На следующей неделе на Первом канале нам покажут восьмисерийный сериал «Раневская» о выдающейся советской актрисе. Это не премьера. Фильм уже шел по телевидению в 2023году. Но раз показывают вновь, то это неплохой повод высказать свое мнение о сериале.
В целом, мне «Раневская» понравилась.
Во-первых, хорошо показана эпоха. И даже не одна. Сюжет-то разворачивается в нескольких временных пластах: начинается все в Таганроге 1915г., а заканчивается в Москве 1978. Вся жизнь великой актрисы проходит перед нами.
Во-вторых, достойный актерский состав. Тут вам и Константин Лавроненко, и Александр Домогаров, и Полина Кутепова, и Даниил Спиваковский.
Отдельная благодарность создателям фильма, что показали, наконец, молодые годы Фаины Георгиевны. А то для всех она – великая старуха. Как будто и юной не была.
Актриса, сыгравшая главную роль, тоже совершила своего рода подвиг. Показать сложный образ в разных возрастных ипостасях – дорогого стоит.
Мариэтта Цигаль-Полищук – талантлива и вполне достойна своей знаменитой матери. За роль Раневской она получила даже премию «ТЭФИ» как лучшая актриса.
И, тем не менее, камень преткновения – именно образ главной героини. На мой взгляд, что-то не срослось.
Хотя, вроде, и предстает перед нами Раневская со всех сторон. И как гениальная актриса, и как сложный человек. И даже привнесена лирическая линия: ее роман с неким военным (факт, кстати, известный не доподлинно).
И все же Раневская Мариэтты Цигаль-Полищук – слишком односторонняя вышла. Слишком интеллигентная. Прямолинейная. Вялая местами даже.
Бесспорно, Фаина Георгиевна была и очень умным, и эрудированным человеком. Но в ней еще были и страсть, и эксцентрика, и бешеное своенравие. Все это заметно даже по ее киношным ролям, по воспоминаниям очевидцев.
А вот в фильме Раневская слишком стерильная, сглаженная.
Ее потрясающая самоирония, ее неповторимый яростно-горький, трагически-саркастичный тон, ее и трогательное, и одновременно беспощадное отношение к миру не ощущается вовсе.
Вообще, мне показалось, что ближе всех к настоящей Раневской подобралась Юлия Рутберг в фильме «Орлова и Александров». Роль у нее там была небольшая. Но что-то она уловила точное, верное в образе великой актрисы и передала так, что очень хотелось на нее смотреть и смотреть.
А вот у Мариэтты Цигаль-Полищук не вышло. Вроде, и неплохо. А не то…
Как будто о какой-то вымышленной персоне речь идет. А не о той, что была народной любимицей. Чьи роли до сих пор – эталонны. Чей артистический дар уникален: потому что в равной степени великолепно раскрывалась она и в комических, и в драматических ролях. Недаром же президент Рузвельт после фильма «Мечта» назвал Раневскую блестящей трагической актрисой.
Наконец, не о той, которой по сей день приписывают и остроумные, и скабрезные остроты. Что само по себе честь. Так поступают только с теми, кто вошел в историю.
Впрочем, может, я и придираюсь. Слишком много требую от создателей фильма «Раневская».
Ведь, по большому счету, они – молодцы. Потому что первыми совершили если не подвиг, то дело геройское – создали свою художественную версию личности великой актрисы.
А вы что думаете об этом, дорогие друзья?
Фото из открытых источников интернет