Найти тему
Cat_Cat

Золото этрусков. Когда не все так однозначно

Заметка Андрея Марова о Пренестинской фибуле напомнила мне еще об одной подобной вещи. Это так называемая "фибула из Кьюзи". Обе эти фибулы роднит типология, материал (золото), время создания,(6-7 век до н.э.), и наличие надписи, в этом варианте на этрусском. Обе вещи уникальны, прежде всего из-за надписи. Фибула из Кьюзи ранее находилась в коллекции Кампана. О нем и нелегкой судьбе его коллекции и пойдет речь.

Этрусские предметы из коллекции Кампана
Этрусские предметы из коллекции Кампана

В 1857 году в Риме вспыхнул скандал. Финансовая проверка обнаружила крупную растрату в принадлежащем Ватикану Римском ломбарде. Директор ломбарда, Джанпьетро Кампана,маркиз де Кавелли, чья семья на протяжении нескольких поколений работала в ломбарде, был арестован. Кампана признался, что потратил деньги на пополнение своей коллекции антиквариата и живописи. Начало этой коллекции заложил еще его дед, занимающийся археологией. Отец увлекался нумизматикой, а Джанпьетро на протяжении двух десятилетий увеличил ее кратно, открыв музей соперничавший с Ватиканским. В этом музее было все- от этрусков до кватроченто. От терракоты и статуй до ювелирки и живописи.

Суд приговорил Кампана к 20 годам лишения свободы и наложил арест на его коллекцию. Неизвестно что произошло, но заключение заменили на высылку из Италии. Возможно сыграла свою роль итало-британская дружба. Кампана был женат на англичанке Эмили Роулз, и портить отношения со страной активно способствующей и финансирующей объединение Италии никто не хотел. Коме того семья Роулз была в близких отношениях с Наполеоном III, еще со времен его жизни в эмиграции в Лондоне.

А тем временем Ватикан для покрытия убытков выставил коллекцию Кампана на продажу.Крупнейшие музеи мира спешили приобрести уникальные экспонаты. Кто только не приобрел предметы из коллекции Кампана. Эрмитаж, Лувр, музей Виктории и Альберта, и начавшие активно собирать древности американцы- нью-йоркский Метрополитен-Музей. В самой Италии осталась практически только нумизматическая коллекция.

Отдельную часть коллекции составляло этрусское и античное золото. Контролировать и реализовать ее было поручено Фортунато Кастеллани. Кастеланни надеялся сохранить «золотую коллекцию» в Италии, но Ватиканский музей не располагал нужной суммой, а других достойных покупателей в Италии больше не было. В итоге «золотая коллекция» вместе с другими вещами была продана за фантастическую для того времени сумму в четыре с половиной миллиона золотых франков императору Наполеону III. Французская покупка включала в себя почти двенадцать тысяч предметов и более шестисот картин.

На этом историю можно было бы закончить если бы не личность самого Кастеллани. В 1814 году Кастеллани открыл в Риме ювелирную мастерскую и магазин. Окончившиеся наполеоновские войны возродили так называемый Grand Tour, туристический маршрут для богачей в который в обязательном порядке входили итальянские древности. В набор тогдашнего путешественника входили селфи, картина себя любимого на фоне античных развалин, покупка папируса какой-нибудь античной вещицы и эмиратская ювелирка от местных рукодельников. Кастеллани подражал популярным в Англии и Франции безделушкам, пока в 1826 году судьба не свела его с герцогом Каэтани.

Так же как и Кампана, Каэтани был женат на англичанке, и в последующем сыграл видную роль в объединении Италии. Каэтани знал весь европейский бомонд, при посещении Италии наведывавшийся в его салон. Он занимался всем чем мог- живописью, скульптурой, археологией и Данте, а благодаря европейским связям еще и удачно приторговывал антиквариатом. Именно он посоветовал Кастеллани начать делать копии античных ювелирных украшений, познакомил с тогдашними коллекциями древностей и привел первых клиентов. И Кастеллани с головой окунулся в набирающий популярность в ювелирке «археологический стиль».

В 1836 г. была обнаружена так называемая гробница Реголини-Гласси, входившая в этрусский погребальный некрополь Черветери. Кастеллани, уже известный своими копиями этрусских украшений, был приглашен как эксперт. Стоит ли удивляться что раскопки в Четвертери финансировал и производил Кампана. Именно он и обнаружил в гробнице Реголини-Гласси, относящейся к VII веку до н.э., клад золотых украшений. Единственный среди всех гробниц некрополя.Украшений, которые потом копировал и продавал Кастеллани.

Ну и что, спросит читатель, ведь Кастеллани никогда и не скрывал что делал копии. Но Кастеллани не только делал копии, но и помогал Кампана в реставрации этрусских украшений. И тут стоит сказать о археологической деятельности Кампана.

Его огромная коллекция требовала не только помещений, но и работ по сохранению и приведению находок в подобающий вид, а то и серьезной реставрации. Им были созданы несколько реставрационных мастерских. Мастерской по реставрации керамики и этрусской терракоты занимались братья Пеннелли, известные тем что умудрились продать Лондонскому музею фальшивый этрусский саркофаг.Методы Пеннели по реставрации керамических изделий больше походили на конвеер подделок. Они подновляли, дорисовывали, а иногда просто наносили новые изображения на керамику и терракоту. Подобные «технологии» позволили некоторым исследователям усомниться в подлинности ряда этрусских надписей и некоторых изображений из коллекции Кампана. Сам же Кампана известен тем, что показывая одну из восстановленных этрусских гробниц сумел напихать туда все что нашел ранее в других местах. Кроме того Кампана, владелец крупнейшей коллекции античных статуй, так кстати владел мраморным карьером.

А что-же с ювелиркой?

Первый звоночек прозвенел еще в шестидесятые годы девятнадцатого века. Кастеллани, уже «семья», а не один человек, признали что в реставрации так называемого «ожерелья со скарабеями», из коллекции Наполеона, дали свободу творческой фантазии, поскольку «именно так они видели это украшение». Ряд вопросов, на рубеже 19/ 20 веков,вызвала и коллекция античных перстней, не вошедшая в экспозицию Лувра и переданная местным французским музеям. Стало понятно, что ряд изделий были «востановлены», а точнее практически отлиты заново, были добавлены некоторые элементы и камни. Кроме того вызвали подозрения надписи и анаграммы на этих предметах. Но стопроцентных доказательств подделок так никто и не представил. Прежде всего из-за несовершенства тогдашних технологий. С мертвой точки, точнее эмпирических споров-подлинник или подделка, дело сдвинулось только в конце двадцатого века.

К началу семидесятых годов прошлого века итальянцы столкнулись с двумя сторонами одной проблемы. Во-первых, стало ясно что под видом копий и новодела из страны массово утекают старинные ценности, а во-вторых, качество подделок стало столь высоко, что они стали проникать не только в частные коллекции и аукционы, но и в музейные собрания. Распространение подделок подрывало позиции официальной науки и штормило антикварный рынок где. по мнению многих, можно было приобрести самые ликвидные и не теряющие стоимость активы.

С первой проблемой итальянцы справились создав особое подразделение карабинеров состоящее из людей с профильным образованием. Они делали экспертизу и давали разрешение на вывоз культурных ценностей, а в случае противоправных действий занимались расследованием и выявлением преступных сообществ.

Но вот выявить в одиночку некоторые высококачественные подделки не всегда под силу даже целой стране. Если с керамикой, бронзой и органикой хоть как-то разобрались, создав относительно достоверные методы датировки, то золото оказалось крепким орешком. К сожалению определить возраст золотых предметов, на данном этапе развития мировой науки не получается . Но отличить подделку от оригинала все-же возможно, используя прежде всего комплексный подход. Проблема только в том, что стоимость этого исследования очень часто превышает стоимость самого изделия. Она неподъемна не только частным коллекционерам, но даже музеям и аукционным домам. Именно для этого Европейская комиссия разработала специальную программу и выделяет гранты для исследования той или иной коллекции, или вызывающей подозрение вещи. Конечно все это делается со столь любимой во всех странах бюрократической проволочкой. И вот в начале двухтысячных руки дошли и до коллекции Кампана.

Комплексный анализ некоторых вещей, на что хватило денег, просто шокировал ученых, хотя открыто кричать об этом никто не стал. Старинное золото было достаточно «грязным»,по современным меркам конечно,прежде всего из-за примесей серебра. Благодаря этому отличить старое от нового относительно просто. Стало понятно, что часть изделий подверглась «доработке», к несложным вещам чаще всего добавлялись декоративные элементы. Некоторые части старинных изделий, подправленные, либо когда-то поврежденные, стали частью новых украшений. Но что самое неприятное, некоторые вещи были перелиты из старинного лома в новые изделия, на что указывает чуждая этрусским вещам технология изготовления.

В свое время Кастеллани заявил, что раскрыл секрет этрусской техники гранулирования золота. Золотые изделия украшали маленькие сферы, размером около миллиметра, создающие особую фактуру и придающие объемность предметам. Электронный микроскоп показал, что это не так. Кастеллани использовал менее трудоемкую, но более технологичную методику. Тем более что использовать этрусскую технологию на уже готовых изделиях было проблематично и могло привести к их повреждению.

Самыми непростыми оказались именно фибулы. Золото было старинным, но при этом изделия переделывались. За основу брались настоящие фибулы. По их подобию из поврежденных старинных сережек создавалась копия, а затем добавлялись декоративные элементы, иногда из той-же эпохи.Иногда декоративными элементами добавляли уже готовые изделия. Именно поэтому чуть ли не каждая вторая золотая «этрусская фибула» является «уникальной». Не говоря уже о надписях, которые есть только на двух подобных вещах.

Нерешенным остался вопрос-а как все это называть? Ладно если чистый новодел, а если это сборка? Ведь вполне возможно, что изделие было повреждено и ювелир воссоздал его со слов того же Кампана или по его рисунку. Не говоря уже о том, что Кастеллани сам неоднократно посещал места раскопок. К тому же коллекция насчитывает тысячи предметов и проверить их не хватит не только финансовых, но и людских ресурсов. На все это уйдут даже не годы. А ведь коллекция Кампана хоть и значительная, но все-же только часть этрусских золотых артефактов. Не говоря уже о другом древнем золоте. И поэтому остается только верить на слово музейным работникам, и стараться прочесть об объекте который исследуешь, всю возможную литературу. Которая, увы, даже сейчас не всегда доступна.

И вот пишешь ты научную работу, рассказывая о том какая замечательная вещь, какие у нее аналогии, строишь разные культурные трактовки, а лет через десять натыкаешься на статейку в редком журнальчике на малознакомом языке и с горечью узнаешь, что вся твоя работа фикция, и писал ты не о древнем артефакте, а о всего лишь подделке девятнадцатого, а то и двадцатого веков. А ты уже заслуженный и знаменитый. Признаешься ли ты в этом?

Ювелирный дом Кастеллани просуществовал три поколения и закрылся в 1930 году. Изделия этого дома отличаются изысканным вкусом и непревзойденным качеством. Их стоимость на аукционах редко начинается меньше чем от ста тысяч долларов. И вот парадокс, из-за их редкости и востребованности их тоже начали подделывать.

Автор: Владимир Волльф