Как быстро меняется жизнь. Казалось, совсем недавно классические Жигули, Москвичи и Волги ехали по улицам сплошным потоком, а теперь увидеть их на дороге скорее исключение, чем правило. Их было выпущено много, поэтому и утилизируются они без большого сожаления. Но наступит время, когда и эти автомобили станут раритетами, за ними будут гоняться коллекционеры и просто автолюбители. Уже сейчас Жигули первых моделей, отреставрированные до аутентичного состояния, пользуются большой популярностью.
Те люди, что реставрируют старые автомобили — сохраняют историю. Все больше возникает автомобильных музеев и частных коллекций. Особенно ценятся хорошо отреставрированные автомобили редких моделей, а также автомобили известных людей или государственных деятелей. Некоторые частные лица заказывают реставрировать какую-то определенную модель, о которой они всегда мечтали.
Существуют несколько видов работ, применяемых для восстановления старых автомобилей. Так называемая упрощенная реставрация подразумевает аутентичный внешний вид с небольшими изменениями. Некоторые агрегаты, скажем двигатель, коробка передач, подвеска могут быть от других автомобилей. Есть варианты работ, когда аутентичным остается только кузов, а вся внутренняя начинка полностью современная, причем от самых мощных машин. Получается такой гоночный олдтаймер. Но самый высокий класс реставрации – истинная реставрация, это возвращение автомобилю именно первоначального внешнего вида и внутреннего содержания, то есть, каким он был, сходя с конвейера много лет назад. Это кропотливый и длительный процесс, на это могут уйти годы. Тут уже удаляются все позднейшие наложения, неоригинальные детали, если есть возможность, меняются на оригинальные, либо изготавливаются заново вручную. Но и стоимость такой работы несоизмерима с упрощённой. Вообще, реставрация старых автомобилей – дело очень недешевое. Что касается цены, то чем реже марка машины, тем дороже она будет стоить.
Занимаются реставрацией автомобилей как энтузиасты-одиночки, так и большие специализированные фирмы. Конечно, у больших, хорошо оснащенных мастерских возможностей по восстановлению больше, имеется возможность самостоятельно изготовить какие-либо недостающие детали, в том числе и кузовные, обеспечить качественное окрашивание. Но, бывает, одиночки-самоделкины выкатывают такие шедевры, что залюбуешься.
В наше время восстановление старых автомобилей стало более доступным благодаря интернету. Многие компании и специализированные магазины на своих сайтах предлагают запчасти для старых, давно снятых с производства моделей. В США, например, производят детали даже на автомобили 30-40-х годов, потому как там сильно развито ретродвижение. Также нужные детали можно найти на различных авторазборках. Реставраторы имеют доступ ко всем возможным руководствам, инструкциям и рекомендациям по восстановлению нужной ему машины. Существуют и группы в социальных сетях любителей автостарины, где можно получить различную информацию, пообщаться с единомышленниками.
Реставрация ЗИС-115
Рассмотрим пример реставрации одного знаменитого автомобиля. После Победы 1945 года на заводе ЗИС начали производство автомобилей представительского класса ЗИС-110. Для Первых лиц государства выпускалась бронированная версия ЗИС-115. Один из таких броневиков стал служебным автомобилем И. В. Сталина.
Судьба этого автомобиля весьма показательна. После смерти Сталина в середине 50-х годов ЗИС-115 попал на Автозавод им. Лихачёва, где машина подлежала… уничтожению! Связано это было с внутренними инструкциями, согласно которым автомобиль должен был быть утилизирован за ненадобностью. Но по неизвестным причинам ЗИС-115 был передан в МВТУ им. Н.Э. Баумана для обучения студентов и различных испытаний. Поскольку машина проходила под грифом "Секретно", её оформили как шасси с комплектом запчастей. С течением времени ЗИС-115 окончательно устарел, и проводить на нем испытания было уже затруднительно. Поэтому броневик стали использовать в качестве инкассаторской машины, на которой перевозили кассу университета. Но потом отказались и от такой практики – ЗИС-115 просто отправили на задний двор "Бауманки", где он стоял долгие годы. Один из профессоров МВТУ уберег легендарный ЗИС от полного забвения, выкупив автомобиль в частную собственность. А в 2001 году обратился в компанию "Антикварные Автомобили", которая выкупила у него ЗИС Сталина и занялась его реставрацией.
Восстановление уникального ЗИСа не было простым. Фактически приходилось многому учиться заново, ведь практически все мастера, создававшие 115-ую модель, уже давно ушли из жизни. Выручала архивная документация, предоставленная Заводом им. Лихачёва. Так по старым документам шаг за шагом удалось вернуть внешний вид кузова ЗИС-115. А еще — восстановить салон машины практически в первозданном виде. Например, оригинальную шерстяную обивку заказали на Санкт-Петербургской Красильно-Отделочной фабрике, ковёр пола – в Германии. Всего же на реставрацию ЗИС-115 ушло пять лет и более 200 тысяч долларов. Сейчас уникальный автомобиль на ходу и выставлен в Музее Техники Вадима Задорожного.
Реставрация ГАЗ-21
Теперь рассмотрим еще один отреставрированный автомобиль, тоже знаковый для нашей страны. В 2005 году президент РФ В. В. Путин приобрел машину «Волга» ГАЗ-21 1956 года выпуска, подготовленную специалистами нижегородской компанией «Техсервис». Это пример того, как под внешностью «олдтаймера» скрывается современная начинка.
Экстерьер этой Волги отличается от обычных 21-х. Вводит в заблуждение решетка радиатора, так называемая «акулья пасть», которая устанавливалась на автомобили 2-ой серии с 1958 года, а должна быть звезда в круге. Впрочем, машина могла быть действительно выпущена в 56-м, но переделана либо прежним владельцем, либо реставраторами с использованием запчастей от следующей модели. Также бросается в глаза заниженный клиренс, и современная 14-дюймовая резина на литых дисках, вместо положенной пятнашки.
Внутри тоже немало изменений по сравнению с оригиналом. Передняя подвеска, так называемая бесшкворневая, от ГАЗ-31105, с ней президентская Волга имеет необычно широкую колею и низкую посадку. С этой подвеской машина имеет вполне современные дисковые вентилируемые тормоза и более современную кинематику. Также можно заметить неизвестные красные амортизаторы — возможно фирмы Koni. В задней части видно внушительных размеров хромированный резонатор выхлопной системы. В разных источниках пишут, что эта Волга оснащена японским двигателем Toyota, объемом 2.7 л и мощностью 150 л.с. Двигатель работает в паре с автоматической коробкой передач. Есть кондиционер.
В какую сумму обошлась реставрация президентской Волги, не разглашалось, но, по оценкам специалистов ряда автомобильных изданий, должно быть не менее 50 тысяч долларов.
Можно, конечно, обвинить реставраторов в совершенно недостаточной аутентичности автомобиля. Но все же создавалась эта машина для Первого лица государства и требования безопасности и комфорта должны были быть на первом плане. Да и тяжело было бы старушке 21-ой тягаться с современными машинами в современном потоке. А так получился шустрый, приемистый, устойчивый на дороге автомобиль. Президенту понравился.
Читайте в нашем блоге: