Найти в Дзене

Самолеты МиГ в Великой Отечественной войне. Часть IV.

Картинка из свободных источников. Один из самых известных советских асов, А. И. Покрышкин начал свою боевую карьеру на МиГ-3. Служа в 55-м ИАП, он одержал на этом истребителе пять побед в 1941-42 гг.
Картинка из свободных источников. Один из самых известных советских асов, А. И. Покрышкин начал свою боевую карьеру на МиГ-3. Служа в 55-м ИАП, он одержал на этом истребителе пять побед в 1941-42 гг.

Однако в целом эффективность советских истребителей в борьбе с Люфтваффе была признана командирами Красной Армии неудовлетворительной. Их жалобы были обобщены в приказе командующим южными фронтами от 25 июля, в котором генерал И. В. Тюленев отметил неспособность советских истребителей перехватить атакующие самолеты, это была вызвано отсутствием эффективного наземного наблюдения. Это означало, что даже самый быстрый из имеющихся перехватчиков- МиГ-3, «слишком поздно взлетают и атакуют вражеские бомбардировщики, когда те уже сбросили бомбы».

Стремительное отступление Красной армии привело к ряду плохо организованных передислокаций на отдаленные аэродромы, где снабжение часто отсутствовало или было недостаточным из-за ограниченных складских мощностей. Части ВВС столкнулись с нехваткой топлива, запасных частей и других предметов снабжения. Верховное командование было вынуждено перебросить ряд авиадивизий и полков с южного на юго-западный фронт.

Например, 146-й ИАП, добившийся успеха в период с 7 по 17 июля, был развернут под Котовском и включен в состав 20-й САД. В течение трех дней полк базировался на аэродроме Христиновка и находился в непосредственном подчинении командующего ВВС Юго-Западного фронта генерала Т.Т. Хрюкина. После этого подразделение было переведено в 64-ю САД, в составе которой находилось до 14 августа. В дальнейшем полк был передислоцирован из Хмелевого на аэродромы Гребенка.

Длительное пребывание в зоне боевых действий и многочисленные бои помогли командирам дивизии накопить боевой опыт и выработать наиболее целесообразную тактику борьбы с немцами. Эта новая тактика предусматривала избегание столкновений с превосходящими силами

146-й ИАП понес серьезные потери 11 июля, когда пара истребителей JG 77 сбила командира эскадрильи капитана О. М. Фарафонова при взлете с аэродрома Воронково. Самолет Фарафонова сразу же столкнулся с самолетами двух его ведомых - старшего лейтенанта Х.И. Юнгмана и лейтенанта В.М. Зайцева. Все три летчика, которые были одними из самых опытных в части и имели внушительный боевой счет, погибли, а их истребители сгорели.

Отчеты советского истребительного авиаполка свидетельствовали о снижении боевой эффективности, начиная со второй половины июля. Вероятное объяснение - резкое сокращение числа истребителей и летчиков, а также потеря наиболее опытных асов. Тем не менее, по сообщениям пилотов МиГ-3, успешных боев было предостаточно. Например, 11 августа мл. лейтенант В. В. Малов, уже показавший себя одним из самых результативных летчиков-истребителей, сбил два «Мессершмитта» в районе Канева. Вскоре после успешного боя у МиГ-3 отказал двигатель, и он погиб, истребитель завалился набок, пытаясь совершить аварийную посадку на лугу. Местные жители не смогли спасти летчика, так как МиГ-3 взорвался, не долетев до него.

Двумя соседними истребительными полками, летавшими на МиГах на южном участке советско-германского фронта на начальном этапе войны, командовали майоры по фамилии Орловы. И командир 4-го иап Константин Орлов, и его коллега из 146-го иап Владимир Орлов были опытными летчиками, которые первыми начали летать на новых истребителях, руководили программами переоборудования и добились первых побед. Но если Владимир Орлов пережил войну, то Константин погиб в результате странного инцидента. На рассвете 18 августа 1941 года, проверяя охрану аэродрома, он был застрелен часовым, принявшим его за вражеского шпиона. К моменту гибели Орлов имел на своем счету пять побед.

Многие советские летчики понимали, что им не удастся одержать верх над противником, не усвоив уроки горьких поражений, которые они потерпели на ранних этапах войны. МиГ-3 были быстрыми и современными истребителями, и, чтобы добиться от них максимального эффекта, требовалось использовать новую тактику.

Одним из таких летчиков, в первые недели войны, был старший лейтенант Александр Покрышкин. Об одном из его ранних вылетов сообщается в оперативном журнале 20-й САД за 14 июля. Вылет МиГов из 55-го ИАП был направлен на Макарешти, где они встретили огонь немецкой зенитной батареи. Истребитель, которым управлял Покрышкин, не вернулся с задания, а второе звено сообщило, что МиГ-3, которым управлял пропавший пилот, совершил вынужденную посадку.

Через три дня в журнале появилось сообщение о том, что ас благополучно вернулся.

Лейтенант Кузьма Селиверстов был одним из самых результативных сослуживцев Покрышкина в первые дни войны. На тот момент Селиверстов был, пожалуй, самым успешным пилотом МиГ-3 на южном фронте, ведь на его счету было пять личных побед над немецкими самолетами и еще две общие.

К 6 августа Селиверстов совершил 132 боевых вылета, что побудило командира 55-го иап майора В. П. Иванова представить его к званию Героя Советского Союза. К концу месяца кандидатура была утверждена командиром 20-й САД генералом А. С. Осипенко и командующим ВВС 9-й армии генералом И. Т. Еременко. Однако, когда о награждении было объявлено в приказе Верховного Совета СССР, Селиверстов погиб в воздушном бою.

За день до гибели Селиверстова в бою погиб и другой успешный ас 55-го ИАП - старший лейтенант К. Ф. Ивачев, имевший на своем счету семь личных побед в воздушных боях.

Продолжение следует…

Поддержите канал-поставьте лайк.