Найти тему
Cat_Cat

Пренестинская фибула

Сенсации, интриги, лингвистические расследования

Все мы знаем, какое богатое культурное наследие оставил после себя Рим, причём, чем ближе к этому самому Риму, тем оно становилось богаче, и тем активнее оно используется. Например, не думаю, что в радиусе 20 км от городка Субьяко найдётся дом, в котором не было бы кирпича или колонны из находившейся там виллы Нерона. Но вилла – она, условно говоря, на поверхности, а чтобы добраться до более древних слоёв, нужно копать. А чем глубже закапываешься, тем непонятнее становятся находки. И вот кто-то около города Пренеста нашёл золотую заколку для одежды. Вопросов не возникло – поначалу.

Что вообще такое Пренестенская фибула? Как уже говорилось ранее, это заколка для одежды, из золота, с какими-то непонятными закорючками на ней. Мировому сообществу её впервые представил Вольфганг Гельбиг, немецкий антиковед, и произошло это в 1886 году. Проблема была только в том, что Гельбиг не смог внятно объяснить, а откуда, собственно, он эту застёжку вообще достал. Была какая-то мутная история, мол, он её купил у друга, а друг вообще спёр её с раскопок гробницы Бернардини у городка Палестрина (ранее называвшемся Пренесто). Причём копать гробницу начали ещё в 1871, 15 лет назад, а другом был широко известный в узких кругах Франческо Мартинетти, приторговывавший разными древностями, Сидорович от мира археологии. Гельбига (который, кстати, так никогда официально и не подтвердил, что застёжка именно из гробницы Бернардини), может, и проигнорировали бы с его историями, вот только он был замдиректора Германского Института в Риме, профессиональным археологом, да и вообще из Италии практически не вылезал. Другими словами, он знал своё дело, был в нём хорош, и имел отличную репутацию. Ну, а то, что надпись на фибуле не поддаётся расшифровке – так и Шампольон, имея подстрочник в виде греческого перевода, не сразу Розеттский камнень расшифровал. Может, это вообще этрусский – закорючки-то похожи. Короче, Гельбигу поверили на слово, и фибулу выставили в качестве музейного экспоната. А так как гробница в Пренесто была древней, то и возраст приписали ей соответствующий (примерно VII-VI века до н.э.).

Первым забеспокоился Георг Каро, такой же, как и Гельбиг, немец, археолог, и эксперт по древним культурам. Поскольку на тот момент (1898) сам Гельбиг был ещё жив, Каро с его претензиями был послан куда подальше, и вообще, пока Каро ходил пешком под стол Гельбиг ходил по италийским раскопам. Но начало было положено – тем более, что застёжка, несмотря на то, что выставлялась вместе с другими находками из гробницы, формально к ним не относилась. И в 1979 году, почти сто лет спустя, археолог, лингвист, и эксперт в спорах с древними авторитетами Маргарита Гвардуччи, перед лицом руководства национальной академии Деи Личеи заявила – мол, царь-то не настоящий! По её словам, Гельбиг при помощи Мартинетти, обладая достаточным опытом и знаниями, заказал фибулу соответствующей формы, сам нанёс надпись (на фибуле нашли следы кислоты), и сам же представил её почтеннейшей публике в лице членов Германского института в Риме. «Сильное заявление» - подумала комиссия, и, учитывая непонятную историю происхождения, вычеркнула Пренестинскую фибулу из списка артефактов старины. И начался спор.

Пока Гвардуччи была жива, она активно отстаивала свою позицию – благо, красноречия и убедительности ей было не занимать. Но в 1999 году она скончалась, и споры разгорелись с новой силой. Тем более, что вопрос «А зачем Гельбигу, человеку с безупречной репутацией, это вообще понадобилось?» оставался открытым.

-2

Вернёмся к надписи. Написано там примерно следующее: «MANIOS : MED : FHE|FHAKED : NUMASIOI», что примерно переводится, как «Маний сделал меня [в дар] Нумасию». Тут-то и крылась основная проблема – потому что на момент открытия её не могли расшифровать. «MANIOS» вполне могло быть греческим именем (или просто исказиться, поскольку этрусский алфавит не очень хорошо передавал латинские звуки), да и форма «MED» (будуще «ME» уже попадалась историкам. Но, например, не было такого номена (фамилии), как Нумасий – был Нумерий. Но нет – на сосуде-арибалле из северной Италии нашли номен «Нумасиан», после чего к делу подключились лингвисты, и выяснилось, что классическая форма Numerio, путём некоторых лингвистических фокусов, вроде редукции гласных, произошла от Numisio, а это, в свою очередь, от Numasioi. «Греческое» же окончание «oi» встречалось и в других древних надписях.

Интереснее всего дела обстоят с «FHE|FHAKED». Кстати, не ведитесь на обман – буква «F» на самом деле обозначает звук «V» (русское «В»). Раньше она присутствовала и в греческом, но как-то так получилось, что звук исчез из речи – а вот буква осталась. Так вот, Вхэвхакед. Во-первых, удвоение в прошедшем времени. Оно есть в древнегреческом, и оно осталось в некоторых глаголах в латыни – например, глагол curro («бежать») имеет форму прошедшего времени cucurri. Более того, находили и другие надписи с подобным удвоением. Причём появлялось оно только если действие было ужё завершённым, результатом, так сказать (как и в греческом, кстати). Как будто этого было мало, есть так называемая «Надпись Цереры», в подлинности которой никто никогда не сомневался, в которой есть глагол PE|PARAI. Заметьте, точно такое же удвоение и точно такое же троеточие (да, это троеточие). После этого стало ясно, что троеточие – это не пробел (как две точки в других местах), а своего рода смысловое ударение. Ну, и после этого стало понятно, что слово это на самом деле – будущий глагол «Facio», «делать».

Это я вам сейчас всё вот так просто расписал и на пальцах объяснил, а учёные больше ста лет не могли до этого дойти. Лингвистика – она тварь такая, неподатливая. Думаю, из текста выше понятно, что, либо Пренестинская фибула настоящая, либо Гельбиг был чёртовым лингвистическим гением, и знал то, что ещё даже не открыли, и вместо того, чтобы опубликовать это, он сделал поддельную заколку для одежды. И в 2011 правоту первой версии окончательно подтвердило исследование двух итальянских учёных – Эдилберто Формигли и Даниелы Ферро – которые доказали, что царь всё-таки настоящий, и все признаки якобы поддельности – оригинальные, а следы кислоты появились из-за какого-то криворукого лаборанта, который чистил драгоценное украшение. Справедливость восстановлена, а Пренестинскую фибулу восстановили в статусе самого древнего текста на латыни.

Автор: Андрей Маров