Найти в Дзене
В кино с Варварой

«Мечта»: советский киношедевр, где исполнила свою лучшую роль Раневская и которым восхищался президент Рузвельт

Признаюсь: очень люблю этот черно-белый киношедевр Михаила Ромма. Да, да, того самого, что снял «Ленин в Октябре», «Девять дней одного года», «Обыкновенный фашизм». В своей любви к фильму «Мечта» я не одинока. У меня очень авторитетные сторонники. Например, известный американский писатель Теодор Драйзер и даже американский президент Франклин Рузвельт, который так и сказал: «Это один из самых великолепных фильмов земного шара». Работа над «Мечтой» была завершена в ту самую роковую ночь на 22 июня 1941 года. И, конечно, вышла на экран значительно позже, 13 сентября 1943 года. Нельзя сказать, чтобы фильм имел особый успех. Объясняется это крайне просто – кинолента явно опередила время. Попросту была не впору той эпохе, которая породила ее. Потому что, несмотря на идеологические вкрапления (куда уж без них в 40-е годы), свойственные той эпохе кино-приемы (некоторую театральность актерской игры, постановочность иных мизансцен), «Мечта» – фильм-послание всем нам, живущим почти 100 лет спу
Оглавление
Признаюсь: очень люблю этот черно-белый киношедевр Михаила Ромма. Да, да, того самого, что снял «Ленин в Октябре», «Девять дней одного года», «Обыкновенный фашизм».

В своей любви к фильму «Мечта» я не одинока. У меня очень авторитетные сторонники.

Например, известный американский писатель Теодор Драйзер и даже американский президент Франклин Рузвельт, который так и сказал: «Это один из самых великолепных фильмов земного шара».

Работа над «Мечтой» была завершена в ту самую роковую ночь на 22 июня 1941 года.

И, конечно, вышла на экран значительно позже, 13 сентября 1943 года. Нельзя сказать, чтобы фильм имел особый успех. Объясняется это крайне просто – кинолента явно опередила время. Попросту была не впору той эпохе, которая породила ее.

Потому что, несмотря на идеологические вкрапления (куда уж без них в 40-е годы), свойственные той эпохе кино-приемы (некоторую театральность актерской игры, постановочность иных мизансцен), «Мечта» – фильм-послание всем нам, живущим почти 100 лет спустя.

Сюжет

Сюжет фильма «Мечта» разворачивается в 30-е годы в маленьком старинном городке, где-то на Западной Украине, как раз накануне ее присоединения к СССР (прозрачна, историческая параллель, не так ли?).

Все события сосредоточены в скромный пансионе под названием «Мечта». Обитатели гостиницы – так называемые «маленькие люди», сломанные жизнью, тщетно пытающиеся выпрямиться, но терпящие поражение в схватке с безжалостным миром. Это люди, которые стекаются в город в надежде хоть как-то улучшить свое положение и выжить. Одни безуспешно пытаются найти работу, другие торопятся обеспечить себе безбедный и выгодный брак, третьи отчаялись и просто проживают свои последние гроши.

-2

И вы знаете, это совершенно узнаваемые типажи, которых можно встретить в любую эпоху.

-3

Вот бывший художник Домбек (актер Михаил Болдуман) человек с претензиями и амбициями, но абсолютно не ведающий, как решить насущные проблемы, например, найти хоть какую-то работу.

-4

А вот Ванда (актриса Ада Войцек), проживающая последние деньги приданого без надежды выйти удачно замуж и в конце концов заканчивающая жизнь в петле. А вот главная героиня Ганка (супруга Михаила Ромма, актриса Елена Кузьмина), вчерашняя крестьянка, по глупости отказывающаяся от личного счастья и попавшая не по убежденности, а из-за безысходности в революцию.

-5
-6

И, конечно, сущий бриллиант галереи психологических типажей – хозяйка пансиона Роза Скороход – незабвенная Фаина Раневская.

Между прочим, все ценители кино, включая того же президента Рузвельта, считают, что в «Мечте» великая актриса исполнила свою лучшую кинороль.

-7

Роза Скороход – очень неоднозначная персона. С одной стороны, она типичная паучиха-стяжательница. Твердо стоит на страже своего благосостояния. Не прочь и поэксплуатировать, например, безграмотную бедолагу Ганну. Всепоглощающе скупа к тому же.

Но в то же время из ее же монолога узнаем, каким каторжным трудом удалось ей «выбиться в люди». «Я была прачкой. Я стирала грязное солдатское белье. Я мыла полы в общественных уборных. Я по месяцам не ела ничего кроме хлеба», – с горестью исповедуется она своему непутевому сыну. И при этом сопереживает постояльцам, которые от нищеты и безысходности теряют рассудок и гибнут. Но подлинная ее любовь, кумир ее жизни – высокообразованное, но не приспособленное к жизни чадо – сынок Лазарь. Вот тут-то и поджидает ее подлинная трагедия: ее любимый сынок глубоко презирает мать вместе с ее коммерцией и со всеми жертвами и потерями.

-8

Всегда говорила и буду говорить: короткий и незатейливый монолог Розы Скороход в тюрьме, куда она пришла на свидание с непутевым сыном – одна из сильнейших сцен в мировом кинематографе. Та душераздирающая интонация, с которой произносит слова Роза: «Объясни мне ты, инженер, зачем пропала моя жизнь?!» – воистину, достойна Софокла и Шекспира. Даже ради этой сцены стоит посмотреть фильм.

-9

И, конечно, ради того, чтобы еще раз кому с горечью, а кому с удовлетворением понять вот такую простую истину. За долгие десятилетия в этом мире не изменилось по сути ничего. Все так же благополучие маленьких людей зависит не только от них самих. Приспособленческая позиция и растворение в вымышленных мирах порой грозит преждевременной гибелью. А амбициозность часто оборачивается ничтожностью и гротеском.

Вот об этом, а еще о многом другом, таком же важном и современном, и рассказывается в замечательном, незаслуженно забытом фильме Михаила Ромма «Мечта».

А что вы думаете об этом, дорогие читатели и гости моего канала?

Оставляйте свои мнения и рассуждения в комментариях.

СПАСИБО, ЧТО ДОЧИТАЛИ!