У каждого есть места, где побывав хоть раз, хочется вернуться. Для меня одним из таких мест стал город Байконур. Расположенный в казахской степи, этот город притягивает своей энергетикой, возможность прикоснуться к чему-то грандиозному, большому и важному в истории не только одной страны, но и всего человечества, почувствовать в какой-то степени причастным к этому. И все это Байконур – город работающий на будущее, но живущий в прошлом. Мне посчастливилось дважды побывать здесь, поучаствовать в праздновании Дня города и проводить в полет экипаж пилотируемого корабля «Союз ТМА-02М». Это случилось в июне 2011 года и сегодня мой рассказ об этом путешествии.
На Байконур можно попасть тремя путями. Первый – это прилететь на самолете из Москвы или городов Казахстана в аэропорт «Крайний». Второй – по железной дороге. Есть несколько поездов, которые следуют из России в города среднеазиатских республик через станцию Тюра-Там. И третий – на автомобильном транспорте. Причем последний способ дешевле и быстрее. Но, как оказалось, не все расстояния на карте меряются километрами, а иногда и сутками. В 2011 году год автотрасса Москва – Ташкент была на реставрации практически от самой границы России. В бескрайней степи дорог не было, а существовали только направления. Каждый автомобиль прокладывал свою колею по твердой и ровной степной поверхности, а водителям приходилось только следить, чтобы не попасть в яму или не наскочить на каменистый участок, поросший колючками.
Добирались мы на большом автобусе – мягко, комфортно, но путешествие вместо одного дня продолжалось трое суток. И здесь пришло понимание, что такое степь – светло-желтая бесконечность, которая первый день интересует, второй - пугает, а на третий приглашает к философскому пониманию бытия, времени и мироздания. Здесь торопиться некуда, время течет со своей скорости и приходится сливаться с этим потоком, так как никуда из пустыни не денешься. Стоит только уповать и надеяться на то, что путь когда-нибудь благополучно завершится.
И он действительно завершился на контрольно-пропускном пункте. Байконур – это закрытый город и для въезда в него требуется специальный пропуск, который заказывается заранее. Уже на въезде в город всех встречают сотрудники МВД России, хотя и находятся на территории другого государства. И тут возникает чувство, что ты как бы не совсем в Казахстане, но и вроде бы ещё не в России. И это впечатление неоднозначности в космическом городе преследовало повсюду. В городе работают одновременно российская администрация и казахстанское представительство. Полиции также две – казахстанская и российская, два суда, два ЗАГСа. В магазине можно платить рублями и тенге. На госучреждениях развивается сразу три флага – российский, казахстанский и флаг с гербом Байконура.
Второй чертой, которой удивил Байконур - это огромное количество деревьев. После поездки по степи, где нет ни травы, ни кустов, а только дымка на горизонте, парки, бульвары, аллеи приятно радуют глаз. Однако деревья здесь просто так не растут. В городе за ними следят даже пристальнее, чем за некоторыми памятниками и вовлечены в этот процесс практически каждый житель. К каждому дереву, клумбе, кусту подведены трубы с водой, определены ответственные организации за сохранение зеленых насаждений, белят не только стволы деревьев, но и пни. И действительно, эти усилия дают результат – посреди пустыни существует настоящий зеленый оазис.
Еще один интересный момент, который выделяет Байконур среди других городов – это количество памятников. Они здесь встречаются на каждом шагу. На каждой улице не меньше трех-пяти сооружений ракетно-космической техники, бюсты и скульптуры конструкторам и космонавтам, строителям города. Причем техника представлена в оригинале – ракета-носитель «Союз» с транспортировщиком, грузопассажирские самолеты Ил-18 и ЛИ-2, наземный автотранспорт, малые архитектурные формы и современные инсталляции. Создается ощущение, что город несет пальму первенства по количеству памятников и стел на каждого жителя, среди других городов мира.
День города в 2011 году на Байконуре проходил масштабно, как и положено столице. Ведь этот город является символом освоения человеком космоса, и каждый житель здесь чувствует свой столичный статус. Целый день в разных местах проходили различные мероприятия. На центральном стадионе выступали местные творческие коллективы, приглашенные артисты из России и Казахстана. Одним из главных событий празднования стал конкурс «Мисс Байконур», проходящий каждый год. Причем выбирали сразу двух красавиц – русскую и казахскую. Вечером, когда жара спала, гуляния выплеснулись на улицы. На пешеходной улице, местном Арбате, возникали самопроизвольные миниконцерты, песни под гитары, танцы. Всю ночь работали популярные кафе и рестораны, причем наесться можно было за 500 рублей. Кухня во многом европейская и еды здесь не жалели, порции просто огромные.
В здании администрации состоялась интересная встреча с Александром Фёдоровичем Мезенцевым, который в 2011 году был главой города Байконур. Бывший генерал-майор ракетных войск, участник грандиозных строек на космодроме с 2002 года совместным Указом двух президентов России и Казахстана был назначен руководить этим необычным городом. Было интересно из первых уст услышать рассказы о прошлом космодрома, как жили в городе военные, проходили запуски ракет, в том числе системы «Энергия-Буран». В ходе общения было видно, что Александр Федорович живет своим городом, переживает за его вид и стремиться создать все условия для его развития. Вместо протокольных тридцати минут, встреча продолжалась более двух часов, которые пролетели быстро и осталось чувство некоторой влюбленности главы в город и его жителей.
Однако, несмотря на все усилия руководства, город на тот период мало ассоциировался с благоустроенными столицами. Серые здания, вид из окна на слепую стену дома, с заложенными кирпичом окнами, идущие прямо по поверхности земли ржавые трубы отопления, сгоревший и полуразрушенный Дом офицеров на центральной площади, все это навевает мысли о призрачности и некоем символизме. Имущество города принадлежит Казахстану и находится в аренде у России. Отсюда и возникают такие коллизии с содержанием имущества, его ремонтом и обслуживанием. Это же способствует сохранению духа советской эпохи, который так и витает в воздухе.
Интересны и музеи в городе. Их несколько. Городской музей располагается в большом здании Дворца культуры в нескольких залах. В первом зале, посвященном истории развития ракетно-космической техники и освоению космоса. В экспозиции представлены более ста высокоточных моделей ракет-носителей и космических аппаратов. Здесь же выставлены и настоящие фрагменты ракетно-космической техники, документы и фотографии, отражающие как исторические вехи, так и современный космодром, а также дальнейшие перспективы его развития. На стендах пилотируемого космоса можно увидеть модель Международной космической станции в полной конфигурации, скафандр «Сокол-К», именные бортовые костюмы с автографами космонавтов и средства медико-биологической защиты, которые космонавты используют на борту МКС, образцы космического питания и многие другие вещи, предназначенные для жизни на орбите. Выставка «Космодромы мира» постоянно дополняется новыми материалами, так как в ее создании участвуют страны, осваивающие космическое пространство посредством своих космодромов. В настоящее время представлены космодромы Японии, ЕКА, России, США. Также есть материалы, рассказывающие о предприятиях, которые работают на космодроме. Макеты монтажно-испытательного корпуса, заправочной станции, стартового комплекса «Союз» помогают узнать о технологическом процессе подготовки ракеты-носителя и космического аппарата от сборки до установки на старт.
Второй большой раздел музея был посвящен боевой и трудовой славе Байконура. Открытие этого зала в 1968 году положило начало основания музея города Байконур. В экспозиции отражены традиции и сохранена эпоха советского периода, на который пришлось становление и расцвет космодрома Байконур. Здесь можно узнать о подвиге военных строителей и испытателях космической техники. Широко отражена тема Великой Отечественной войны в судьбах строителей Байконура. Представлена форма военных лет, фронтовые письма, документы, фотографии, предметы и личные вещи участников войны. Раскрыта тема строительства стартовых комплексов и начало основания города.
И конечно же, в музее нельзя было обойтись без национального колорита. Экспозиция этнографического зала раскрывает историю земли Сыр, на которой находится космодром Байконур, через призму исторических вех развития Казахстана с древнейших времен до настоящего времени. Представленные экспонаты: предметы археологических раскопок, быта, культуры. В зале отражен также быт казахского народа: представлен фрагмент юрты, внутреннее убранство, коллекция национальных музыкальных инструментов и костюмов, образцы народно-прикладного творчества. Экипажи космических кораблей, при посещении музея, обязательно фотографируются в казахских халатах на фоне юрты, соблюдая предполетные традиции.
После городских объектов было интересно взглянуть на космодром. Добираться до него из Байконура можно на автобусе или на специальном поезде, отправляющемся каждое утро с городского вокзала и развозящего персонал по различным объектам обширной территории. Весь космодром разделен на площадки. Например, стартовый комплекс, с которого отправился в полет Ю.А. Гагарин – это площадка №1, город Байконур – площадка №10, комплекс подготовки пилотируемых полетов – площадка №254 и так далее. Сам космодром - это еще одна закрытая территория, для проезда на которую необходим отдельный пропуск, отличный от города.
Миновав поселок Тюра-Там с одноименной станцией и нырнув под эстакаду железнодорожной магистрали автобус прибывает на КПП. После тщательной проверке документов и инструктажа, что можно снимать, а что не рекомендуется, оказываешься наконец на территории космодрома. Хотя вокруг ничего не изменилось – та же бескрайняя степь с унылыми кустиками колючек и большими шарами местного перекатиполе. Через несколько километров из-за горизонта показались циклопические сооружения стартовых ферм обслуживания, монтажных и сборочных корпусов, тарелки станции дальней космической связи, завод по производству кислорода, емкости для хранения топлива и многое другое из обширного хозяйства космического центра.
Первым местом осмотра стала пусковая площадка №1 или Гагаринский старт. Это самое легендарное место, по крайней мере для меня точно. Именно здесь началась эра освоения космоса человеком. Отсюда 12 апреля 1961 года отправился в космос первый человек – Юрий Алексеевич Гагарин. Бетонные плиты, металлические конструкции, готовые принять в свои объятия ракету, чаша для отвода огненной струи от двигателей ракеты – смотришь на это все и не веришь, что смог прикоснуться к истории. Местные сотрудники показали интересный экспонат - рельсы, по которым подвозят ракету к стартовому комплексу. На них было выгравировано – «Казанская железная дорога. 1911 год». Для меня побывать здесь было чем-то особенным.
После этого мы отправились на осмотр Монтажного корпуса комплекса «Энергия-Буран». Циклопические сооружения этого здания давали сильное впечатление уже на расстоянии. Огромный цех с массивными железными воротами создавал грустное впечатление. Ржавчина, разбитые окна, торчащие металлические конструкции – все это говорило о том, что программа тяжелой ракеты и советского шаттла была безвременно закрыта и ушла в историю. А остатки этой истории ржавеют на космодроме. Перед цехом стоял транспортно-установочный агрегат для ракеты «Энергия». Его конструкция по форме напоминает лапы кузнечика, поэтому его так и называют – «Кузнечик». Крыша МИКа завалилась, придавив и разрушив несколько экземпляров корабля «Буран», готовившихся к полету. Глядя на эти развалины было грустно осознавать, какой масштабный и грандиозный проект в истории человечества мы потеряли.
Еще один музей расположен прямо на космодроме. Экспозиция рассказывает о истории строительства и дальнейшем развитии космической гавани, подробно дается информация о стартовых площадках и ракетах, которые с них стартовали. В музее много макетов, причем с детальной проработкой от корабля «Восток», на которой стартовал Гагарин и до Международной космической станции. Большой интерес вызвала выставка техники, расположенная рядом с музеем. Различные механизмы для обслуживания ракет, строительная, автотракторная и автомобильная техника. Здесь же находился один из летных экземпляров корабля «Буран». Причем можно было осмотреть его изнутри, подняться в кабину экипажа, посидеть за штурвалом и прогуляться по грузовому отсеку.
Далее, проследовав по алее, мы осмотрели домики С.П. Королева и Ю.А. Гагарина. В одной из комнат провел свою ночь перед стартом Юрий Алексеевич Гагарин, а в соседней ночевал его дублер Герман Степанович Титов. Интерьер внутренних помещений сохранился в неизменности и был довольно простым, в стиле советского минимализма, без каких-либо излишеств. По ощущениям было похоже, что оказались у бабушки на даче. Но от осознания того, что именно здесь жили такие легендарные личности, захватывает дух.
Самым главным впечатлением от этой поездки стал запуск пилотируемого корабля. 7 июня 2011 года состоялся старт ракеты-носителя «Союз-ФГ» корабля «Союз ТМА-02М» с Сергеем Волковым, Сатоси Фурукавой и Майклом Фоссумом. Начало полета планировалось ночью. Все действия экипажа были рассчитаны, а присутствующие гости подстраивались под этот график.
За несколько часов до пуска ракеты, провожающие собрались на территории гостиницы «Космонавт» в городе. После небольшого ожидания заиграла, пожалуй, самая известная песня, связанная с космонавтами – песня группы «Земляне» «Трава у дома». Улыбающиеся космонавты вышли на крыльцо и по людскому коридору, приветствуя собравшихся, бодро шагали к автобусу. Вокруг царила какая-то атмосфера праздника, легкости и радости. Все улыбались, кричали приветствия на разных языках, все радовались этому событию. Было чувство настоящего праздника человечества, которое отправляло в космос своих представителей. Космонавты помахали зрителям и направились к автобусу. Толпа ринулась за ними. Так не провожали ни одного пассажира ни на вокзале, ни в аэропорту. Последние взмахи рук, улыбки через стекло окон и автобусы с экипажами отправляются на космодром.
Дальше наш путь также лежал на космодром. Практически все провожающие погрузились в автобусы и отправились на площадку 254, чтобы присутствовать при докладе экипажа о готовности к полету Председателю Госкомиссии. Здесь ждать пришлось довольно долго. Пока космонавты облачались в скафандры, проверяли их герметичность, получали последние напутствия и прощались с родными и близкими, площадка перед Монтажно-испытательным корпусом постепенно заполнялась зрителями. Особенно много было японских журналистов. Увешанные фотокамерами, они заняли самые первые ряды вдоль ограды, а некоторые расположились прямо на Земле, стараясь поймать в свой объектив лучший кадр.
Желающих посмотреть на доклад было много. Пришлось стоять далеко, толпа закрывала весь обзор. Чтобы что-то увидеть и сфотографировать пришлось поработать локтями, свалить по дороге пару штативов и протиснуться вперед. Сам доклад длился буквально несколько секунд и слышно его не было. Затем космонавты погрузились в свои автобусы, помахали на прощанье еще раз и отправились на стартовый комплекс.
От посадки космонавтов в корабль до запуска проходит около трех часов и всех провожающих отвозят в музей Байконура, который мы уже осмотрели накануне. Я не отказал себе в удовольствии еще раз осмотреть экспозицию и полазить по кабине «Бурана» на внешней площадке. Здесь удалось встретиться и переговорить накоротке с бывшим в 2011 году руководителем Федерального космического агентства Владимиром Александровичем Поповкиным, а также познакомиться и пообщаться с легендарным космонавтом, Дважды Героем Советского Союза Александром Александровичем Серебровым. О нашем разговоре я расскажу в одной из статей.
Погуляв по территории музея, за час до пуска мы отправились на смотровую площадку, которая находится в 2 километрах от стартового комплекса. Далековато, но в степи обзор хороший. Ракета, окруженная фермами обслуживания, стояла вдали, залитая светом прожекторов. Это было самое яркое пятно в ночной степи и красиво контрастировало с темным небом и мерцающими звездами на нем.
На смотровой площадке были установлены шатры, палатки, бочки с квасом, лимонадом и не только. Здесь же можно было купить прохладительные напитки, пирожки, сувенирную продукцию. В одном из шатров была развернута передвижная выставка из городского музея. С больших мониторов велась трансляция со стартового комплекса и из корабля. Так что можно было наблюдать за действиями экипажа в прямом эфире. Комментатор проговаривал различные операции, которые проводились перед запуском.
Площадка заполнялась посетителями, подъезжали официальные делегации от космических предприятий. Вскоре показались дублеры стартующего экипажа, миссия которых была в целом выполнена. Проводив своих коллег до ракеты они могли немного расслабиться и охотно общались с окружавшими, давали автографы. Я не преминул этим воспользоваться и познакомился с командиром дублирующего экипажа Олегом Кононенко, Дональдом Петтитом из США и Андреасом Кейперсом из Нидерландов. Еще одной интересной встречей стало знакомство с американским астронавтом, командиром шаттла Ричардом Ричардсом. Открытый, отзывчивый, улыбающийся, он понимал русский язык, но разговор дальше обычных фраз не пошел.
Ближе ко времени все обратили свое внимание на ракету. По команде «Пуск», появилось слабое мерцание, пошел дым. Звук до площадки долетал с опозданием и глухой рокот навалился уже тогда, когда густой дым уже вырывался клубами из-под ракеты. Вскоре этот грохот заполнил всю степь, расходясь широкими волнами – это был настоящий рокот космодрома. И вдруг проснулось пламя! Оглушающее, яркое, знаменующее начало чего-то великого! Удерживающие мачты раскрылись и ракета стала подниматься в ввысь. Эта сила, которая возносила многотонную махину, требует отдельного понимания.
Сложно описать эмоции, которые испытываешь, глядя на стартующую ракету. Даже сейчас, вспоминая все это, я испытываю какой-то трепет. Я смотрел на нее как заворожённый. В такие минуты ты невероятно гордишься своей страной. Все, что твориться вокруг - это уже неважно. Важно то, что сейчас перед тобой, а перед тобой клокочущее пламя, уносящее вверх представителей человечества – русского, японца, американца - и они вместе, они заодно.
Всё продолжалось недолго, ракета устремилась ввысь и скоро стала неуловимым пятнышком на небе. Мы увидели знаменитый «крест Королева», который распался, когда отделились боковушки первой ступени ракеты. Было видно, как какие-то незначительные маленькие ошмётки отделились и упали где-то в степи. Все это грандиозное действо продолжалось несколько десятков секунд. Все стали обниматься и радоваться тому, что это случилось. Через 9 минут после старта космический корабль «Союз ТМА-02М» успешно отделился от последней ступени ракеты-носителя и вышел на околоземную орбиту. Получив по трансляции это сообщение зрители стали покидать смотровую площадку. Полные счастья и восторга мы отправились обратно в город, чтобы отметить это событие, поделиться своими эмоциями и впечатлениями.
Мы покидали город с чувством того, что прикоснулись к чему-то великому, всеобъемлющему, что объединит разные народы в будущем – освоению космоса. Долго потом вспоминались события, которыми мы сами стали участниками, встречи с интересными людьми, приходило понимание увиденного. Байконур 2011 года навсегда остался в памяти. И сегодня, через 13 лет желание вновь вернуться в этот город не исчезло.
#Космос #МКС #Космонавтика #Пилотируемые_полеты #Байконур #научные_исследования #астронавт #космонавт #NASA #Роскосмос #Космическая_коллекция