Принятая в 1947 г. конституция Японии запрещала стране иметь вооруженные силы. Война в Корее стимулировало возрождение как промышленности, так и вооруженных сил Японии. В 1954 г. был принят закон об учреждении управления национальной обороны, послуживший основой для создания сил самообороны Японии - наземных, морских и воздушных. Во избежание словоблудия, а также для экономии времени при наборе текста и снижения себестоимости книги за счет сокращения расхода типографской краски, воздушные самообороны ниже будут именоваться коротко и понятно – ВВС.
Реваншистские настроения в Японии затрагивают не только так называемые Северные территории. Проблема Курильских островов – это реваншизм, официально разрешенный и официально поощряемый. Между тем, в Японии существовал и существует реваншизм в самом широком понимании данного термина – возврат страны ко временам Империи.
Во время войны в Корее американцы, экономии ради, предпочли ремонтировать свои поврежденные в боях самолеты, не дома, в Штатах, а в близкой к театру военных действий Японии, тем самым заложив фундамент современной японской авиапромышленности. Уже в 1958 г. выполнил первый полет спроектированный в Японии реактивный УТС Фуджи Т-1; машина подозрительно напоминала «Сейбр», тем не менее…
Япония элегантно обошла запрет на обладание вооруженными силами, но запрет на экспорт военной техники соблюдался предельно строго. Справедливости ради необходимо отметить, что численность сил самообороны и, как следствие количество располагаемой ими военной техники, были ограничены. Ограничения соблюдались. Рынок сбыта изделий японского ВПК не простирался дальше границ Японии, а его емкость была невелика – отсюда высокая стоимость закупаемых изделий.
В высших кругах Японии не утихала борьба двух лагерей, условно говоря – националистов и экономистов. Националисты призывали к импортозамещению, экономисты полагали импортозамещение непосильным бременем для бюджета – купить будет дешевле. Знакомая история, нет?
Агентство национальной обороны в 60-е гг. сформулировало требования к перспективному сверхзвуковому УТС, способному выполнять и боевые задачи. Споры между «националистами» и «экономистами» разгорелись немедленно. Верх на какое-то время взяли «экономисты». Японцам очень нравился англо-французский «Ягуар», тот еще УТС. Переговоры о приобретении лицензии на выпуск этой машины зашли в тупик, поскольку японцы установили верхний предел отката, то есть «роялити», с каждого построенного в Японии «Ягуара» в 5% стоимости самолета. В Европе привыкли к роялити на уровне 15 – 17%.
УТС Т-2 конструкторы фирмы «Мицубиси» спроектировали самостоятельно, не делая из источника вдохновения тайны: «Ягуар». Силовая установка Т-2 и «Ягуара» идентична: два ТРДДФ Роллс-Ройс/Турбомека «Адур» Mk.801. Любят в мире кивать на китайскую практику подглядывания, так азиатская конструкторская школа не одним Китаем славна.
Первый прототип УТС Т-2 (ХТ-2 I) выполнил первый полет июле 1971 г., а в июне 1975 г. в небо поднялся первый одноместный истребитель F-1 – модификация Т-2. Серийное производство самолетов F-1 завершилось в 1987 г., построено 77 машин; Т-2 выпускали до 1989 г., построено около 100 самолетов.
Самолеты Т-2 и F-1 рассматривались как этап на пути к созданию истребителя FS-X (Fighter Support-eXperimental) абсолютно японской конструкции, реактивного «Зеро». К 1997 г. истребителями FS-X планировалось полностью заменить истребители F-1.
FS-X описывался как многоцелевой самолет обладающий высокой маневренностью, малой радиолокационной заметностью, оснащенный БРЭО на уровне перспективного американского истребителя ATF, способный поражать воздушные, наземные и надводные цели. В требованиях оговаривались наличие встроенной аппаратуры РЭБ, способность нести одновременно четыре противокорабельные ракеты, радиус действия с четырьмя ПКР не менее 450 морских миль (850 км). В состав вооружения в обязательном порядке включались УР воздух-воздух средней дальности.
Решение о разработке FS-X было принято в 1980 г. В то же время не исключалась возможность приобретения лицензии на выпуск самолета FS-X иностранной конструкции. Кандидаты не замедлили объявиться: американские F-16 и F/A-18, европейский «Торнадо».
«Торнадо», быть может, был бы лучшим для Японии выбором. Этот самолет в большей, чем F-16 и «Хорнет», степени отвечал требованиям к многоцелевому FS-X, хотя и не удовлетворяли им в полной мере.
Понятие «честная конкуренция» и «большой бизнес» к концу ХХ века окончательно стали несовместимы.
- Это наша корова и мы ее доим («Убойная сила», российский сериал).
Именно так относились США к Японии. Впрочем, кто кого доил, США Японию или Япония США, в 80-е гг. – тот еще вопрос. Профицит Японии в торговом обороте США в 1973 г. составлял 300 млн., долл, в 1980 г. 7,2 млрд. долл, а в 1986 г. вырос до 54,7 млрд. долл. Штаты наводнили японская электроника, японские автомобили и много чего еще японского. США брали реванш навязыванием Японии своей военной техники, всячески при этом осложняя японские оборонные НИОКР.
Стремление США оснастить японские вооруженные силы техникой собственного производства диктовали не одни лишь бизнес-интересы. Японцы, в американской парадигме, не были способны в рамках существующего бюджета оборонных НИОКР (примерно 1 млрд. долл., бюджет военных НИОКР США в конце 80-х гг. составлял 37 млрд. долл.; НИОКР перспективного истребителя оценивались в 10 – 12 млрд. долл.) разработать и принять на вооружения технику, по характеристикам сопоставимую с советской, а значит оснащение японской армии (сухопутных войск, ВВС, ВМС – «сил самообороны» в целом) японской техникой оборачивалось снижением военной мощи передового бастиона Запада на Востоке. Адекватную военную технику Япония могла и должна была получать только из США.
Американские политики, бизнесмены, военные – по разным причинам – придерживались единой в отношении японских разработок линии: не пущать. Осторожно возражали только экономисты: чем больше денег японцы вложат в военные НИОКР, тем меньше потратят на НИОКР коммерческие, а значит в США станет меньше японской электроники, японских автомобилей и вообще японских товаров.
Решение Агентства национальной обороны Японии о начале работ по перспективному многоцелевому боевому самолету поначалу не вызвало в США серьезной обеспокоенности. По оценке американских экспертов расходы Японии на НИОКР в области обороны находились примерно на уровне аналогичных расходов Великобритании и ФРГ. Программу разработки многоцелевого боевого самолета в одиночку не потянули ни бриты, ни немцы – «Торнадо» появился как плод сотрудничества Великобритании, Италии и ФРГ. В США обоснованно считали неизбежным обращение Японии или за техническим содействием, или по вопросу приобретения лицензии. Наиболее вероятным же считался вариант приобретения лицензии на постройку самолета F-16 или F/A-18, минимального адаптированного под японские требования.
Небольшое отступление. В периодике США, датированной первой половиной 80-х гг., фаворитом японского типа «конкурса» сплошь и рядом называли «Хорнет». В то время как в 90-е гг. получила хождение версия о изначальном навязывании американцами самолета F-16С блок 40. Разобраться как оно было на самом возможно, но – чем дальше в лес, тем толще партизаны – книгу с таким подходом не завершить никогда. Списать у мудрого американского автора тоже не получается, поскольку такого автора найти не получилось. Самолету F-2 англоязыкие авторы должного внимания не уделяют, поскольку он а) японский; б) лучше любого F-16, включая F-16 блок 72; в) американские политики в истории с FS-X наделали массу ошибок (мнение не мое, экспертов корпорации Rand, озвучено в середине 90-х гг. и ныне позабыто). Разборки фирм «Нортроп» и «Дженерал Дайнемикс» применительно к программе FS-X, таким образом, по-прежнему остаются под ковром. Пусть пылятся там дальше.
Поначалу американское видение программы FS-X полностью оправдывалось. Фирма «Мицубиси» приступила к концептуальному проектированию самолета SX-3. Начались исследования в области сверхманевренности, вылившиеся в программу испытаний летающей лаборатории Т-2 CCV.
НИОКР, как и предполагали американцы, разворачивались неспешно по причине недостаточного финансирования. Неспешно настолько, что срок начала НИОКР по истребителю FS-X в различных источниках варьируется от 1980 до 1983 гг. Не суть важно, что принимается за начало работ: совещание руководства фирмы, сделанный конструктором первый карандашный набросок будущего самолета или первая осевая линия этого самолета на чистом листе ватмана. Важно другое: к 1986 г. в Японии осознали, что обойтись без помощи Большого Белого Брата не получится.
В 1986 г. Агентство Национальной обороны Японий направило фирмам «Дженерал Дайнемикс» и «МакДоннелл», консорциуму «Панавиа» (разработчик и производитель самолетов «Торнадо») официальный запрос предложений на самолет FS-X. Что характерно, официальная позиция Японии при этом не изменилась: самолет FS-X будет сугубо японским.
Руководство фирмы «Дженерал Дайнемикс», не конструкторы, феерило. Как иначе описать появление минимум пяти проектов менее чем за год? Первым делом «GD» (от General Dynamics) в январе 1986 г, до получения официального RFP, просто стряхнула пыль с чертежей и технического описание F-16 блок 40. Фокус ожидаемо не удался. В июне был представлен проект радикально нового варианта F-16 – SX-1. Действительно новый, действительно радикальный, но внутри фирмы он обозначался иначе – F-16XL. Руководство фирмы посчитало достаточным сменить обозначение, не внося изменений в конструкцию, тем более, что F-16XL осмотрели представители ВВС Японии и самолет им очень понравился. В третьей итерации вернулись к F-16 блок 40, но уже с внесением небольших изменений в конструкцию: установка четырех вместо двух усиленных подкрыльевых пилонов во исполнение требования о четырех ПКР, доработка подкрыльевых узлов №№ 3 и 7 под подвеску ПТБ емкостью по 600 галлонов (2730 л; 600-галлоные баки емкостью могли нести только F-16 ADF в перегоночном варианте, без возможности сброса), усиление шасси, установка двигателя увеличенной тяги.
Первые три аванпроекта «Дженерал Дайнемикс» не предполагали участия японцев в НИОКР, следующие два – SX-2 и SX-3 – рисовались в расчете на совместное полномасштабное проектирование с фирмой «Мицубиси». Площадь крыла в проектах SX-2 и SX-3 увеличили до 34,8 м2, что на 25% больше, чем у стандартного F-16 (27,9 м2). По аэродинамике и компоновке SX-2 и SX-3 соответствовали F-16, а конструкцию планера пересмотрели с учетом изготовления крыла и части фюзеляжа из углепластика – очевидный реверанс в сторону японцев, отстаивавших цельнокомпозитное крыло. Американские конструкторы в такое крыло не верили, но раз просят – сделаем, то есть нарисуем. Масса композитов в конструкции планера SX-2 составляла 35% от массы планера, в конструкции SX-3 – 42% - главное отличие проектов друг от друга. Состав бортового оборудования японизированных F-16 не пересматривался, РЛС – стандартная AN/APG-68. Основным вариантом считался SX-3.
Фирма «МакДоннел Дуглас» подошла к японскому RFP гораздо серьезнее фирмы «Дженерал Дайнемикс», предложив аванпроект самолета «Супер Хорнет». К самолету F/A-18E/F тот «Супер Хорнет» отношения не имел.
Изменения, привнесенные в F/A-18 были серьезными, хотя и не радикальными: улучшена аэродинамика, усилено крыло под возможность подвески четырех ПКР, значительно обновлен состав БРЭО. В проекте «Супер Хорнет +» появилось ПГО, столь в тот исторический период любимое японцами; совершенно новое крыло с изломом по передней кромке; кили увеличенной площади; контейнер для тормозного парашюта; была предусмотрена возможность установки двигателей большей тяги, в связи с чем увеличили сечение воздухозаборников. Руководство «МакДоннел Дуглас» в случае с «Супер Хорнет +» смотрело дальше Японии, рассчитывая пристроить эту машину европейским клиентам Штатов и, самое главное, авиации ВМС, чью командование уже посматривало на классический «Хорнет» с легкой косинкой – староват-с, маловат-с. «Супер Хорнет +» стал первым шагом на пути к F/A-18E/F.
Консорциум «Панавиа» представил модификацию «Торнадо» в варианте носителя противокорабельных ракет. «Торнадо» в списке числился недолго, поскольку Япония внезапно решила свернуть сотрудничество с Европой - бывает.
«Супер Хорнет +» в наибольшей степени отвечал чаяниям японцев, желавшим, уж коли они вляпались в сотрудничество с американцами, разработать действительно новый самолет, а не заниматься оптимизацией существующего. Все предложения фирмы «Дженерал Дайнемикс» предполагали именно оптимизацию/японизацию известного F-16 блок 40.
Часть2: https://dzen.ru/a/Zl9__SJA6UHEPvZ8
Часть 3: https://dzen.ru/a/Zl-o9zvHHTATWmqS