В 2024 году мы отмечаем 225-летие великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
В собрании Томского областного художественного музея хранится небольшая коллекция живописных, графических и скульптурных работ, связанных с этим событием – это портреты поэта и иллюстрации к его произведениям. Существует еще комплекс других экспонатов, представляющих пушкинскую эпоху в её разнообразии. В 1999 году весь этот комплекс был представлен в большом проекте – литературно-художественная выставка «ЭХО ПУЩКИНСКОЙ ЭПОХИ В СИБИРСКИХ АФИНАХ», посвященная 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина, которая экспонировалась в Томском областном художественном музее с 23 апреля по 20 июня 1999 года.
Идея и концепция проекта принадлежит научно-исследовательскому отделу ТОХМ, который пригласил для участия в проекте Научную библиотеку ТГУ, Томский областной краеведческий музей, музей археологии и этнографии ТГУ и частных коллекционеров В.В. Лобанова, А.Э Куликова, Ю.И. Ожередова. На выставке впервые в едином комплексе были представлены раритетные памятники культуры и искусства пушкинского времени из собраний и хранилищ Томска. Научным руководителем проекта был А.С. Янушкевич, ведущий представитель томской литературоведческой школы, доктор филологических наук, профессор ТГУ. Координация деятельности рабочих групп осуществлена Г.И. Колосовой (НБ ТГУ) и Т.Н. Микуцкой (ТОХМ), техническое решение оборудования – Л.Г. Винтизенко.
Особенностью проекта стали хранящиеся в Томске личные библиотеки В.А. Жуковского – учителя и друга поэта, А.В. Никитенко – его собеседника и цензора, книжные собрания родственников Пушкина – Строгановых, библиотека князей Голицыных, реконструированная библиотека декабриста Г.С. Батенькова, долгие годы жившего в Томске. Рукописные собрания этих библиотек, дарственные надписи и автографы, прижизненные издания сочинений мастера, переводы его произведений являются духовной летописью пушкинской эпохи.
Был подготовлен и издан каталог выставки:
Эхо пушкинской эпохи в Сибирских Афинах: каталог литературно-художественной выставки, посвященной 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Книги, рукописи, изобразительные материалы, предметы материальной культуры / авт. ступ. ст. А.С. Янушкевич, Г.И. Колосова, авт.-сост. Г.С. Гурьева, Г.И. Колосова, Т.Н. Микуцкая, В.А. Муравская, Л.В. Никитина, И.П. Тюрина, Ю.И. Ожередов. Томск, издательство ТГУ, 1999. – 144 с.: ил.
Хотелось бы вспомнить эту уникальную выставку, которую мы создавали и популяризировали два месяца, т.к. интерес у томичей был большой, и сотрудники музея водили в день по 10-15 экскурсий.
Итак, первый зал – «Пушкинский»
Украшением и эмоциональным центром экспозиции выставки являлся воссозданный «ученый кабинет» первой половины XIX века: на книжных полках были размещены книги, аналогичные тем, что имелись в библиотеке А.С. Пушкина на его последней квартире на Мойке, 12 в Санкт-Петербурге. Каминные английские часы, представленные в кабинете, остановлены в час смерти поэта. В зале экспонировался литографированный портрет А.С. Пушкина, выполненный с натуры художником Густавом Гиппиусом в 1927–1928 гг. Подлинные книжные и художественные экспонаты раскрывали творческий путь поэта, позволяя приблизится к атмосфере пушкинской эпохи – это живописные и графические портреты знакомых и друзей поэта, выполненные его современниками художниками Г. Гиппиусом и С. Тончи, пейзажи С. Галактионова, А. Брюллова, А. Ухтомского, А. Иванова, А. Дюрана. В витринах экспонировались издания произведений Пушкина: сборники, журналы, альманахи. Многие из них принадлежали друзьям и современникам поэта: В.А. Жуковскому, Г.А. Строганову, А.В. Никитенко, С.М. Голицыну и др. Среди них «Полтава» (1829), первое издание романа «Евгений Онегин» (1833), «История Пугачёвского бунта» (1834), «Поэмы и повести» (1835), знаменитые альманахи «Полярная звезда» (1823–1925), «Северные цветы» (1827–1932) и др., полный комплект журнала «Современник» (1836), сохранившийся в библиотеке графа Г.А. Строгонова, двоюродного дяди Н.Н. Пушкиной и одного из опекунов семьи поэта после его кончины.
Второй зал – «Пушкинская эпоха»
Экспозиция зала была посвящена основным вехам в истории России в период жизни поэта и правления Александра I: Отечественной войне 1812 г. и восстанию декабристов. В зале был представлен портрет императора Александра I, выполненный гравером Франческо Вендрамини в 1813 г., а также экспонаты, которые были связаны с этими событиями. Живописные, графические и скульптурные портреты исторических героев: князей-полководцев Дмитрия Донского и Александра Невского, канонизированными русской церковью. В портретной галерее «романтические искания первой половины XIX века напоены гуманистическими идеалами русского дворянства пушкинской эпохи, патриотическими настроениями победителей Отечественной войны с Наполеоном». В ряду полководцев, составивших славу российского оружия, была представлена бронзовая скульптура главнокомандующего русской армии светлейшего князя М.И. Кутузова на коне, московского скульптора Н.П. Лаврова (1960). В портретную галерею героев Отечественной войны вошли: акварельный портрет флигель-адъютанта В.Ф. Адлерберга, литографированные портреты декабристов, участников войны 1812 г., созданные известным графиком А.М. Муравьевым: Н.М. Муравьева, С.Г. Волконского и др., из серии «Герои декабря 1825 г.», которые были дополнены материалами и документами этого времени: книги и «План благоустройства Томска» (1818) из библиотеки декабриста Г.С. Батенькова, приговор Верховного уголовного суда, запрещенные произведения К.Ф. Рылеева, а также подлинное оружие 1812 г., наградные тарелки, памятные жетоны, платок к 100-летию Отечественной войны.
Третий зал – «Герои пушкинских сюжетов»
Экспозиция зала давала возможность познакомится с современниками пушкинского времени, многие из которых ассоциируются с героями его произведений. Акцентом зала стали портреты. Это изысканное изображение О.А. Щербатовой (1840) в бальном платье, правнучки Н.П. Голицыной – прототипа графини в «Пиковой даме», созданный известным французским живописцем Ж.-Д. Куром. Также произведения В.А. Тропинина и О.А. Кипренского – портретистов, которые в 1827 г. создали два самых известных портрета А.С. Пушкина. Графические портреты, гравированные Л. Летронном и Ф. Вендрамини, В. Лангрером и Н. Шевалье и др., изображающие Багратиона, Каподистриа, Дельвига, великих княгинь Александры Николаевны и Марии Николаевны, изображения императоров от Петра I до Николая I. Зал дополнен витринами с предметами быта того времени – альбомом провинциальной барышни начала 1820-х гг., шкатулкой для хранения ювелирных изделий, лорнетом, кружевами, часами, почтовыми путеводителями, дорожными грамотами, создающими единое пространство жизни пушкинской эпохи.
Четвертый зал – «Пушкин и его время в произведениях живописи и графики»
В зале представлены портреты Пушкина, пейзажи мест в России, связанных с его именем, иллюстрации к прозе и поэзии поэта художников XX века, цикл экслибрисов «Пушкиниана» В.А. Марьина, коллекция бронзовых медалей и памятных монет. Центром экспозиции стал живописный портрет Пушкина, созданный московским монументалистом Б.А. Тальбергом (1980), авторский вариант которого находится в Московском государственном музее А.С. Пушкина. Портрет поэта в его трактовке трагически эмоционален: драматичность образа формируют живописно-активное решение композиции и дерзкая, динамичная манера письма. Этот портрет стал импульсом к формированию идеи и концепции проекта. В экспозиции также представлены известные графические портреты поэта: виртуозная ксилография В.А. Фаворского «Пушкин-лицеист» (1935), листы граверов Л. Ортеги (1977), И.Н. Фомина (1978).
«На рубеже XX–XXI веков, в год 200-летнего юбилея поэта произошла замечательная встреча раритетов и знаков пушкинской эпохи и Сибирских Афин. И сам Пушкин зримо и осязаемо пришёл в Томск, потому что здесь его давно ждали книги его друзей, его собственные прижизненные издания, портреты его современников и изображения знакомых мест. Его ждали подвижники и энтузиасты, сотворившие выставку…», - сообщал А.С. Янушкевич во вступительной статье к выставке, которая экспонировалась в залах Томского художественного музея 25 лет назад.
Материал подготовила Т.Н. Микуцкая.
2024.