Заканчиваем наш рассказ о деяниях князя Сильномира, основавшего великую империю, раскинувшуюся на полсвета... В прошлых статьях (см. 1! и 2!, 3!) мы закончили наш рассказ о правлении Сильномира (императора Ши Ле) в Северном Китае в начале IV века, и о его деяниях в Корее, теперь же речь пойдёт о его деяниях уже в Семиречье и за Волгой на Руси...
Ностальгия по Семиречью
Итак, к 332 году Сильномир утвердился как (варварский) император Северного Китая... Ему уже 60 лет. Но это совсем не возраст для князя в ту эпоху...
Тем более, вспомним, что даже в его огороде, когда он жил в Семиречье, в Усяне (на Иссык-Куле), рос женьшень. Да и китайская традиционная медицина знает секреты долгих и продуктивных лет... Но его явно начинает мучить ностальгия по родине... Он посылает туда, — и похоже именно в Семиречье, — гонцов, зазывает в Синьтай своих старых друзей... Например, некого Яна (м.б. Ваню?), который, помятуя о том, что они дрались в детстве, поначалу даже и не поехал. На что Ши Ле заметил: «Ли Ян — доблестный муж, почему же он не приехал?.. Ведь сейчас, пользуясь уважением и доверием Поднебесной, не могу я враждовать с простым человеком!»
И сказав так, он отправил гонца за ним. А, когда тот прибыл, Ши Ле принялся шутить с ним и, потянув за плечо, со смехом сказал: «С давних пор я сыт твоим крепким кулаком, да и ты вдоволь напробовался моей жесткой руки», после чего подарил Ли Яну усадьбу, какие были у родовитых семей, и дал звание главного воеводы — военного советника.
Затем Ши Ле приказал: «Уезд Усян для меня — это моя благодать, изобилие. После смерти моя душа должна вернуться туда, освобождаю Усян от уплаты налогов в течение трёх поколений».
Наконец, он решился — как бы вернуть молодость и всё начать с начала... И, наверное, он хотел также ещё раз увидеть Буса Белояра, — ибо всё значимое в ту эпоху творилось именно там, где был он...
И так Сильномир задумал — имитировать смерть (ибо император не может просто так оставить трон, закон сие не предусматривает). А всю в власть в Поднебесной, он задумал передать наследникам...
Перед своей мнимой смертью, Ши Ле издал указ, в коем предписывалось не устраивать пышных похорон, не запрещать свадеб и жертвоприношений, не класть в его гроб золото и украшения и т.п.. То есть особо не беспокоиться по этому незначительному поводу (вспомним, как шаньюй Лю Яо напротив строил циклопические гробницы и проч...)
А далее его жизнеописатель Фан Сюаньлин в "Цзайцзи" прямо указывает, что и сами похороны были фиктивными, и никто не знает, где теперь его могила.
"На седьмом году эры правления Сянь-хэ (332 г.) Ши Ле умер в возрасте 60 лет, пробыв на престоле 15 лет. Ночью его тело погребли в горной долине, но место погребения осталось неизвестным. Затем подготовили ритуальные предметы и устроили фиктивные похороны, дав кладбищу название Гаопинлин, а Ши Ле поднесли посмертный титул императора Мин-хуанди и храмовой титул Гао-цзу..."
От Семиречья на Русь — в Берендеево царство.
Сильномир, тайно покинув Китай, недолго пробыл в Семиречье, иначе о "воскресшем императоре" вскоре заговорили бы и в Китае... Да и город его детства Усян был разрушен...
А не был ли это — известный истории Узендар в соседней с Семиречьем — Бактрии, крепость коего и окрестные укрепления, растянувшиеся аж на 160 километров, даже почитали чуть ли не продолжением (за пропуском горных хребтов) — Великой Китайской Стены...
И похоже, его там уже ждали его боевые друзья, да и старейшины асеней собрали преданную Сильномиру рать. И тут, надо полагать, его и призвали на освободившийся (уступленный ему) престол Беренедеева царства... О том и поминает "Велесова книга":
И вот имели мы Гредня (284-315), который умер, тридцать лет правив нами. А после Гредня мы имели Асеня (313-335), который был мудр и силён. И так он владел нами двадцать лет. А после него был Сильномир (335-355). А через двадцать лет пришёл к людям Велик Поток (Великое Разорение). ("Велесова книга" Бус II 1:11)
Здесь упоминается династия, правившая в Берендейском княжестве, а также в Боспоре, известная и по «Велесовой книге» (Бус II 1:11) , и по "Ярилиной книге" (Корс 1:12) . А династия сия такова: царь Берендей (? — 284), внук его Волганя (сын Вольги), который завоевал Боспорское царство и правил там, полагаю, под именем Тот-Рос или Фофрос (286–308). Волжское царство берендеев по уходу Берендея унаследовал брат Вольги — князь Гредень (284–315), другой брат Радим Сидень правил в Боспоре, после гибели Вольги, под именем Радам-сад с 309 по 319 годы.
От имени Гредня Берендеевское княжество получило также имя Греднецкое, затем Городецкое, под сим именем оно существовало до XIII века. После Гредня правили с 313 по 335 годы Асень Мудрый, сын Гредня, и его племянник Волгар Находчивый, возможно, один из них известен также и как боспорский царь Рескупорид VI (318–335), затем берендеями правили (по нашей реконструкции) братья Сильномир на Волге и Млад Асень в Боспоре (335–368). От последнего Асеня (да и Сильномира) пошёл и болгарский царский род Асеней, известный в Средневековье...
И тут не следует забывать, что Асень Мудрый был также и отцом Милиды, матери Буса Белояра... Так что, — при сём толковании, — князь Сильномир был братом (очевидно, сводным) Милиды и — дядею Буса...
Власть Сильномира (и его рода) распространяется далее на Боспор и Вендию...
Далее есть основание полагать, что — после многих великих подвигов и завоеваний — Сильномир был обожествлён (наверное, и он летал на "стрикусе", который мог также, уже как гондола, ещё и плавать по морю).
И легенду о нём, как о неком Сильном Муже (кстати говоря, тут прочтение "Сильномир", также не исключено), явившемся из Семиречья, а ещё и "от степей полуденных", и борющемся с римским богом Патером Дыем (Юпитером), предстающем в виде некоего Причудливого Змея, вспоминает "Велесова книга" (Троян IV, 1:1).
И вот виделось в Нави: там огненное облако изошло от причудливого Змея. И он охватил землю, и текла кровь из неё. И Змей лизал её.
И тут пришёл Сильный Муж, и рассёк Змея надвое — и стало два Змея. И рассёк ещё раз — и стало четыре. И этот Муж возопил Богам о помощи.
И Те пришли на конях с неба и того Змея убили, потому что сила его не людская, не Божеская, а — чёрная.
И этот Змей — суть враги, приходящие с юга. Это боспорские воины, забывшие, как деды наши их побеждали в битвах. Они хотят, чтобы земля наша отошла к грекам, но мы её не отдадим, потому что она наша, и мы не упустим её. А сотворённый тот Змей — есть погибель наша.
Мы должны сражаться и животы положить за землю нашу. Она тянется от нас до полян, и дреговичей, и русов, тянется до моря и гор, до степей полуденных. И это есть Русь. И только от Руси мы имели помощь, потому что мы — Дажьбоговы внуки.
И (они) молили Патара Дыя, который извергает огонь. И его же даёт Матерь Сва, и Она славу приносит на крыльях Своих праотцам нашим. И Ей мы песни поём возле костров вечерних, где мы рассказываем старыми словами о славе нашей, о святом Семиречье нашем, где мы имели города, где отцы наши сражались...
Память о Сильномире на западе Славянского мира.
Также Сильномира на западе Славянского мира, то есть в Вендии и у зимеголов, признали Сильным богом и даже отождествили с Гераклом Алкидом, поелику тут было сильно римское влияние.
Похоже, там он основал города Чигирин (по имени Чигу — столицы асеней-усуней у Иссык-куля) и даже Ригу (изначально Чига, потом также и Ржига, руны "рж" и "ч" чередуются в "Велесовой книге"). Кстати, именно тамошние князья в Средневековье использовали "стрикусы", — не от Сильномира ли они им и достались...
О Сильном Боге западных славян и литвы поминает архимандрит Иоанн Раич в "Истории разных славянских народов": Сам Сильный бог в его сочинении представлен в виде: "...пресильного человека, державшего в одной руке копьё, а в другой — шар ("стрикус?"); у ног его лежали человеческая и львиная головы".
Сохранилась также печать, где на старом гербе города Вильны (Вильнюса), также изображён Сильный бог (его потом на этом гербе, а также на гербах Витебска, Полоцка, Режицы, Речицы заменили на "Погоню", а у Риги — на меченосца).
О ней рассказал Сперансов Н.Н. Земельные гербы России XII - XIX вв. (1974), и даже привёл интереснейшую древнюю легенду:
"Приблизительно с 1330 года до конца XVI века Виленский магистрат пользовался печатью, воспроизведённой на рисунке. На этой печати изображен баснословный литовский великан (Сильный бог) Альцис, или Альцид, в котором нетрудно узнать по-местному переосмысленного Геркулеса. Согласно легенде, Альцис прославился разрушением городов, а бросая огромные камни, он топил неприятельские корабли, забавляясь, вырывал большие деревья и пр. Но он считался благодетельным великаном, так как, переходя с места на место, защищал угнетенных, наказывал злодеев и т. д. Однажды, как рассказывается в легенде, Альцису повстречался страшный дракон, которого он убил (как Сильный муж Причудливого Змея в ВК), а в его жилище — зловещей пещере — захватил огромные богатства. Таща их на себе, Альцис зашёл отдохнуть к одному владетельному книгасу (князю), где увидел его дочь, славившуюся красотой, большим ростом и силой. Подарив сокровище князю, он посватался к его дочери и женился на ней. Свою молодую супругу великан, как ребенка, унёс на своём плече. Вот этот Альцис, несущий жену и держащий в руке большое дерево вместо посоха, и сделался одно время эмблемой Вильны. На городской печати он изображён стоящим в воде, по которой плывёт корабль. Вода же доходит ему до колен".
* * *
О последних днях Сильномира мы можем только гадать... Единственное, что знаем, это краткое упоминание в "Велесовой книге" о неком Великом Потоке (Великом Разорении), то есть о нашествии гуннов 355 года, захвативших поначалу — Берендеево царство.
И надо полагать, князь Сильномир встретился с гуннами именно на Волге. Похоже, решающее сражение произошло на реке Немда, где чуть не до наших дней сохранилось почитаемое черемисами святилище героя Чим-булата (ведь его тут и почитали воплощённым или обретённым богом Чимом, т.е. Имою — Богумиром).
++++
Подписывайтесь на Дзене, а ещё на резервные каналы:
В Ютубе; в Rutube; во Вконтакте; в Телеграме
Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon, а ещё в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".