Найти в Дзене
Гарвекс Медиа

Из Москвы в Санкт-Петербург за 2 часа по земле: 55 лет между идеей и воплощением

Оглавление
В последние годы тема высокоскоростных магистралей стала одной из самых обсуждаемых. И не случайно, ведь предельные 400 км/ч — скорость для наземного транспорта немалая. Идея ВСМ «Москва-Санкт-Петербург» имеет долгую историю, начиная с планов, заложенных ещё 60 лет назад. Но несмотря на все перипетии, воплощение проекта в жизнь всё же неизбежно...

Долгий путь к реализации стратегического проекта

Идея строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом зародилась ещё в 1960-х. С 1969 по 1974 гг. советские научно-исследовательские институты активно изучали возможности увеличения скорости движения поездов на железных дорогах. Но только в 1988 году была утверждена государственная научно-техническая программа «Высокоскоростной экологически чистый транспорт», которая как раз и предусматривала создание высокоскоростной магистрали. Это и был прототип реализуемого сейчас проекта, но, конечно, с техническими ограничениями того времени.

И хотя в 1991 году был подписан указ президента РСФСР о строительстве ВСМ Санкт-Петербург-Москва, его реализация ввиду распада союза и последующего разворовывания советского наследия столкнулась с финансовыми и техническими трудностями. Из всех работ тогда было выполнено только возведение котлована близ Московского вокзала в Петербурге (сейчас там стоит торговый центр «Галерея»).

О проекте снова заговорили в 2004-м. В 2006-м — даже создали компанию ОАО «Скоростные магистрали». 17 декабря 2009-го в первый рейс отправился «Сапсан». Появилась самая скоростная на тот момент возможность перемещения по земле из Питера в Москву всего за 3 ч 45 минут.

В 13-м году ВСМ вновь решено было начать строить, чтобы открыть её к 2018 году — к Чемпионату по футболу. Был даже готов подробный проект, она должна была пройти почти параллельно существующей трассе. Но строительство вновь отложили на неопределённый срок.

После длительного затишья, в 2019 году, о трассе вновь вспомнили. Говорили, начинали даже строить что-то в Москве, но проект в таком виде, в каком он ожидается окончательно — представили буквально несколько месяцев назад.

ЭВС «Сапсан»: фото из интернета
ЭВС «Сапсан»: фото из интернета

Запустить высокоскоростную магистраль обещают в 2028 году.

Больше новостей в нашем телеграм-канале📩

В работе

Итак, строительство магистрали возобновилось, и уже достигнуты значительные результаты: на сегодняшний день выполнено около 20% всех работ.

Для многих уже стал обыденностью «Сапсан», который доставляет пассажиров со средней скоростью 200 км/ч. Новая же магистраль, протяжённостью 680 км, должна улучшить показатели вдвое: скорость до 400 км/ч и примерное время в пути чуть более двух часов. Даже по мировым меркам звучит достаточно футуристично, ведь до сих пор многие москвичи на дачу едут дольше.

Изображение взято с сайта «Деловой Петербург»
Изображение взято с сайта «Деловой Петербург»

Сейчас стоимость проекта оценивается в 2 триллиона рублей. Финансирование планируется осуществлять за счёт средств федерального бюджета, а также частных инвестиций. Регионы, задействованные в проекте, тоже внесут свой вклад на 221 млрд рублей. Сумма распределится следующим образом:

  • Москва — ₽150 млрд;
  • Санкт-Петербург — ₽30 млрд;
  • Московская область — ₽20 млрд;
  • Ленинградская область — ₽10 млрд;
  • Новгородская область — ₽6 млрд;
  • Тверская область — ₽5 млрд.

Концессионером (то есть тем, кто инвестируя в проект, получает впоследствии возможность управлять им определённый срок, получая прибыль) выступит ООО «ВСМ Две столицы», а со стороны государства партнёрами станут ПАО «Сбербанк», ОАО «РЖД» и правительства субъектов РФ, через которые пройдёт высокоскоростная линия.

И вдобавок в следующем году из Фонда национального благосостояния будет выделен кредит в размере 300 млрд рублей по ставке не выше 1% годовых.

Фото из интернета
Фото из интернета

Это ещё не всё: после запуска ВСМ на поддержку операционной деятельности перевозчика из федерального бюджета будет направлено ещё почти такая же сумма. Президент, кстати, вообще поручил обнулить налог на добавленную стоимость на работы и услуги по проектированию и строительству объектов ВСМ, а также на сами перевозки по магистрали.

Ради чего?

Эксперты в один голос уверяют, что строительство ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» принесёт ряд преимуществ, как для пассажиров, так и для экономики страны в целом. И далее следует набор трюизмов, которые очевидны любому здравомыслящему человеку. Но все-таки повторим их для целостности картины:

  • сокращение времени в пути;
  • развитие транспортной инфраструктуры;
  • новые рабочие места;
  • развитие участвующих регионов и более высокая мобильность их населения;
  • перспектива снижения затрат на перевозку грузов и пассажиров.

Справедливости ради, должны отметить, что есть ряд проблем, связанных с проложением магистрали в жилых районах: местные по понятным причинам выходят на митинги против строительства. Но мы-то знаем, что протесты вряд ли сильно повлияют на ход работ...

Примерно так будут выглядеть высокоскоростные поезда на ВСМ. Фото: РЖД
Примерно так будут выглядеть высокоскоростные поезда на ВСМ. Фото: РЖД

Что потом?

Высокоскоростная железнодорожная магистраль, соединяющая Москву и Санкт-Петербург, не будет единственной в России. Глава Российских железных дорог сообщил, что в течение следующих 19 лет, до 2043 года, планируется ввести в эксплуатацию большинство запланированных ВСМ.

А прошлым летом президент России выразил возможность рассмотрения вопроса о строительстве ВСМ, которая будет соединять Москву и Адлер. Это позволит сократить время в пути из столицы до черноморского курорта до десяти часов. Также в разработке проект строительства высокоскоростной линии до Казани, которая имеет перспективу продления до Екатеринбурга.

Наконец, рассматривается возможность запуска поездов нового поколения между Москвой и Минском.

Кстати

В Китае вот-вот приступят к строительству нового типа железной дороги, которая позволит поездам достигать скорости до 2 000 километров в час. Создатели поезда T-Flight лишь недавно установили новый мировой рекорд скорости: 623 км в час на трассе в 2 км.

Левитирующий поезд «Маглев» (Китай)
Левитирующий поезд «Маглев» (Китай)

И вот они уже заявляют о планах завершить строительство скоростного жд-туннеля из Пекина в Ухань до конца десятилетия, где маглев-поезда будут курсировать с минимальной скоростью в 1000 километров в час! Подобный проект, кстати, 10 лет разрабатывался под руководством Илона Маска, он закрылся в конце декабря.

В основе технологии лежит специально разработанный путь, оснащённый мощными магнитами (маглев = магнитная левитация). Они генерируют магнитное поле, которое толкает поезд вверх, позволяя ему устойчиво левитировать над рельсами, что почти исключает трение между поездом и рельсами, тем самым значительно снижая сопротивление. Кроме того, приведённый в движение поезд на высокой скорости движется по туннелю, который частично или полностью лишён воздуха, чтобы свести к минимуму аэродинамическое сопротивление.

К строительству жд-туннеля из Пекина в Ухань длиной около 1200 км планируется приступить в конце 2026 года. Закончим вместе?