Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Что такое импасто?

Импасто — это особая техника нанесения красок плотными рельефными мазками. Термин происходит от итальянского impasto, в дословном переводе — «тесто». Часто художники называют такую технику пастозной.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет старика. Около 1645. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет старика. Около 1645. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Мастера зачерпывают краску крупной кистью или мастихином — специальной металлической лопаточкой. Густому маслу или акрилу они придают разные формы: накладывают на холст короткими или длинными мазками, создают гребни и завихрения. Часто художники набирают сразу несколько оттенков из разных тюбиков и смешивают их прямо на холсте.

Картины в технике импасто получаются очень выразительными. Такая живопись сохраняет следы инструмента: зритель видит, с какой силой художник нажимал на кисть, в каком направлении двигалась его рука. Это отражает настроение автора, позволяет понять процесс создания полотна.

Прием импасто был известен уже в XVI веке, им пользовались многие мастера венецианского Возрождения, например Тициан и Тинторетто. К XVII столетию техника стала популярна и в барочной живописи — у Питера Пауля Рубенса и Диего Веласкеса.

Художники тех времен часто использовали импасто в отдельных частях полотна. В основном для изображения сложных текстур: рельефом подчеркивали морщинки на коже, складки одежды, блеск драгоценностей и богатые инкрустации на тканях.

Винсент Ван Гог. Звездная ночь. 1889. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
Винсент Ван Гог. Звездная ночь. 1889. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США

В XIX веке прием распространился по всей Европе. Его применяли мастера реалистической и романтической живописи, а позже — импрессионисты и постимпрессионисты. Например, Винсент Ван Гог создавал с помощью импасто динамичные и экспрессивные полотна. Иногда он даже размазывал густую краску по холсту пальцами, набирая ее прямо из тюбиков.

Константин Коровин. Розы. 1910-е .Московский педагогический государственный университет, Москва
Константин Коровин. Розы. 1910-е .Московский педагогический государственный университет, Москва

В ХХ веке эта техника обрела особую популярность. Многие теоретики искусства считали, что гладкие изображения лишь имитируют реальный мир, а настоящая живопись должна подчеркивать саму себя, показывать, из чего она создана. Искусствоведы называли эту тенденцию стремлением к «правдивости материалов».

Русские художники также обращались к технике импасто. Например, ей пользовались Валентин Серов и Константин Коровин. Особенно ее полюбил Николай Фешин.