Найти тему

3 факта о том, как моторное развитие тормозит речь ребёнка

Оглавление

Первые слова ребенка порой звучат смешно и не всегда понятно, но для родителей они как музыка.

Что мешает речи речи ребёнка прийти своевременно и быть понятной?

Развитие речи у детей зависит от многих факторов

  • большую роль играет окружающая среда
  • огромна роль и взаимодействия с родителями и другими детьми
  • и, конечно, не маловажна роль генетики

О действии этих фактором на речь я рассказываю в других статьях.
Сейчас, как двигательный терапевт, коротко покажу моменты связи речи и моторного развития ребёнка.

РЕЧЬ и МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ребёнка

Почти всё в анатомическом строении и функциях организма дозревает в ходе и благодаря именно моторному развитию.

Ведь именно в процессе моторного развития происходит:

  • формирование верного функционирования ОДА (опорно-двигательного аппарата)
  • активное создание нейронных в коре головного мозга и активации, координации работы всех отделов мозга (и головного, и спинного)

Как же с этим соотносится речь?

✅ ФАКТ №1

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ - это часть ОДА.
Это мышцы и связки связки:
  • которые двигают язык и губы (они тоже мышечные)
  • которые крепят язык к ключицам и лопаткам
  • которые создают определённые вдохи и выдохи,
    - без согласованного дыхания невозможна нормальная речь
    - начинаются эти мышцы у черепа и заканчиваются у таза

✅ ФАКТ №2

РЕЧЬ - это ОСОЗНАННАЯ ФУНКЦИЯ, поэтому воспроизведение речи управляется с уровня коры головного мозга.
  • кора головного мозга формируется в первую очередь под действием именно моторного развития
  • зона реализации речи (зона Брока) лежит в основании больших моторной и премоторной зон коры головного
  • чем обширнее и разнообразнее нейронные связи в моторной и премоторной коре, тем качественнее процесс формирования воспроизведения речи

✅ ФАКТ №3

Здесь очень важна и ФУНКЦИЯ РУКИ (мелкая моторика)
  • с руки/кисти идут миофасциальные цепи плечевой сустав
    (он включает в себя лопатку и ключицу)
  • получается рука важна в положении и движении лопатки и ключицы
    (к лопатке и ключицы через подъязычную кость крепится язык)
  • от положения лопатки и ключицы зависит возможность свободного управлениями мышцами артикуляционного аппарата

😟 Часто бывает, что ребёнок

НЕ верно осваивает моторные навыки, начиная уже с подъёма головы.
А если голова поднята не теми мышцами, то и последующие навыки будут уже формироваться "криво" в той или иной мере.

🔸ЗНАЧИТ мышцы подключаются в определённые миофасциальные цепи не верно и управление языком, губами и дыханием сильно затрудняется.

🔸ЗНАЧИТ страдает и качество сформированных благодаря двигательной активности нейронных связей.

❓Почему голову начинают поднимать НЕ те мышцы,

которые должны бы делать это в норме?

Причин тому много, обозначу ОСНОВНЫЕ их ГРУППЫ:

  • не верное внутриутробное развитие ОДА и нервной системы по тем или иным причинам
  • родовые травмы, которые травмируют или блокируют свободное движение мышц и связок основания черепа, шеи, плечевого пояса и всей оси (затыл/кость-позвоночник-таз)
  • травматизация или компрессия продолговатого мозга (передаточное звено между головным и спинным мозгом)
  • несостоятельность каких-то структур головного мозга
  • не верный двигательный уход со стороны родителей
  • не верные позы при ношении новорожденного ребёнка
  • преждевременное выкладывание ребёнка на живот

❓Что, если НЕ верно формируется ТАЗ?

Он может травмирован при тазовом предлежании или родовспоможение, могут не верно формироваться ТБС или другие нарушения.

Помним, что в итоге именно к тазу крепятся все мышцы, которые опускаются с черепа, шеи и плечевого пояса в тело.

Конечно, происходит это не напрямую, а через миофасциальные цепи / функциональные мышечные цепи.

  • Нарушаются дыхательные циклы, необходимые для нормального воспроизведения речи.
  • Меняются положения костей и направления движения мышц по плечевому поясу, шее и дну рта.
  • Появляется дисбаланс и перенапряжение по мышцам и связкам плечевого пояса, шеи и дну рта.
  • Часто нарушаются натяжения и по рукам, что ограничивает функцию руки.

🤔 Что делать родителям?

Здесь важны своевременность, внимательность и грамотный уход.

  1. ✅ Желательно сразу после рождения, а потом на каждом последующем этапе освоения моторных навыков проводить объёмную диагностику ребёнка у двигательного терапевта или кинезиолога.
  2. ✅ Как можно раньше обратиться к остеопату для снятия всех мышечных, связочных и костных напряжений и блокировок. Особенно, если во внутриутробном периоде или в родах были какие-то нарушения.
  3. ✅Отслеживать и исправлять все НЕсимметрии в положениях и движениях ребёнка.
  4. ✅Осуществлять грамотный двигательный уход, соответствующий возрасту и уровню развития ребёнка:
    - создавать верные положения ребёнка в ходе сна и бодрствования
    - правильно носить на руках и удерживать во время кормления
    - соблюдать принцип симметрии
  5. ✅Создавать верные условия окружающей среды и двигательные стимуляции при осовении очередного навыка.
  6. ✅Корректировать НЕ верные моторные навыки, стараясь создать полноценное правильное движение с подключением верных групп мышц.
  7. ✅С самого рождения начинать разговаривать с ребенком чётко без сюсюкания в плавном и медленном темпе.
  8. ✅Когда ребёнок научится концентрировать взгляд, то начать показывать ему свою артикуляцию немного утрированную и замедленную. Делайте это и с лежащим ребёнком и в процессе его двигательной активности.
    Пусть делает попытки / включения мышц на повторение.

🤓 Чем могу помочь я, как детский реабилитолог:

-2