Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?
Предыдущие главы:
КОНЮШНИ, КАЗАРМЫ, РОДДОМ и КЛУБ МОРЯКОВ
Несостоявшийся план застройки города
Пройдя по Дворцовому проспекту туда-обратно, я вновь оказалась у церкви Архангела Михаила. И, прежде чем пойду дальше в историю, напомню, что город стал городом благодаря нашей великой императрице Екатерине, хозяйке усадьбы Ораниенбаум! Она первая задумалась о его благоустройстве. По её замыслу, коль усадьба простиралась на юг, и огромная часть её располагалась на Литориновом уступе, городу следовало тоже подняться наверх и тянуться вдоль усадьбы. Там, наверху, прямо над речкой Карастой в соответствии с первым планом застройки задумывался центр города. Однако этот план так и не был осуществлён. Жизнь в ту часть города пришла позже. Но ещё раньше в этом месте появились постройки, сыгравшие свою роль в жизни Ораниенбаума-Ломоносова в разные времена. Вот туда я и отправлюсь!
Комплекс зданий у одного из входов в парк с улицы Еленинской в советское время был хорошо известен каждому. Прежде всего, своей многофункциональностью. В однотипных зданиях жёлтого цвета располагались: родильный дом, детская больница, военная поликлиника и клуб моряков. Но далеко не все знают, что история этих построек тянется почти с самого основания усадьбы Ораниенбаум и наглядно демонстрирует такое современное понятие, как «реновация». Это значит, что здания, утратившие свою первоначальную функцию, надо просто своевременно приспосабливать для других нужд. Так и сохранили эти дома до наших дней, меняя их назначение.
От великокняжеских конюшен к казармам
А появились эти строения напротив Большого усадебного дворца на другом берегу Нижнего пруда ещё в середине 18 века, когда в Ораниенбауме проживал Малый двор наследника престола Петра Фёдоровича и его супруги. В это время работу по благоустройству усадьбы императрица Елизавета Петровна поручила своему придворному архитектору Растрелли. Он должен был обеспечить новым постояльцам максимальный комфорт. А это предполагало не только уют интерьеров, но и создание целого комплекса служебных построек по обслуживанию усадьбы.
В 18 веке неотъемлемой частью любой усадьбы были конюшни, ведь лошади были единственным средством передвижения по суше. Разместив приусадебные конюшни за прудом, архитектор не нарушил гармонию дворцово-паркового ансамбля. Великокняжеский двор, привыкший к роскоши во всём, безусловно, уделял внимание и парадным выездам. К тому же, Пётр Федорович увлекался военным искусством, а его супруга была большой любительницей верховой езды. Иметь породистых лошадей в конюшнях – дело чести.
История конюшен закончилась с окончанием короткого правления Петра 3. После восшествия на престол Екатерина 2 в летнее время проживает в Царском селе, и Ораниенбаумские конюшни ей были уже ни к чему. Теперь Ораниенбаум уездный город. На месте конюшен Екатерина планирует создать городской центр. Но до этого руки у императрицы так и не дошли. В итоге конюшни остались ждать своего нового назначения.
При Александре 1 здесь появляется небольшой конный завод (1802), просуществовавший 18 лет. Лошади в период наполеоновских войн были необходимы государству в больших количествах!
Когда владельцем Ораниенбаума становится великий князь Михаил Павлович, опустевшие конюшни вновь пригодились. Их приспособили под казармы Лейб-гвардии Литовского пехотного полка, который с 1832 года частично был расквартирован в Ораниенбауме не случайно. К этому времени шефом его был назначен Михаил Павлович. Правда, пробыл этот полк в Ораниенбауме лишь 4 года, а затем был переведён в Петербург. На его место в Ораниенбаум в 1836 был направлен Лейб-гвардии Волынский полк. Создан он был в 1817 году для охраны цесаревича Константина Павловича, который в то время был командующим польской армией и проживал в Варшаве.
Волынский полк принимал участие в подавлении Польского восстания (1831), а затем, после смерти Константина, вернулся в Россию. Местом постоянной дислокации для него был выбран Ораниенбаум (с1836), а новым шефом полка стал брат Константина – Михаил. Поначалу полк разместили в разных частях города. Гвардейцы жили на постое у горожан, в казарменных постройках других гвардейских подразделений. Также под казармы передали освободившиеся после вывода Литовского полка здания бывших дворцовых конюшен.
Как раз к моменту прибытия Волынского полка был утверждён новый план застройки Ораниенбаума (1834), согласно которому огромная территория, расположенная вдоль восточной границы усадьбы, включая бывшие конюшни и расположенные за ними корпуса военно-морского госпиталя, выделялась для размещения в городе военных. Вскоре весь Волынский полк перебрался сюда. Образовался настоящий военный городок, а огромная территория, которую он занял, получила название Волынское поле. Некоторые гарнизонные строения сохранились до сих пор.
В годы Крымской войны гвардейцы Волынского полка охраняли побережье Балтики. Ну а когда Волынский полк покинул Ораниенбаум (в 1862 был направлен снова в Варшаву), все постройки на Волынском поле освободились, но долго не пустовали. В них заселяли разные войсковые подразделения, пока их не передали в распоряжение открытой во 2-й половине 19 века Офицерской школы, о которой тоже будет отдельный рассказ.
Послереволюционная судьба конюшен
В советское время часть зданий, расположенных у парка, передали районной больнице, а другие – военным морякам. Родильный дом и детское отделение, кажется, работают до сих пор. В нашей семье, проживающей в Ломоносове с 1958 года, лишь моей сестре довелось появиться на свет в этом месте. Она же побывала и в детском отделении больницы. Позже я попала туда с новорожденным сыном. Не самые лучшие воспоминания!
В других зданиях, расположенных ближе к Еленинской улице, работала 135 поликлиника ВМФ и Базовый Матросский клуб, который служил местом отдыха всех моряков Ломоносова. Я очень хорошо помню это солидное заведение. Как во всяком культурном учреждении обычно здесь царила звенящая тишина, поэтому разговаривать хотелось только шёпотом. В клубе была библиотека, работали кружки. В актовом зале, запомнившемся своим тяжёлым бархатным занавесом и массивными бархатными креслами, демонстрировались учебные кинофильмы, иногда проходили спектакли заезжих артистов и устраивались детские праздники. Мне тоже доводилось бывать на них. А вот повзрослев, сюда я уже не ходила. Славился Базовый клуб своими танцевальными вечерами, однако среди моих сверстников ходить на танцы в «Базуху» было не принято! Нам хватало популярных вечеров в школе, слава о которых гремела по всему Ломоносову.
Но вот в начале 2000-х годов мне вновь довелось побывать в клубе. В это время моя подрастающая дочь Юля «подавала надежды» и была очень творческой девочкой. Она занималась в театральной студии, созданной талантливым детским режиссёром Александрой Алёшиной, работавшей в то время в городе. На сцене Базового клуба Юля принимала участие в выпускном спектакле. Его ставила выпускница режиссёрского факультета института культуры, с которой Юля занималась в детстве в балетной студии. В этом же спектакле выступал популярный артист Кирилл Жандаров. Сегодня он уже снялся во многих фильмах и сериалах. А начинал свой творческий путь в ломоносовской театральной студии, в которой занималась моя дочь.
В 2009 году закрыли военную поликлинику, а в 2014 матросский клуб. В его помещениях с некоторых пор работает церковь. Это может показаться странным, но история этой церкви тоже связана с историей Волынского полка.
ЦЕРКОВЬ СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО
Эта церковь появилась у Матросского клуба как чудо из сказки! На месте невзрачного и несколько неуклюжего деревянного здания под номером 1 по Иликовскому проспекту, которое в советское время встречало всех на пути к парку и не привлекало внимания, вырос этот дивный храм! Глядя на него, понимаешь, какими уютными и милыми были не сохраненные деревянные храмы России!
Но самое чудесное, что эта церковь появилась из того самого невзрачного здания, которое когда-то, в прежней своей жизни, было церковью! Вот уж и правда - чудеса превращения! А началось всё ещё в первой половине 19 века, когда на этом самом месте появилась полковая церковь Волынского полка.
Как известно, в прежние времена церковь была неотъемлемой частью жизни человека, а потому появлялась непременно в каждом сообществе людей, связанных общим делом или местом: в слободе, на предприятии и даже в тюрьме! И, конечно, гвардейцы не могли остаться без собственного храма на новом месте. Сразу по прибытии в Ораниенбаум, когда подразделения полка были ещё разбросаны по городу, полковую церковь устроили в домовой церкви купца Щукина на Дворцовом проспекте. Но вскоре (1838-1839) начинается строительство полкового храма в нагорной части рядом с бывшими конюшнями, перестроенными под казармы Волынского полка. Инициаторами строительства церкви выступили шеф полка великий князь Михаил Павлович и его супруга, хозяева усадьбы. Освящен храм был во имя святого Спиридона Тримифунтского, который считался небесным покровителем Волынского полка.
Когда полк покинул Ораниенбаум, всю церковную утварь забрали с собой. Некоторое время службы не проводились. Потом церковь поступила в распоряжение Учебного пехотного батальона, на базе которого позже образовалась Офицерская стрелковая школа. Церковь была отремонтирована и расширена. Но на её состоянии сказались годы простоя. К концу 19 века было решено разобрать обветшавшую церковь и на её месте возвести новый храм. Новая деревянная церковь (1895-96, арх. В.И.Щеглов) возводилась на старом каменном фундаменте в модном тогда неорусском стиле. Церковное посвящение церкви святителю Спиридону Тримифунтскому было решено сохранить. Новые времена, наступившие после краха Российской империи, несли созидание новой жизни! Как оказалось, через разрушение старой! И первыми носителями этой старой жизни оказались церкви. Новое государство провозгласило себя свободным от религии, и церковные здания утратили свою первоначальную функцию. У них было 2 пути – под снос, «до основания», либо – реновация, приспособление к новой жизни с новой функцией!
Большинству Ораниенбаумских церквей повезло – их приспособили к советской действительности. Но, если собор архангела Михаила, став складом, внешне оставался церковным зданием, то церковь святителя Спиридона изменила свой облик до неузнаваемости после снятия куполов и колоколов! Без этого своего чудесного украшения она и стала похожа на огромный деревянный амбар. В нём устроили склад – обычная новая функция для церкви в те времена! Потом, говорят, был дом пионеров! Я помню, когда в этом здании размещалась детская спортивная школа. Спортивный зал здесь казался уместным, когда о первоначальном его назначении я не знала.
Но новые времена наступили и после несостоявшегося социализма! И церкви, которые не уничтожили, стали возвращать верующим! Эту церковь вернули в 2001 году. Здесь даже начали проводить службы с 2002. И вновь возникла необходимость превращать здание в церковь. Но оказалось, что оно совсем обветшало. И тогда было принято решение вновь разобрать строение и на старом фундаменте воссоздать храм в том виде, какой он имел при возведении в 1895.
Воссоздавали дольше, чем строили. Работы продолжались с 2008 по 2016. И, наконец, новая церковь распахнула двери для верующих. Появились в церкви и реликвии. Икону Спиридона Тримифунтского изготовили для возрождающегося храма в Греции. Есть здесь и знаменитый башмачок, в котором святой путешествует по свету и ищет, кому нужна помощь! Верующие идут в этот храм просить у Спиридона помощи в делах и в жилищном вопросе! Говорят, тем, кто верит, помогает!
Интересно, что на время воссоздания храма церковные службы не прекратились. Их перенесли в помещения Базового матросского клуба, расположенного рядом. И оказывается, тоже не случайно.
В то время, когда после выселения Волынского полка в его казармах поселилась Морская учебно-стрелковая команда, здесь устроили домовую церковь святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков. Поэтому возрождение церковной службы в базовом матросском клубе было вполне уместно, и настоятель воссоздающегося храма отец Олег продолжал работать с прихожанами. Так что приход за годы строительства церкви только приумножился благодаря душевной обстановке в домашнем храме.
А еще здесь, в бывшем матросском клубе работает небольшой зоопарк, в котором живут не котята и кролики, а крокодилы и хамелеоны. Разве удивительно? Необычно! Но, если подумать, они тоже божьи твари. Этот красивый храм, вернувшийся из небытия, одно из современных чудес Ломоносова! Он радует глаз, лечит души и зовет в историю.
Продолжение здесь:
А начало здесь:
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!