базе с ценными поведенческими инструментами. Это важный фактор, на который стоит обратить внимание.

На уроке Татьяна просит вставать учеников. Это интересный тонкий нюанс, который настраивает учеников на познавательный процесс через подчинение. Без этого небольшого ритуала, знания могут пройти мимо и не закрепиться в головах учеников. Татьяна это знает, несет ответственность, которую ей доверили, и действует во благо учеников.

Савченко опаздывает и делает попытку сорвать урок. Его бессознательная цель забрать себе эстафетную палочку управления данным коллективом и полностью уронить ранг Татьяны как учителя. Татьяна это сразу замечает и своевременно ставит его на место, да еще таким образом, чтобы никому больше не пришло в голову повторить этот поведенческий шаблон. Иными словами, она сразу подчеркивает, что не позволит никому вмешиваться в ее педагогический процесс и лишать себя своего позиционного преимущества, ведь тогда она негласно станет частью данного коллектива в роли изгоя и повторит печальный опыт предыдущего педагога.

Эта жесткая позиция Татьяны проявляется во всем. Она не заставляет себя лицемерить и говорить приятные вещи, чтобы не обидеть. В сцене прочтения стихотворения приятелем Савченко, она деликатно говорит правду, как есть и делает это только тогда, когда у нее спрашивают ее мнение.

Не только свое мнение, но и свои истинные желания, она не готова менять ни под чьим-то давлением, ни под натиском обстоятельств. Вспомним сцену прослушивания концерта Рахманинова. Она не забыла о своем желании, даже когда к ней пришел по делу Савченко. Конечно, такое поведение Татьяны не вписывается в картину мира Савченко и он не привык бывать в позиции отстранения, поэтому и нервно закурил, а потом с досадой ушел. Но Татьяне все равно до его реакции в данном случае, она не служит чужим прихотям на ровном месте.

В общем и целом, Татьяна демонстрирует очень достойное поведение и поэтому не готова серьезно воспринимать нетрезвые признания Савченко. Она не принимает его признаний не потому что кривляется и набивает себе цену, а потому что эта ситуация обесценивает то чувство, которое стало зарождаться между ними.

Татьяна умеет ценить все хорошее в себе и в людях. Даже Зину, она ни разу не проводила укоризненным сердитым взглядом, ни когда она ее отчитывала как девочку за захламленность в комнате, ни когда самым унизительным образом выставила вон. Татьяна даже значения этому не придала и словом об этом ни с кем не обмолвилась. Она не приписывает отношение Зины на свой счет, ведь себя она знает гораздо дольше и лучше, а мнение этой малознакомой девушки о себе она принимает за нечто чужеродное и далекое от правды.

Чувствует ли укоры совести Татьяна за то, что Саша Савченко перестал оказывать знаки внимания Зине из-за неё? Об этом Татьяна точно не думает, ведь она и намерений на его счет никаких не имеет. Она его не прельщает, глазками не стреляет, невербальнвх сигналов не посылает.

Зина, в результате потери интереса Саши к ней, серьезно задумывается и меняет взгляды на жизнь и, таким образом, расколдовывает себя от деструктивного воспитания своей мамы и уже в будущем не окажется у разбитого корыта.

Таким образом, Татьяна на всех действует благотворно. Это отличный персонаж, у которого всегда можно учиться. Татьяна в каждом видит перспективу, она каждого мотивирует на лучшее. Все пространство рядом с ней освещается, преображается и перестраивается в самую идеальную конфигурацию.