Первые слова ребенка порой звучат смешно и не всегда понятно, но для родителей они как музыка.
Что мешает речи речи ребёнка прийти своевременно и быть понятной?
Развитие речи у детей зависит от многих факторов
- большую роль играет окружающая среда
- огромна роль и взаимодействия с родителями и другими детьми
- и, конечно, не маловажна роль генетики
О действии этих фактором на речь я рассказываю в других статьях.
Сейчас, как двигательный терапевт, коротко покажу моменты связи речи и моторного развития ребёнка.
РЕЧЬ и МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ребёнка
Почти всё в анатомическом строении и функциях организма дозревает в ходе и благодаря именно моторному развитию.
Ведь именно в процессе моторного развития происходит:
- формирование верного функционирования ОДА (опорно-двигательного аппарата)
- активное создание нейронных в коре головного мозга и активации, координации работы всех отделов мозга (и головного, и спинного)
Как же с этим соотносится речь?
✅ ФАКТ №1
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ - это часть ОДА.
Это мышцы и связки связки:
- которые двигают язык и губы (они тоже мышечные)
- которые крепят язык к ключицам и лопаткам
- которые создают определённые вдохи и выдохи,
- без согласованного дыхания невозможна нормальная речь
- начинаются эти мышцы у черепа и заканчиваются у таза
✅ ФАКТ №2
РЕЧЬ - это ОСОЗНАННАЯ ФУНКЦИЯ, поэтому воспроизведение речи управляется с уровня коры головного мозга.
- кора головного мозга формируется в первую очередь под действием именно моторного развития
- зона реализации речи (зона Брока) лежит в основании больших моторной и премоторной зон коры головного
- чем обширнее и разнообразнее нейронные связи в моторной и премоторной коре, тем качественнее процесс формирования воспроизведения речи
✅ ФАКТ №3
Здесь очень важна и ФУНКЦИЯ РУКИ (мелкая моторика)
- с руки/кисти идут миофасциальные цепи плечевой сустав
(он включает в себя лопатку и ключицу) - получается рука важна в положении и движении лопатки и ключицы
(к лопатке и ключицы через подъязычную кость крепится язык) - от положения лопатки и ключицы зависит возможность свободного управлениями мышцами артикуляционного аппарата
😟 Часто бывает, что ребёнок
НЕ верно осваивает моторные навыки, начиная уже с подъёма головы.
А если голова поднята не теми мышцами, то и последующие навыки будут уже формироваться "криво" в той или иной мере.
🔸ЗНАЧИТ мышцы подключаются в определённые миофасциальные цепи не верно и управление языком, губами и дыханием сильно затрудняется.
🔸ЗНАЧИТ страдает и качество сформированных благодаря двигательной активности нейронных связей.
❓Почему голову начинают поднимать НЕ те мышцы,
которые должны бы делать это в норме?
Причин тому много, обозначу ОСНОВНЫЕ их ГРУППЫ:
- не верное внутриутробное развитие ОДА и нервной системы по тем или иным причинам
- родовые травмы, которые травмируют или блокируют свободное движение мышц и связок основания черепа, шеи, плечевого пояса и всей оси (затыл/кость-позвоночник-таз)
- травматизация или компрессия продолговатого мозга (передаточное звено между головным и спинным мозгом)
- несостоятельность каких-то структур головного мозга
- не верный двигательный уход со стороны родителей
- не верные позы при ношении новорожденного ребёнка
- преждевременное выкладывание ребёнка на живот
❓Что, если НЕ верно формируется ТАЗ?
Он может травмирован при тазовом предлежании или родовспоможение, могут не верно формироваться ТБС или другие нарушения.
Помним, что в итоге именно к тазу крепятся все мышцы, которые опускаются с черепа, шеи и плечевого пояса в тело.
Конечно, происходит это не напрямую, а через миофасциальные цепи / функциональные мышечные цепи.
- Нарушаются дыхательные циклы, необходимые для нормального воспроизведения речи.
- Меняются положения костей и направления движения мышц по плечевому поясу, шее и дну рта.
- Появляется дисбаланс и перенапряжение по мышцам и связкам плечевого пояса, шеи и дну рта.
- Часто нарушаются натяжения и по рукам, что ограничивает функцию руки.
🤔 Что делать родителям?
Здесь важны своевременность, внимательность и грамотный уход.
- ✅ Желательно сразу после рождения, а потом на каждом последующем этапе освоения моторных навыков проводить объёмную диагностику ребёнка у двигательного терапевта или кинезиолога.
- ✅ Как можно раньше обратиться к остеопату для снятия всех мышечных, связочных и костных напряжений и блокировок. Особенно, если во внутриутробном периоде или в родах были какие-то нарушения.
- ✅Отслеживать и исправлять все НЕсимметрии в положениях и движениях ребёнка.
- ✅Осуществлять грамотный двигательный уход, соответствующий возрасту и уровню развития ребёнка:
- создавать верные положения ребёнка в ходе сна и бодрствования
- правильно носить на руках и удерживать во время кормления
- соблюдать принцип симметрии - ✅Создавать верные условия окружающей среды и двигательные стимуляции при осовении очередного навыка.
- ✅Корректировать НЕ верные моторные навыки, стараясь создать полноценное правильное движение с подключением верных групп мышц.
- ✅С самого рождения начинать разговаривать с ребенком чётко без сюсюкания в плавном и медленном темпе.
- ✅Когда ребёнок научится концентрировать взгляд, то начать показывать ему свою артикуляцию немного утрированную и замедленную. Делайте это и с лежащим ребёнком и в процессе его двигательной активности.
Пусть делает попытки / включения мышц на повторение.
🤓 Чем могу помочь я, как детский реабилитолог:
- создать индивидуальный коррекционный комплекс процедур
(массаж, упражнения, двигательные стимуляции)
и обучить выполнению комплекса родителей ОЧНО и ОНЛАЙН
при нарушении моторного развития у ребёнка