По станциям метро можно изучать различные аспекты истории, архитектуры, развития города, и даже Земли. В этой статье рассмотрю метро с точки зрения палеонтологии и петрологии (науке о горных породах), как части геологии.
Итак, метро можно рассмотреть с точки зрения пространства для изучения палеофауны и горных пород, использованных при строительстве метро. В мраморе стен перронных залов и кассовых вестибюлей пытливый взгляд может обнаружить древних моллюсков, возраст которых несколько сотен лет.
Застывшие обитатели глубин мирового океана встречаются, например, на кольцевой линии. Живностью богаты станции первых линий, построенных в 30-50 г.г. 20 века. Но и в более поздних постройках есть гости из прошлого. Например, наутилусы водятся на станциях «Комсомольская», «Арбатская», «Электрозаводская», «Площадь Ильича». На «Электрозаводской» также встречаются морские ежи. Аммонитов много на станции метро «Парк Победы». Там же есть и белемниты (моллюски, похожие на кальмаров)[1]. Еще в московском метро водятся брахиоподы (Арбатская, Фрунзенская), морские лилии (Курская, Фрунзенская, Таганская), брюхоногие моллюски (Библиотека имени Ленина, Цветной бульвар и Трубная), кораллы (Арбатская, Площадь революции и Аэропорт), губки (Арбатская, Электрозаводская, Фрунзенская) и другая беспозвоночная живность[2]. Вот так просто по пути на учебу или работу, оплатив всего лишь поездку, дополнительно можно изучать древности.
В отделке перронных залов и вестибюлей метро строители использовали гранит, пару десятков видов мрамора[3] и мраморовидного известняка, лабрадорит, марблит[4], порфир[5], керамическую плитку, декоративный металл. Например, белый южно-уральский мрамор из местечка Коелги под Челябинском украшает Кропоткинскую, Александровский сад, Охотный ряд, Чистые Пруды и Сокольники.
Серо-голубой с белыми вкраплениями, серый или темно-серый Уфалейский мрамор из Екатеринбурга, рисунок которого похож на морскую пену волн или морозные узоры, можно увидеть на станциях «Сокольники», «Чистые пруды», «Площадь Революции», «Чкаловская».
Крымский золотисто-жёлтый мраморовидный известняк из местечка Чоргунь, Прохоро-баландинский мрамор, мрамор «Газган» украшают Комсомольскую.
Газганский мрамор можно увидеть и на станциях Китай-город, Киевская, Бауманская.
Динамо, Сокол, Аэропорт отделан мраморным ониксом. Из мраморного оникса и мозаики Чеховской. Гофрированные полосы нержавеющей стали в оправе цветных камней уральского орлеца-родонита – старинного русского поделочно-декоративного камня – на станции метро Маяковская.
К сожалению, каждая станция имеет свои утраты. Например, станция Маяковская утратила:
- панно из смальты «знамя СССР», расположенное у старого выхода (уничтожено при сооружении аванзала с гермозатвором);
- гипсовый герб СССР в окружении знамен на торцевой стене центрального зала;
- кованые решетки на окнах над дверьми выхода в здании концертного зала;
- после реконструкции вестибюля заменены на «новоделы» практически все элементы: двери, люстры, ступени лестниц, покрытие стен и пола, изменено оформление касс[6].
Но даже утраченные элементы не повлияли кардинальным образом на красоту облика московского метрополитена.
Просто потратьте немного времени, остановитесь на мгновенье и присмотритесь к давно привычным интерьерам станций метро, на которых Вы часто бываете. И очень советую посетить экспозиционно-выставочное пространство на Пресненской набережной, дом 2. Уверен, не пожалеете. Вас ждет множество открытий.
===================
Источники
[1] http://www.paleometro.ru/object3.php
[3] А.Н. Зиновьев. Сталинское метро. Исторический путеводитель. Стр. 22. Москва. 2011.
[4] А.Н. Зиновьев. Сталинское метро. Исторический путеводитель. Стр. 17. Москва. 2011.
[5] А.Н. Зиновьев. Сталинское метро. Исторический путеводитель. Стр. 20. Москва. 2011.
[6] А.Н. Зиновьев. Сталинское метро. Исторический путеводитель. Стр. 92-93. Москва. 2011