Все наверняка видели по телевидению оригинальный вид автомобильных гонок – две машины стартуют по отмашке флагами стартующего, и кто быстрее проедет по прямой небольшое расстояние, тот и выиграл. Просто и понятно. И была бы эта гонка весьма скучной, если бы болиды участников не развивали чудовищное ускорение. Настолько чудовищное, что многие гонщики прямо со старта уже теряли управление и вдребезги разбивали свои машины, или вдруг задирался вверх передок, и автомобиль делал сальто в воздухе, или во время движения внезапно загорались покрышки на ведущих колесах. Но самые эффектные кадры, когда даже у стоящего и газующего на старте автомобиля, вдруг улетает капот, и оттуда выпрыгивает двигатель, сорванный со своих креплений. Такие вот увлекательные соревнования – драг-рейсинг.
Drag racing появился как любительский вид автомобильных гонок в Америке в 30-х годах XX века. Дистанция небольшая — 402 м, то есть ровно четверть мили. Гонки проходят между двумя машинами с параллельным стартом, каждый мчится по своей полосе и выжимает из машины все, на что она способна, чтобы прийти к финишу первым. Соревнования по драг-рейсингу могут проводиться практически на любом виде транспорта, однако для профессиональных заездов строятся специальные автомобили, именуемые драгстерами. По своей конструкции драгстер представляет собой максимально облегченную конструкцию с мощным мотором, органы управления, напротив, бывают достаточно примитивны, так как соревнования проводятся на идеально прямой трассе. Профессиональные драгстеры имеют мощность двигателя в несколько тысяч лошадиных сил!
Со временем драг стал популярным в Европе и в Японии. А 90-х годах добрался и до России. Первопроходцем стал Владивосток. Еще во времена СССР во Владивосток попали первые японские иномарки. А в 1990-х практически весь Дальний Восток пересел на праворульные машины. Их полюбили за надежность, практичность, комфорт и доступность. А еще за широкие возможности тюнинга. Если к «японке» докупить, как тут говорят «тюнячку», то можно стать частью дальневосточного «движа» – дрифта или драга. В основном переделки делались самопалом в гаражах. Это был такой стиль жизни. Посидеть в гараже с друзьями, покопаться в тачке и т.п. Это был не просто ремонт, это стиль жизни. Именно здесь, во Владивостоке, стали популярны такие машины как Toyota Mark II, Chaser, Cresta, Subaru Impreza, Nissan Skyline у которых под капотом двигатель 2,5 литра, турбо, 280 л.с. Многие гаражные мастера легко добавляли 50-100 лошадок.
Сначала автомобили участвовали в соревнованиях в таком виде, в каком они прибыли из Японии. Пары составлялись из примерно одинаковых по классу и мощности двигателя автомобилей. Постепенно гонщики стали совершенствовать технические характеристики своих машин. Одним из первых, кто начал тюнинговать японские авто, стал Михаил Максимец, признанный в своих кругах отцом Владивостокского драга. Первые соревнования по нему начали проводиться еще в 2001 году на автодроме Змеинка. В 2002 году в Штыково, на бывшем военном аэродроме состоялся первый этап Чемпионата Дальнего Востока по драг-рейсингу. Среди пилотов тогда были Дмитрий Семенюк, Сергей Щербаков, Виталий Женилов, известные ныне гонщики. Следующие этапы снова радовали зрителей и собирали многочисленную армию поклонников. С каждым разом увеличивалось количество желающих посмотреть и поучаствовать в драге, появлялись среди пилотов такие фамилии как Алексей Криволапов, братья Нагервадзе, Алексей Пягай, Руслан Зуев.
В следующем году гонки прошли с еще большим успехом. Был изменен регламент соревнований. Теперь соревнования стали проводить в двух основных группах: А (специально подготовленные автомобили) и N (автомобили серийного производства с незначительными разрешенными изменениями). Каждая группа делилась на классы в зависимости от объема двигателя.
Но к 2006 году массовый драг-рейсинг во Владивостоке затих, по всей видимости иссяк первоначальный эффект новизны. Ситуацию исправила молодая и энергичная автоледи Николь Скорик, одна из организаторов единственного в городе драг-рэйсинг клуба «Side-X». Клуб при поддержке краевого спорткомитета и ДОСААФ получил официальную лицензию на проведение спортивных мероприятий. В деле развития экстремального вида спорта Николь помогали «ветераны» драг-движения во Владивостоке: Михаил Максимец, Роман Нагервадзе, Олег Поздеев и многие другие. Гонщики и зрители стали снова собираться в Штыково и других местах. Чуть позже появился еще один клуб, Drag Racing Club, под эгидой которого также стали проводиться гонки.
Кроме официальных соревнований во Владивостоке проводятся и нелегальные драг гонки, как тут говорят «покатушки». Возник этот нелегал еще задолго до создания драг клубов. Собирается группа приверженцев из десятка-другого экипажей и болельщиков, обычно ночью, когда движение минимально, выбирают прямые участки дорог где-нибудь за городом или на мосту на Русский остров. Перекрывают своими машинами движение, чтобы случайный ночной автомобиль не помешал соревнованию. И начинается действо. Проведут пару-тройку заездов, затем пропускают скопившиеся машины, если таковые есть. И снова заезды. Каких-либо призов обычно нет, ездят только для адреналина, самоутверждения. ГИБДД к подобным покатушкам могут относиться двояко. Бывает, что не вмешиваются, позволяют провести заезды, драг-рейсеры правила не нарушают, разве что по скорости, но сотрудники все понимают, а некоторые и сами были такими же гонщиками. Но бывает, что экипаж поставит свою машину на старте между двумя полосами, включит мигалку, и это значит все, на сегодня покатушки здесь закончены. Гонщикам тогда приходится договариваться встретиться в другом месте или в другое время.
Участники покатушек говорят, что самое эмоциональное за 402 метра ты ощущаешь, когда вы едете с соперником ухо в ухо. Он тебя на переключении чуть-чуть обойдет, потом ты его на переключении чуть-чуть обгонишь. Эмоции зашкаливают. Между вами, грубо говоря, метра полтора расстояния. И вот вы едете друг за другом. У многих была мечта после игр типа «Need for speed» или фильмов «Форсаж» погонять на старой японской машине купе. Адреналин, ускорение. Пока не почувствуешь себя в роли водителя, ты не поймешь. Очень многие сами собирают, сами прикручивают турбины, сами машины настраивают. Нужно уметь не дать машине забуксовать, вовремя включить передачу, правильно стартануть.
Популярность этих гонок в России связана с особой уличной модой, которая сформировалась в портовом городе в 1990-х, а также распространенным на Дальнем Востоке культом автомобиля. Такое мнение в рамках спецпроекта «Русский форсаж» выразил журналист, краевед и автор книги «Правый руль» Василий Авченко. «Мне казалось, все это последствия общегородской моды: и гонки, и тачки, вот эта вся эстетика, культура, мода, понты, естественно... Как-то все это шло и потом уже выливалось в некие оформленные варианты — я имею в виду драг-рейсинг, дрифт. А сначала просто был культ автомобиля», — рассказал Авченко.
Сейчас драг рейсинг популярен во всей стране, проводятся большие и зрелищные соревнования в Подмосковье, в Санкт-Петербурге, в Красноярске и других местах. Создана Российская федерация дрэг-рейсинга. Но начиналось все именно во Владивостоке.
Читайте также в нашем блоге:
Редкие российские автопроизводители
Зачем реставрировать старые автомобили
Городской транспорт для людей с ограниченными возможностями