Первая половина XIX века выдалась для Папской области непростой: подчинение Франции (1808), Революция 1831 года и кратковременное появление Объединённых Итальянских Провинций со столицей в Болонье, Беспорядки в Римини (1845) и наконец, Революция 1848 и установление Римской республики. Антиклерикальное движение усиливалось. Народ, особенно на севере, был недоволен отсутствием свобод, консервативными законами, а также устаревшими полуфеодальными порядками. Казалось, Папское государство изживает свой век. И его последним полновластным правителем суждено было стать Джованни Мастаи-Ферретти или Пию IX (1792 — 1878), чей понтификат начался летом 1846 года.
Первым делом Пий Девятый объявил политическую амнистию части бунтовщиков, способствовал распространению газет и ослабил цензуру. Государство Святого престола сформировало новое правительство и активно привлекало к управлению светские лица: например, таковым был министр торговли, сельского хозяйства и искусств. Или министр полиции Росси, чьё убийство 15 ноября 1848 г. ознаменовало начало бунта, от которого папа бежал в Гаэту. После возвращения, Пий, как ни странно, продолжил преобразования. Вся территория страны была поделена на 4 провинции (Legazione) и округ Рим. Началась работа по пересмотру уголовного кодекса и реорганизации тюремной системы. Активно осушались болота, расширялись порты и обновлялись дороги. В 1856 г. открылась ж/д линия из Рима до Фраскати. Однако же Папская область с населением более 3 млн человек на фоне передовых (и даже не очень) европейских стран выглядела экономически отсталой и аграрной. Но надо ли было теократии делать упор на производство и заводы?
Перейдём к делам военным. В 1848 г. обсуждалась возможность участия корпуса добровольцев из подданных Святого престола в действиях против Ломбардо-Венецианского королевства Австрийской империи. Хотя папа не делал никаких заявлений, и в итоге отказался вступать в Первую войну за независимость Италии, ограничившись армией у границы, австрийские и баварские католики задумались о явном конфликте интересов традиционно итальянских по происхождению пап. Усугубилось всё тем, что Дурандо, командующий армией Папского государства, вопреки указаниям, всё же перешёл реку По, однако в итоге проиграл Радецкому под Виченцей. В июне 1859 г. папский командующий Шмидт жестоко подавил восстание в Перудже — это событие тут же окрестили «резнёй». Также Папство обвинялось в финансировании вольных бандитов, действовавших на территории южного соседа. После побега в Гаэту, Пий обратился к президенту Луи-Наполеону (будущему императору), с которым в молодости общался лично. И республиканская Франция громила республиканцев в Италии. Позже Франция выступала главной защитницей Святого престола на международной арене. С 1860 г. войском папской области стал командовать генерал де Ламорисьер, герой подчинения Алжира и бывший посол Франции в России.
В 1859 г. прекратило существование Великое герцогство Тоскана. После проведения плебисцитов Сардинское королевство пошло в атаку на Королевство обеих Сицилий и Папскую область ради объединения Италии силой. 18 сентября 1860 г. Ламорисьер потерпел поражение при Кастельфидардо, а после осады Анконы пала и вся Марке. Постепенно в руках Пия IX остался лишь регион Лацио. Для своей защиты Рим в январе 1861 создал отдельный корпус зуавов. Провозглашение Королевства Италия в Турине в марте того же года породило так называемый Римский вопрос. Виктор Эммануил II, тем не менее, дал гарантии императору Франции не захватывать Вечный город. Однако когда Наполеона III сместили, то король Италии публично заявил что-то вроде «Рим захватим, понтифика не тронем». Посланнику короля папа ответил в духе «Я, конечно, не пророк, но ничего вы не захватите». Но прогноз не оправдался. В сентябре 1870 г. «савойцы» всю же подчинили себе Папскую область. Пий не хотел кровопролития и повелел зуавам с гвардией оказать лишь формальный отпор (совокупно около ста солдат всё же погибло), потом отказался от сотрудничества с королём, а позже не рекомендовал католикам участвовать в выборах, объявив себя узником Ватикана. К слову, до Пия IX папы традиционно заседали в Квиранальском дворце, а не на Ватиканском холме. Ну а Римский вопрос решат только в 1929 г. созданием города-государства Ватикан. Только вот в контексте разговора о Рисорджименто и итальянском единстве и не стоит забывать, что Пий стоял у истоков Таможенной лиги (1847), присоединился к Латинскому монетному союзу (1865) и не был врагом, по крайней мере, открыто, федеративной Италии.
Пий, будучи ещё кардиналом Мастаи-Феретти, имел отличнейшую репутацию, репутацию человека благочестивого, умного и даже несколько либерального. Совершал ли он ошибки во время понтификата? Да. Хотя ответственность за ту же резню в Перудже или связи с лихими разбойниками и антиунитарными силами иногда перекладывают на кардинала Антонелли, но папа "не мог не знать". С Пием связаны новые миссионерские инициативы, догмат о непорочном зачатии Богородицы, историю с бандитом Крокко, формы благословения телеграфов и много всего. Но я остановлюсь на Первом Ватиканском соборе, начавшем работу в декабре 1869 г. Недовольство Пием Девятым вызвало долгое обсуждение, а затем и принятие программы Pastor Aeternus. Состоял документ из пролога и 4-х глав, и, наверное, мало интересен обывателю. Помимо подтверждения преемственности от апостола Петра, в программу был включен текст о непогрешимости понтифика. Главным критиком нового догмата о стал баварский пастор и университетский богослов Игнац фон Дёллингер. Недовольные результатами собора образовали мощное движение старокатоликов. Впрочем, когда тот же лютеранин Бисмарк заинтересовался негативным влиянием догмата, то некоторые немецкие епископы заверили его, что так называемая «непогрешимость» не является чем-то новым, а папы будут определять учение о вере и действовать в рамках нравственности.
255-й папа скончался 7 февраля 1878 в Апостольском дворце. О беатификации заговорили почти сразу же. В 1-й половине XX в. представители церкви собирали показания от непосредственных участников событий. Ранг «досточтимого» Пий получил в конце 80-х, но сама беатификация случилось только в 2000 году. Противники причисления к лику блаженных припомнили смертные казни 1850-х, 1860-х. Да, публично обезглавленных Тоньетти и Монти трудно назвать мучениками, так как они сознательно подорвали бочки с порохом и убили тридцать человек, ожидая прихода Гарибальди. А вот судебный процесс над Джироламо Симончелли, который самостоятельно сдался в руки правосудия, проводили с грубыми ошибками, а помилования он в итоге так и не дождался. Также Пия подозревают в намеренном лишении сана арестованного священника Энрико Тациолли, которого австрийцы потом повесили в Бельфиоре вместе с другими итальянцами-патриотами из Мантуи. Возникает вопрос: неужели глава церкви не мог выступить заступником? Вспомнили и дело Монтары: католическая служанка тайно крестила иудейского мальчика, так как посчитала, что тот скоро умрёт. Мальчик выжил. Спустя время инквизитор Болоньи прознал о ситуации и постановил, что, по закону, ребёнка-католика не смогут воспитывать родители другой веры… Итальянцы недавно сняли фильм «Похищенный» об этих событиях. И даже если тема раздута пропагандой Кавура или сионистов, то позиция самого Пия всё равно кажется неоднозначной. Что ещё? Припомнили понтифику и беатификацию арагонского инквизитора де Арбуэса. Видите ли, тот — спорная личность. Но это всего один эпизод: за почти 32 долгих года правления Мастаи де Феретти к лику блаженных причислили аж 221 человека. А канонизировали 52, в том числе японских христиан-мучеников, например, Павла Мики.
Автор: Иван Коберницкий