Гераклит по преданию перед смертью закопался в навозе, надеясь выздороветь. Поэтому иногда полезно понаблюдать за тем, как творческая интеллигенция пытается изобрести очередную оздоровительную процедуру по выходу из творческого кризиса.
Особенно любопытно наблюдать за патриотами. С либералами в основном и давно все ясно. А вот прибежище людей, профессионально обслуживающих власть и получающих за свой порыв чаевые - это люди хотя и с комплексами, но очень живописные. В них жива еще некая тайна или, как говаривал отец нынешнего управдома, загогулина.
Видимо еще потому, что в патриоты зачастую идут люди, чей профессиональный статус довольно сомнительный. Зачастую это очень яркие, художественно выразительные типы, но острый приступ лизоблюдства приводит к последствиям, отличным от намеченных благих намерений и целей.
Так случилось и с группой товарищей под названием «Союз 24 февраля».
Что такое «Союз 24 февраля»?
Это гремучая смесь известных в узком кругу бизнесменов, риэлтеров, издателей, критиков и графоманов, которые очень решительно потребовали от государства обратить на них свое благосклонное внимание.
Состав этой группы довольно разношерстный, напоминающий «воронью слободку».
Такое ощущение, что пока шел традиционный распил денежных средств товарищи где-то слегка засиделись, покрылись плесенью, опрокинули и не один раз «стремянную», а когда все закончилось, они продолжили жить в том прошлом, из которого вышли лет 30 тому назад.
Ничем иным нельзя объяснить весь непередаваемый по глупости пафос манифеста:
Толстые журналы — неотъемлемая и старейшая часть русской литературной традиции. Их современное состояние плачевно. Кадровый состав и редакционная политика тех журналов, которые получают государственную поддержку, нуждаются в строгой ревизии. Тем не менее, стране необходимо сохранить несколько общероссийских литературных журналов, которые должны работать, как это было в советское время, под руководством сильных писателей; платить достойные гонорары, позволяющие привлечь лучших авторов; возродить традиции журнальной критики и публицистики. Целью таких обновлённых журналов должны быть: консолидация общества, пропаганда традиционных художественных ценностей и формирование большой и заинтересованной читательской аудитории. Государство должно иметь возможность оказывать влияние на политику и состав редколлегии таких журналов.
То, что толстые литературные журналы – старейшая часть русской литературной традиции – с этим не поспоришь. Но все это в прошлом. Толстые литературные журналы мертвы. Скорбеть об этом надо было уже вчера. Сегодня уже поздно. Да и стоит ли?
Эти тлеющие остатки интеллектуального тупика, в который завела сама себя пишущая братия, уже не спасти.
Обращение, видимо, адресовано одному из активных возделывателей русской литературной традиции. Собственно к тому, кто обещал сделать из журнала «Юность» Ньюйоркер, председателю Ассоциации союзов писателей и издателей России, и по совместительству зятю Владимира Толстого, советника Путина по культуре.
Говорят, что у «Юности» дела не столь блестящие, нежели у приснопамятного Ньюйоркера. Несколько лет успешной работы и сон скоро станет явью:
Мне как-то приснился сон, будто бы я оказался в старой редакции "Юности". И в полумгле рассветной летаю под серыми плафонами, и вдруг сталкиваюсь с тенью Катаева, и он жилисто и тряско пожимает мне руку.
В полумгле пустых коридоров «Юности» сегодня, если кого и можно встретить, то скорее всего только призрак Катаева. Но напрасно Катаев протягивает жилистую руку Сергею Александровичу. Главного редактора днем с огнем не найдешь!
Именно об этом замечательном человеке критик Андрей Рудалев, один из пламенных организаторов «Союза 24 февраля», написал:
Шаргунов всегда мог позволить себе совершенно нестандартные поступки… Не фальшивит, не врёт…
Угробить некогда великий и многотиражный журнал – это действительно нестандартный поступок, это не удалось даже бывшему главному редактору, Валерию Дудареву.
Но, однако, не о нем речь, возьмем еще одного «союзника»: Сергей Беляк:
Больше сотни судебных дел и десять лет жизни связывают адвоката Беляка с лидером ЛДПР Владимиром Жириновским. "Услугами Сергея Беляка пользуются жулики-чиновники и честные бандиты", – написал о нем Э. Лимонов, а кроме них – и сам писатель. В число клиентов адвоката входят известные политики, предприниматели, банкиры, генералы милиции, художники, "звезды" рок-музыки.
Какое отношение Сергей Беляк имеет к литературе? А вот какое, Беляк – автор политических триллеров: «А ты готов расправиться?» или «Девушки партии».
Получается, что одним товарищам уже нечего терять, другим есть, но о них не вовремя забыли. А третьи примкнули что называется за компанию.
Нашлось место в этой удивительной компании и графоманам. К примеру, писатель Даниэль Орлов:
Стою в очереди, на курицу вожделяюсь. Вдруг звонок.
— Привет, мужчина! Приютишь у себя? Давно не видела тебя и любимый город. Скажи своей Ирине, что ты ангажирован до вторника включительно. Будешь моим эскорт-боем на выходных. Самоотводы не принимаются.
— Машенция, ты, что ли?
— Нет. Это певица Алсу. У меня третью неделю задержка. Папа-олигарх грозится из дома выгнать. Я ему всё про тебя рассказала. Двадцать человек с автоматами уже выехали.
Рядом с озабоченным задержками своей подруги писателем - поэтесса – Анна Долгарева.
Сборники Долгаревой выходят большими тиражами. И сразу же рассылаются по журналам и критикам, понятное дело, что литературные достоинства дамы хорошо компенсируются солидными чаевыми!
За такие вот строки:
Говорит бывшей:
Ты, бывшая, по нему не плачь,
Песен не пой, не жги свеч,
Не маячь.
Мало кто при этом обращает внимание на то, что слово свеча в родительном падеже во множественном числе пишется: свечей.
А впрочем:
Так что я не спорю, искусство выше, любовь всегда победит,
Снимай свой клип, езжай в свой Киев, танцуй под бит,
А я уже все сказала.
И сердце мое разрывается на шматки,
Как донецкое сало.
Сало или сердце, разорванное на шматки – что это, Бэрримор?
Короче говоря, «воронья слободка» загорелась. Причем, если вспомнить классика, то подожгли ее сами жители.
Так и с этим забавным явлением: «Союз 24 февраля». Но не эти ли литературные деятели, бывшие лауреаты, члены и помощники членов «вороньей слободки» на Охотном ряду, писатели и подхалимы, способствовали уничтожению литературы?
Вспомним Андрея Владимировича Скоча, миллиардера от «Единой России», который финансировал печально знаменитую премию «Дебют».
А из «Дебюта», как черт из табакерки, и выскочил нынешний председатель АСПИ. И сделал харакири своему журналу!
Литературу пора отпевать, тем более папа председателя всех председателей – настоятель церкви Николы в Пыжах.
— Поджечь всю квартиру хочешь? Страховку получить хочешь? Ты думаешь, Гигиенишвили дурак? Гигиенишвили все понимает.
Вот это хотя бы понятно: сами подожгли и сами получили страховку!
В свое время, в советской литературе прогремел роман Всеволода Кочетова «Чего же ты хочешь?». Зоилы тот час же откликнулись на него статьей: «Чего же ты Кочет?»
Я искренне не понимаю: чего же кочет «Союз 24 февраля»?
p.s. В материале использована иллюстрация художника Леши Фрея «Писатели».
Если материал не вызывает у вас отвращения, и вы желаете отблагодарить автора, не сдерживайте себя:
Для поддержки и развития канала:
4377 7237 4642 8931 tinkoff
кошелёк юмани:
41001364992514