Найти тему

ЛОМОНОСОВ. История 147 Самарского полка и его Ораниенбаумский военный городок

Памятник 147 Самарскому полку в Ораниенбауме /фото из личного архива, 2020/
Памятник 147 Самарскому полку в Ораниенбауме /фото из личного архива, 2020/

Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?

Предыдущие главы:

147 САМАРСКИЙ ПОЛК

Военный городок на МИХАЙЛОВСКОЙ УЛИЦЕ

Параллельно стадиону «Спартак» с противоположной стороны Михайловской улицы тянется ещё один основательный забор! Для жителей города никогда не было секретом, что он скрывает войсковую часть. У проходной всегда можно было заметить ребят в форме! А когда-то молодые солдатики выглядывали из казарменных окон и пытались заигрывать с проходившими мимо девушками! И даже умудрялись назначать свидания! Всё как в кино!

Казармы 147 Самарского полка /фото с сайта Град Петра/
Казармы 147 Самарского полка /фото с сайта Град Петра/

Современные фильмы про армию дают представление о том, что военный городок – место, наполненное жизнью! Там не только повседневная армейская служба и суровые мужские будни! Там честь и доблесть, карьера и интриги, там любовь и дружба! И множество построек разного назначения, в которых все эти события разворачиваются! Если обойти вдоль забора эту войсковую часть, вряд ли удастся подсмотреть фрагмент из жизни армии! У военных всё строго засекречено! Но чудесные постройки 19 века заманчиво выглядывают из-за забора и привлекают внимание!

Памятный камень у стен части, появившийся в 2015 году (скул. Н.Карлыханов), не открывая «за заборных» секретов, позволил заглянуть в историю этого места! С конца 19 века огромная территория в южной части Ораниенбаума, за казармами Офицерской стрелковой школы, была отдана под строительство военного городка для образованного в 1863 году 147 Самарского пехотного полка.

Я каждый раз, стараясь разобраться в сущности какого-либо исторического явления, начинаю «копать» достаточно глубоко, чтобы понять, откуда и почему оно появилось («откуда ноги растут?»). Военная тема всегда кажется неприступной скалой и даётся очень нелегко! И между «войной» и «миром» я всегда выбираю «мир» – и в прямом, и в познавательном смысле!

Короче говоря, в армейской структуре и иерархии, стратегии и тактике, знаках отличия и наградах, и пр. и пр., я не могу разобраться! Ну, а если пофилософствовать, когда мы говорим «не могу», это обычно означает «не хочу», как бы нам не хотелось в этом признаваться! А потому, сделав над собой усилие, я всё же познакомилась с официальной информацией об ещё одном воинском подразделении, дислоцировавшемся в Ораниенбауме, и теперь попробую пересказать то, что сложилось в картинку «Самарский полк». Как всегда, в случае «военной картинки», поручиться за её достоверность не могу! К тому же, это не просто взгляд дилетанта! Это женский взгляд на мужскую жизнь!

История 147 Самарского полка

История полка уводит к концу 18 века. Он был сформирован в Костроме из рекрутов. Тогда это был мушкетёрский полк. Мушкет – вид стрелкового оружия. В Европе он стал популярен ещё с 16 века. Ну, а у нас всё всегда несколько запаздывало! Короче говоря, мушкетёрский полк в российской армии 18 века – это воинское подразделение из солдат, вооружённых стрелковым оружием! Задача мушкетёров – передвигаться пешим строем и стрелять по врагу по команде!

Сформированный в 1798 году полк носил имя командира. Первым командиром был назначен генерал-майор Григорий Максимович Берг (1765-1838). Со сменой командира менялось название полка. Но в самом начале 19 века полк странным образом получил название Украинский. А при Александре 1 все мушкетерские полки Российской армии стали именоваться пехотными.

Когда в 19 веке пехотные войска стали пополняться егерями (егерь в переводе с немецкого значит «охотник»), их переименовали в егерские. В отличие от пехоты, передвигающейся на поле боя стройными рядами, егерские отряды, состоявшие из мелких стрелков, позволяли действовать поодиночке или небольшими группами, обеспечивая в бою мобильность. Суворов говорил: «Гренадеры и мушкетеры рвут на штыках, а стреляют егеря». Но потом егерские полки вновь переименовали в пехотные.

Тут мне вдруг вспомнилось, что я училась в советское время в школе, а нынешние школьники (оставаясь школьниками!), учатся в ГБОУ. Видимо, вся эта история с переименованиями, не только Украинского полка, но и других армейских подразделений, нечто вроде нынешних изменений в названиях учреждений и организаций.

Правда, вместе с названиями менялась внутренняя структура Украинского полка. К нему присоединяли новые батальоны, а затем часть из них выводили в резервные. Из резервных батальонов в 1863 году, на волне армейских реформ, был сформирован резервный Украинский пехотный полк, но в том же году он становится Самарским пехотным полком, а с 1864 года числится под номером 147.

Полковой знак 147 Самарского полка /фото с сайта Википедия/
Полковой знак 147 Самарского полка /фото с сайта Википедия/

К Самаре, как и к Украине, полк никакого отношения никогда не имел! Везде пишут, что назван был так по воле императора! Воля его, очевидно, была истиной в последней инстанции, но почему в царскую голову пришла Самара, остаётся загадкой! Странно, что не придумали какой-нибудь интересной легенды! А, может и придумывали, да затерялась в истории!

Как Самарский полк появился в Ораниенбауме и как покинул его навсегда

Вновь образованный полк прибыл в Петербург и был размещён в его окрестностях, в разных местах, в том числе, частично в Петергофе и Кронштадте. Со временем было решено собрать разрозненные части в одном месте. Тогда и началось строительство военного городка в Ораниенбауме на Михайловской улице. К концу 19 века 147 Самарский полк полностью переехал на «новые квартиры».

В мирное время военнослужащие работали на строительстве железнодорожной ветки от Ораниенбаума до мыса Красная горка на побережье Финского залива. А в 1904-1905 годах полк принял участие в Русско-Японской войне, в Манчжурии.

Военный городок «самарцев» занимал огромную территорию. Часть её оставалась незастроенной! Это был плац для боевой и строевой подготовки (его место и занял стадион «Спартак»)! Выстраиваясь в августе 1914 года на последнее построение на плацу, «самарцы» об этом ещё не знали! Они отправились воевать за родину на поля сражений Первой мировой войны! 147 Самарский полк в составе 37 дивизии на Юго-западном и Румынском фронтах отличился в боях, принимал участие в знаменитом Брусиловском прорыве. Пока «самарцы» воевали, на родине случилась революция! Страна, отправившая полк на войну, перестала существовать, а новая страна вышла из войны. И 147 Самарский полк имперской армии был расформирован. В Ораниенбаум он больше не вернулся!

Постройки военного городка

На территории военного городка 147 Самарского полка, помимо казарм для проживания офицеров и рядового состава, находились служебные постройки: продовольственные склады и склады оружия, учебные классы, мастерские, столовая, военный штаб. Чуть дальше по Михайловской, на территории, принадлежавшей Волынскому полку, выстроили полковую баню. Гуляя по Манежной улице, я рассказывала об этом здании. Казалось бы, почему так далеко? Но, дело в том, что Манеж, построенный для Волынского полка, опустевший после того, как «волынцы» покинули Ораниенбаум, перешёл в полное распоряжение «самарцев», когда они обосновались в городе. И банька после физических упражнений была кстати!

Впрочем, здание Манежа использовали для тренировочных занятий все военные города, также как и Ружейный полигон Офицерской стрелковой школы. А в одном из зданий на территории Самарского полка работали оружейники Офицерской стрелковой школы, создавали опытные образцы автоматических винтовок. Похоже, полк сотрудничал со школой и, возможно, даже принимал участие в её учебной программе.

Прямо перед казармами на плацу полка проходили учебные занятия по боевой подготовке. Здесь же полк полным составом выстраивался на торжественные построения. Постройки городка служили красивым фоном армейских занятий. Фотографии, сделанные в начале века, демонстрировали мощь и величие армии! И никаких заборов на Михайловской улице тогда не было!

После революции в городе всё ещё оставалось много военных, которых разумно было разместить в казарменных постройках. Казармы военного городка Самарского полка заняла войсковая часть советской армии, отгородившись высоким забором! И всё же часть построек «самарцев» забор не забрал! И, когда город, обустраивая новую послереволюционную жизнь советских граждан, выбирал место для стадиона, бывший военный плац подходил идеально! Его тоже огородили забором! Так на Михайловской появилось 2 забора, поделившие некогда единую территорию военного городка!

Дальнейшая судьба построек Самарского военного городка

Рядом с забором войсковой части, на перекрёстке Михайловской с улицей Швейцарской сохранилось ещё несколько построек Самарского городка. Мимо этих построек десятилетиями горожане ходили в парк и уже почти перестали замечать ажурную кладку на фасадах! Привыкли! Одноэтажное строение прямо у перекрёстка имело явно служебное назначение. Здание приведено в порядок. В нём сегодня располагается Ортопедический центр.

Одножтажная постройка для военного городка на перекрёстке Михайловской и Швейцарской улиц. Сейчас - Ортопедический центр  /фото из личного архива, 2020/
Одножтажная постройка для военного городка на перекрёстке Михайловской и Швейцарской улиц. Сейчас - Ортопедический центр /фото из личного архива, 2020/

За ним по Швейцарской улице протянулись два краснокирпичных здания. Их внешний облик не вызывает сомнения, что это бывшие казармы. Вероятно, их построили как раз на границе городка для проживания офицеров и их семей. В советское время казармы на Швейцарской отошли городу и были приспособлены под коммунальное жилье, пока не стали непригодными для проживания.

В одном из этих домов несколько лет в ожидании подхода очереди на квартиру, жила я! Мне повезло, что дом присмотрели под районный отдел полиции (тогда это была наша милиция!) и расселили ещё до начала Перестройки. Я ходила потом мимо и с грустью глядела на соседний дом. Пока его жильцы ждали улучшения жилищных условий, я успела прожить «лучшие годы своей жизни», из юной и наивной стать зрелой и «мудрой». Жалуюсь иногда, что в лотерее мне не везёт, а зря! Счастливый билет однажды я, все же, вытянула! Выиграла по-крупному!

Сегодня одну из казарм «самарцев» по-прежнему занимают полицейские, а вот соседний дом (тот, который долго не расселяли) недавно отреставрировали, и теперь владельцы новеньких квартир занимаются их внутренней отделкой. Как и в случае с казармами Офицерской стрелковой школы, эти здания – прекрасный образец кирпичного стиля в архитектуре. Снова эти узоры на фасадах, выложенные из кирпича, которые всю жизнь рассматриваешь, но они, почему-то, никак не запоминаются!

Гарнизонные постройки достойно прошли испытание временем! Однако одна историческая постройка, без которой не мог прежде обойтись русский человек, чем бы он не занимался в жизни, исчезла!

История полковой церкви

Самым красивым зданием военного городка 147 Самарского полка была полковая Церковь! Она стояла между казармами, протянувшимися вдоль Михайловской улицы, и хорошо была видна издалека, поскольку перед ней оставалось огромное открытое пространство военного плаца.

Церковь 147 Самарского полка /фото с сайта ruskompas.ru/
Церковь 147 Самарского полка /фото с сайта ruskompas.ru/

Большинство церквей Ораниенбаума избежали сноса после революции и были приспособлены под разные городские нужды. А вот полковую церковь Самарского полка уберечь не удалось. Территория военного городка была занята военными, а уж им-то в годы советской власти иметь церковь не полагалось!

А в былые времена храм был неотъемлемой частью жизни человека, чем бы он не занимался. С верой творили мирские дела, с верой шли в бой! Поэтому у каждого полка был священник и была церковь! В первую очередь, походная! Её можно было развернуть в полевых условиях и в любых ситуациях совершать церковные таинства! И каждому бойцу было спокойней на душе! Полковая походная церковь Самарского полка была учреждена в год его основания (1864) и освящена в честь Преображения Господня. До постройки военного городка в Ораниенбауме полковые батальоны были расквартированы в разных местах, а потому церковная утварь походной церкви хранилась в штабе полка.

Когда полк переехал в Ораниенбаум, встал вопрос о возведении полковой церкви на территории собственного городка. В 1892 году командир полка Алексей Каменский обратился к императору Александру 3 с ходатайством на разрешение строительства. В это время Россия ещё не оправилась от происшествия, случившегося в 1891 году во время поездки наследника престола в Японию. Цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай 2, подвергся нападению японского фанатика и был ранен. Было решено посвятить новую церковь чудесному спасению наследника!

После получения высочайшего разрешения начался сбор средств на строительство. А временную церковь по распоряжению командира разместили в здании Манежа, который полк получил в своё распоряжение! Это было «наследство», доставшееся от предшественников, гвардейцев Волынского полка.

Цесаревич Николай Александрович лично пожертвовал 2000 рублей. Сделал свой взнос в размере 1000 рублей и Иоанн Кронштадтский. Но самый большой ввклад 6000 рублей поступил от купца Скворцова из Гатчины. Какое отношение он имел к полку неизвестно. Возможно, он желал отблагодарить Бога за спасение цесаревича, и участие в постройке церкви, посвящённой этому факту, позволило ему это сделать! Остальные средства поступали от офицеров полка.

Строительство полевого храма началось лишь спустя 5 лет. Деревянную пятиглавую церковь в форме креста возвели всего за полгода (1897-1898). Рядом возвышалась колокольня с пирамидальной башней. Освящена церковь была, как и походная, в честь Преображения Господня. Средства на внутреннее убранство поступили от местного купца И. Полежаева.

Судьба полковой церкви

В этой церкви бойцы полка молились перед походом в Японию в 1904! Единственный священник полка Николай Рождественский (больше по штату было не положено) отправился на поля войны вместе с однополчанами. В военное время он не только совершал богослужения, благословлял бойцов перед боем и совершал погребальные обряды. Военный священник помогал врачам уносить с поля боя раненых и убитых, а затем оказывал посильную помощь и моральную поддержку выздоравливающим после ранения.

В 1911 году любимого командира полка Алексея Каменского по воле его бывших подчинённых похоронили в стенах полкового храма. А спустя 3 года полк, уже без своего верного командира, в последний раз помолился в своей церкви и отправился на поля Первой мировой войны, ставшей последней войной Российской империи.

Октябрьская революция волевым решением отменила в стране религию. И ещё раньше, чем был расформирован 147 Самарский полк, всё ещё находящийся в боевом походе, из военного ведомства были уволены все священники. А полковая церковь в Ораниенбауме была передана епархии.

Это был первый шаг на пути освобождения народа от «религиозного опиума». Осознать это верующий веками народ не мог! Как можно было представить свою жизнь без церкви, если без неё никогда не жили? Поэтому приходы в церквях первое время всё еще сохранялись. Полковая церковь «самарцев» стала доступной для горожан, при ней образовалась община верующих. К 1920 году она объединилась с общиной при церкви (часовне), ранее принадлежавшей Городищенскому монастырю.

Но в 1925 году приказом «свыше» (нет, ни с "неба", от волостного правительства!) городские церкви повелели закрыть. Местные власти попробовали это постановление не исполнить, но не получилось! Более того, после повторно вышедшего постановления, требовавшего немедленного закрытия церквей, все церковные ценности из них были изъяты! На благо молодого государства – на «нужды электрификации». Разорённое здание полковой церкви, без её церковных атрибутов, снаружи и внутри, вполне подошло под клуб! Воинам креститься не полагалось, а веселиться в свободное от службы время не возбранялось!

Часовня на месте полковой церкви полкового Самарского военного городка /фото из личного архива, 2020/
Часовня на месте полковой церкви полкового Самарского военного городка /фото из личного архива, 2020/

Деревянный клуб, в который превратилась церковь, не сохранился! А когда на месте полкового храма появилась часовня, я не заметила! Но однажды неожиданно за забором обнаружилась небольшая постройка! Вероятно, о возможности часовни на месте церкви задумались ещё в начале 21 века. Тогда откуда-то появилась информация, что в фундаменте уничтоженной церкви найдена закладная капсула с царской грамотой и серебряными монетами. Однако корпус капсулы был поврежден, и послание через века прочитать не удалось! Фундамент, наверное, тогда изучали не случайно! Но ведь всё это происходило за забором! А там – военная тайна! А потому про часовню и другие за заборные постройки я ничего больше рассказать не могу!

К счастью, заборы на Михайловской закончились, а улица продолжается! Но, прежде чем я пойду по ней дальше, задержусь ненадолго на очередном перекрёстке. Михайловскую в этом месте пересекает улица, на которой, кроме казарм и показать, вроде, нечего. Но это лишь на первый взгляд. Если постоять подольше и позаглядывать в прошлое славного города Ломоносова, здесь откроются удивительные факты и невероятные исторические события, которые затерялись в истории и почти стёрлись из нашей памяти.

Продолжение здесь:

А начало книги здесь, переходите по ссылкам, читайте всю книгу!

От автора.Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!