СССР называли экспериментом, и во многом это было действительно так. И касалось это большинства сфер интересов, деятельности и вообще, жизни советских граждан. Важнейшим из искусств, как было принято считать, по крайней мере, у нас, являлось кино. И один из его жанров – детектив – и правда, тоже был у нас особенным.
Образ героя в советской культуре в принципе отличался от своих собратьев из культуры, например, западной. Более того, он, по сути, противопоставлялся зарубежным "коллегам". Нарочито элегантный, часто ловелас, герой-любовник европейского или американского детектива выступал в качестве мечты всех женщин. И помощь окружающим в расследованиях преступлений и спасении жертв была, скорее, лишь средством для привлечения внимания дам. Тогда как в нашем обществе культивировалось служение общему делу, обществу в целом, коллективу, что уж там. Помощь другим, самопожертвование ставились во главу угла. А уж любовь окружающих, благодарность, а то и внимание женского пола шли в нагрузку, приятным бонусом. Но целью никогда не являлись.
Поэтому наши соотечественники так приветствовали близких по духу благородных героев детективов из прошлого. Создатели советских кинодетективов опирались на иностранную литературную классику (Агата Кристи, Конан Дойль, Жорж Сименон и др.), иногда отдавая дань и произведениям советских авторов (Юлиан Семенов, братья Вайнеры), впрочем, изредка выбирая и оригинальные истории. Последние отображали разворачивающиеся в знакомых реалиях сюжеты. В деревне, на заводе, в городе. Снятые по зарубежным произведениям неизменно были эстетически выверенными, изящными, с мельчайшими подробностями быта, художественными деталями, позволявшими воспроизводить нужную страну, эпоху, обстановку. Но, как бы то ни было, чаще всего это были очень удачные «эксперименты», запавшие в душу зрителям не одного поколения и ставшие классикой.
Вспомним же некоторые из них:
"Дело Румянцева", снятый в 1955 году Иосифом Хейфецем. По сюжету молодой водитель грузовика, собственно, главный герой - Александр Румянцев - стал винтиком в механизме крупного мошенничества. Его непосредственный начальник, руководитель автобазы, отправляет его в рейс с контрафактным грузом, о чем Румянцев не знает.
Так он становится жертвой преступных махинаций, ведь он не знает о содержимом груза, просто выполняя свою работу. Когда милиционеры останавливают водителя, выясняют характер груза и задерживают Румянцева, злоумышленники, чтобы отвести от себя подозрения, еще и подбрасывают улики, чтобы подставить Александра. Но за дело берется опытный полковник Афанасьеву, которому и предстоит добраться до правды, чтобы спасти невиновного.
Прекрасно сыграли в этом по-настоящему советском детективе свои роли Алексей Баталов, Евгений Леонов, Николай Крючков.
"Трактир на Пятницкой" снят Александром Файнциммером в 1977. Действие самого фильма происходит в 20-х годах 20го века.
Согласно сюжету, сотрудники Московского УгРо пытаются ликвидировать банду преступников с предводителем по кличке Серый.
Облавы, засады и слежки устраивают в трактире на Пятницкой улице, где преступники отдыхают от своих неправедных дел. Стилизованная криминальная драма о событиях в Замоскворечье, с романтикой двадцатых годов, по которым успевшие насладиться Оттепелью советские граждане уже соскучились к 1970-м, собрала огромное число зрителей. Более полусотни миллионов наших соотечественников посмотрели "Трактир на Пятницкой" с Николаем Еременко, Александром Галибиным, Тамарой Семиной, Львом Прыгуновым в ролях.
"Ошибка резидента" - еще один хит, правда, снятый чуть пораньше, в 1968 Вениамином Дорманом. Хитом этот детектив сделали собственно, сюжет, режиссерская работа и блестящий актерский состав. Георгий Жженов (отбывший незадолго до съемок семнадцатилетний срок по ложному обвинению), Михаил Ножкин, Ефим Копелян, Ирина Мирошниченко великолепно справились со своими ролями. Основой фильма стала биография бывшего чекиста Владимира Петроченкова.
Итак, первая половина 1960-х. Сын русского эмигранта, разведчик Михаил Тульев (которого и сыграл Жженов) по кличке Надежда приезжает в СССР, чтобы добыть сведения о новейших советских ядерных разработках. Захватывающая история дала начало целой шпионской саге «Ошибка резидента» стала первой из четырех картин о герое Жженова.
После выхода "Ошибки резидента" последовали продолжения — «Судьба резидента», «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент».
"Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" - одиннадцатисерийное киноподтверждение того, что такой герой, как Холмс, прекрасно вписывается в советские представления о настоящем герое.
Умный, благородный, скромный волк-одиночка, искатель и исследователь, спасающий и королевских особ, и самые угнетенные слои населения - то, чего требует советская душа в поисках справедливости. Во многом именно поэтому фильм Игоря Масленникова, начавший выходить на экраны в 1980 году, стал подарком для десятков, если не сотен миллионов зрителей.
Масленников снимал цикл фильмов по произведениям Артура Конан Дойля семь лет — с 1979 по 1986 год. Актера на роль Шерлока Холмса режиссер выбрал сразу: им стал теперь не мыслимый вне этой роли Василий Ливанов. Как и Шерлок, кстати, не представимый без образа Ливанова. Последний, между прочим, удостоен ордена Британской империи, а сам фильм высоко оценила Маргарет Тэтчер. Та самая скрупулезность в деталях, внимание к подробностям и в сюжете, и в воссоздании обстановки, были оценены.
Вот эта фундаментальность советского подхода ко всему нашла свое отражение в экранизации зарубежной истории о сыщике и его друге. Действия разных частей сюжета происходит, как мы помним, в Британии, в Европе, воссоздать которые художники-постановщики сумели, снимая кадры Прибалтики, Кавказа, Ленинграда. Улица, где жили Ватсон и Холмс - существующая и сегодня улочка в Риге - была Цветочной в не менее легендарных "Семнадцати мгновениях весны".
Фильм сделал популярным и блестящий состав - в разных сериях цикла снимались Никита Михалков, Александр Адабашьян, Виталий Соломин, Рина Зеленая, Ирина Купченко, Олег Янковский, Евгений Стеблов, Виктор Проскурин и многие другие лучшие актеры и того, и любого другого, что уж там, времени. Да и великолепная, узнаваемая и сегодня, музыка к фильму тоже внесла свою лепту во всенародную любовь к этому детективу.
Еще один настоящий герой - сильный, смелый, но скромный - полюбился зрителям в другой легенде советского кинодетектива. Речь о сериале "Место встречи изменить нельзя".
Вышедший на экраны в 1979 году фильм Станислава Говорухина быстро завоевал аудиторию. И было чем: послевоенная столица, сотрудники МУРа, любовь, погони, дерзкая банда в городе, едва оправившимся от недавней всеобщей трагедии Великой Отечественной войны. Это не только детектив, но и драма, и настоящий боевик. Великолепный актерский ансамбль, воссозданный быт послевоенной Москвы, бедность и скудость жизни, но величие духа и героизм - вот, что отличает этот легендарный советский детектив, снятый по роману братьев Вайнеров. Знаковую и одну из последних ролей Высоцкого могли "отобрать" и Алексей Баталов, и Сергей Шакуров, и Николай Губенко.
Но сегодняшний состав - Высоцкий, Конкин, Юрский, Фатеева, Куравлев, Белявский, Удовиченко, Джигарханян, Садальский - кажется идеальным. А фразы, словечки разлетелись на цитаты, а имена героев во многом стали нарицательными.
Продолжение следует...