Нет ничего ужаснее, чем попасть в Средневековье. Особенно в средневековую Европу. Ведь каждый мало-мальски грамотный человек знает, насколько тогда все было плохо. Вездесущая грязь и антисанитария, ужасная еда и феодалы, из которых каждый второй, не считая каждого первого, был тем еще самодуром и угнетателем. Принцессы опять же толстые и некрасивые.
Наш современник, немедленно погиб бы там от непосильной работы, вшей, лечения навозом или в петле, как подозрительный тип, зачем-то пришедший в чужие земли. Или нет? Или правы те, кто говорит, что к жизни в те далекие времена, наш с тобой современник вполне мог бы и приспособиться? Что нет ничего ужасного в этих самых средних веках. Особенно для человека, который не привык к огням большого города, а наоборот, родился и живет в небольшой деревеньке на окраине современной цивилизации.
И как ты уже догадался дорогой читатель, сегодня мы продолжаем и заканчиваем рассматривать причины, от которых потенциальный путешественник в прошлое загнулся бы во времена средневековой Европы. Ну или не загнулся. Предыдущая часть тут, а сейчас мы переходим к событиям, что были бы всерьез опасны для попаданца в самую занимательную, но не самую безопасную эпоху истории человечества.
И первое, о чем сегодня необходимо поговорить - это, конечно, смерть на войне. Ведь все мы понимаем, что большие и малые войны велись в средневековой Европе непрерывно. Десятки и сотни людей гибли в схватках, стычках и сражениях. И совершенно точно, эта судьба не минула бы и нашего сегодняшнего героя.
Ну что тут сказать, хотя утверждение это и имеет под собой определенные основания, важно понимать, что для путешественника во времени, шансы умереть в бою были бы не очень велики. Просто потому, что для того, чтобы до этого самого боя добраться, ему потребовалось бы очень постараться. Ну, по крайней мере, в течение большей части Средневековья.
Во времена "варварских королевств" и вообще раннего Средневековья почти любая европейская армия формировалась из аристократических дружин и фирдового, или в просторечии, племенного ополчения. И загвоздка в том, что каждый воин, будь он старым и матерым дружинником или простым керлом, был обязан, прибыв в армию, иметь свое собственное оружие. Да, чаще всего это были всего лишь копье со щитом, но даже это немудреное снаряжение стоило немало и не было доступно беднейшим общинникам, в ряды которых и попал бы наш соотечественник при определенном везении.
Поэтому шанс заполучить оружие, а значит, и попасть в первую линию какого-нибудь сражения, был бы для него не очень велик. И это не говоря о том, что для общинника любая война была большой удачей, шансом за один поход получить добычи больше, чем за пару лет тяжелого труда. По этой самой причине, очередь желающих потеснить в нестройных рядах фирда нашего героя была бы довольно велика. Одним словом, если бы наш герой не проявил желания и старания, то его шансы попасть на войну и там героически умереть во времена раннего Средневековья были бы не очень велики.
А вот в классическом Средневековье было бы все иначе. В феодальную пехоту перестали стремиться лучшие и самые мотивированные будущей победой и грабежом люди. Теперь это было ополчение, которое деревня обязана была выставить по приказу лорда. И вот туда, конечно, попасть было намного проще. А главное, никто бы и не спросил твоего мнения, хочешь ты этого или нет. Так что чужак, прижившийся в деревне, с огромной долей вероятности оказался бы в следующем таком наборе. Ну просто потому, что он ничей не родственник и его вообще не жалко. А дальше...
Стоять под стрелами лучников, держать постоянно разваливающийся строй и, конечно же, много, очень много работать на привалах и осадах лопатой, киркой и топором. Потому что дрова сами себя не нарубят, да и ров тоже по одному желанию не появиться. Были в таком существовании, конечно же, и плюсы. Можно посмотреть на храбрых рыцарей, скачущих в атаку, а может быть даже и короля увидеть. Но, конечно, и минусы тоже были. Рыцари эти вполне могли атаковать тебя, а единственной твоей защитой был бы, скорее всего, большой деревянный щит, проклеенный толстой кожей. И да, никакой доли в добыче феодальной пехоте не полагалось. Не старые века, поди.
В позднем Средневековье все бы снова изменилось. Профессиональная, хорошо вооруженная пехота, чаще всего наемная, набранная из простолюдинов и военных корпораций, к тому времени основательно потеснила рыцарскую кавалерию на поле боя, став серьезной силой в сражении. Старая феодальная пехота, набранная из крестьян, все еще встречалась, но была уже в сокрушительном меньшинстве. Поэтому, как и в Средневековье раннем, для того, чтобы попасть на войну, нашему герою пришлось бы как минимум захотеть это сделать. Найти вербовщика, подписать контракт, получить какое-никакое жалование. В общем, если говорить об "Осени Средневековья", то для того, чтобы иметь шанс умереть в бою, нашему попаданцу пришлось бы приложить определенные усилия. Ну, или не приложить и не умереть. Тут, конечно, кому что больше нравится.
Подытоживая. Шанс умереть на средневековой войне - ниже среднего, если это не классическое Средневековье. Если же судьба занесла вас в "эпоху рыцарей", то шанс увеличивается до "выше среднего".
Но черт с ней, с войной. Ведь есть же и другие способы отправиться на встречу с Апостолом Петром. Например, встретив на своем пути тех, кого встречать совершенно бы не хотелось. Разбойники, бродившие по Средневековым дорогам, с целью перераспределения богатств в свою пользу, были для обычного намного опаснее какой-нибудь армии под командованием графа, герцога или короля. И вот они бы наверняка с легкостью убили бы беднягу попаданца, подкараулив его в лесу за углом. Ведь так же?
Да, именно так. Шанс быть ограбленным и убитым в дороге, на плохо освещенной городской улице или просто в своем доме был довольно велик во все эпохи Средневековья - от времен "варварских королей" до самого его завершения. И хотя некоторой защитой для нашего героя стало бы то, что он вряд ли бы поднялся в своем статусе выше городской или сельской бедноты, но во все времена были люди, готовые убить буквально за пару монет, или сапоги чуть лучше тех, что одеты на нем.
Особенно опасны для нашего современника были бы грабители в начале его пути, пока ярко выкрашенная одежда из XX века была все еще нова, а ее владелец не разобрался, как отличить местного жителя от случайного путника и их обоих от злого разбойника. Со временем, влившись тем или иным образом в местный социум, чужак перестал бы быть такой легкой добычей для разбойников, как в начале своего пути. Однако, натурализовавшегося пришельца из будущего ждали бы и другие опасности.
Викинги, крупные банды, крестьянские армии позднего Средневековья, ландскнехты и даже армии под командованием самых что ни на есть благороднейших аристократов. Все эти прекрасные люди отлично совмещали свою основную работу и грабеж всех, до кого могли дотянуться. И жаловаться на них, конечно, можно было, но до этого сначала нужно было дожить. Впрочем, такие увлекательные события происходили в жизни обычного человека на протяжении всего Средневековья не то чтобы очень часто.
Подытоживая. Шанс умереть от рук разбойника, мародера или дезертира, на протяжении всего Средневековья – заметно выше среднего.
А еще в средние века случалась чума. Ну, не то чтобы только чума, с остальными болезнями тогда тоже все было, нужно сказать, неплохо. Но именно чума стала визитной карточкой Средневековья, иногда буквально выкашивая населения Европы. Вообще, от болезней всех видов люди умирали, случалось даже больше, чем от любимого своего развлечения - войны. И наш современник точно бы загнулся от очередной эпидемии, или даже от просто случайной инфекции, подцепив ее, например, в общественном колодце. Или все же нет?
А вот это вопрос крайне непростой. Если говорить о смерти в результате болезней, то во все времена Средневековья всё было бы сильно по-разному. Несмотря на совершенно железобетонную уверенность, что никакой толковой медицины в средние века не было. Это не так. Даже в раннем Средневековье она была и худо-бедно справлялась с большей частью тогдашних болезней. Ну, исключая, конечно, те, для которых требовалось хирургическое вмешательство.
С другой стороны, это, конечно, была медицина "для здоровых". Люди с врожденными патологиями в те непростые времена обычно просто не жили столько, чтобы достаточно долго пользоваться ее услугами. А вот тем, кто не умер при рождении и в детстве, она неплохо помогала. Кожные, желудочные и прочие физиологические проблемы, в общем то, лечились уже тогда. Как и простуда, лихорадка и другие подобные вещи, которых всегда было немало. Впрочем, от полостных ранений, хронических болезней и случавшихся время от времени эпидемий такая медицина, конечно, помогала мало.
И тут, как и с разбойниками, снова бессмысленно рассматривать шансы путешественника во времени с привязкой к разным эпохам. Просто потому, что способы лечения от большинства инфекционных болезней, что давали хоть сколько-нибудь серьезный положительный эффект , были найдены только в XIX веке. Вакцина от чумы и оспы, абдоминальная хирургия и многое другое появилось, в общем-то, совсем недавно и здорово уменьшило смертность в этом мире.
Нет, не нужно думать, что медицина в Средневековье не развивалась. Конечно же, она, как и все остальные науки, шла вперед семимильными шагами. Вот только все эти медицинские новации, во все времена были доступны исключительно аристократии, причем даже не всей. Нашего же героя, от мелких неприятностей вроде потертостей, расстройства желудка и кровавых мозолей отлично лечила бы народная фармацевтика, которая в эти ваши средние века была отлично развита. А от серьезных проблем - только собственный иммунитет и милость Господня.
Подытоживая. Шанс умереть от болезней в Средневековье, если нет эпидемии или войны - выше среднего. Если мир в очередной раз накрыла чума - очень высокий.
Но даже Черная Смерть не способна убить попаданца в Средневековье с такой же надежностью, как банальная неподготовленность его к данному знаменательному событию. Говоря о средневековой Европе, большинство людей зачастую просто не понимает, насколько она отличалась от привычного ему современного мира. В голове нашего современника рисуются замки, деревни и прочие атрибуты средневековой жизни, и это, в общем, верно. Но.... Вот только составляло все это меньшую часть тогдашнего мира. А вот большую его часть занимала дикая природа.
Едва ли не до XV века Европа оставалась чрезвычайно залешеной территорией. И между всеми этими вашими замками, городами и деревеньками простирались дни и недели пути по вполне себе диким лесам, где волки встречались чаще людей, А до ближайшей дороги, которую наш современник счел бы скорее за лесную тропу, можно было вполне себе и не дойти.
И хуже всего, конечно, с этим было бы во времена раннего Средневековья. Во времена "варварских королевств" при минимальном невезении будущий покоритель мира, даже имея с собой ноутбук, пулемет и Большую Советскую Энциклопедию, с хорошей вероятностью даже не дожил бы до встречи с людьми. И дело тут даже не в волках, хотя и в них тоже. Суровый климат делал любые путешествия, особенно без нормального снаряжения, вещью крайне рискованной. Пара, пускай даже и летних, ночей у костра, когда земля, на которой ты сидишь, не прогревается выше плюс пяти, даже в современных реалиях чревата целым букетом болезней, которых придется лечить современными средствами медицины. Неделя же, проведенная в лесу в таких условиях, убьет неподготовленного человека так же надежно, как и топор палача. А если человек окажется подготовленным, то его добьют гнус, жажда, отравление незнакомыми грибами, отсутствие привычных лекарств, дизентерия и те же самые волки.
К началу классического Средневековья эта неприятная ситуация в общем то не изменилась. Конечно, города разрослись, и цивилизация снова начала стремительно наступать на дикую природу, но результаты по-прежнему были такие себе. Даже самые богатые и многолюдные земли, вроде благословенной Аквитании были в нашем понимании заселены не то чтобы очень сильно. Несколько дней пути между деревнями были нормой, а для того, чтобы попасть в ближайший город, случалось, приходилось потратить неделю. Конечно же, шанс наткнуться на цивилизацию в XIII веке был заметно выше, чем во времена викингов или Карла Великого, но все еще не очень велик. И поэтому человек без специальной туристической подготовки, не способный за пару-тройку дней пройти по лесу сотню километров, выжил бы только случайно. Наткнувшись, например, на торговый тракт или другую оживленную дорогу. Каков шанс этого события, можно прикинуть самостоятельно, вспомнив, что площадь Европы так-то больше десяти миллионов километров квадратных.
Впрочем, шанс умереть еще до того, как успеешь добраться до местной цивилизации, чем дальше, тем становился меньше. Уже в конце XIV века количество жителей в Европе перевалило за 100 миллионов и продолжало увеличиваться. Города росли, дороги становились больше и встречались чаще. А значит, шанс у нашего сегодняшнего героя добраться до цивилизации, не умерев по дороге, превращался из микроскопического до вполне себе реального. Оставалось только выбраться из леса, который совершенно точно к тому времени уже принадлежал какому-то аристократу. А дальше все просто. Не умереть по дороге, найти еду и воду, объясниться с местными, заплатить подорожный налог, найти на это деньги, избежать подозрений в разбое и, в конце концов, добраться до того места, где пройдет твоя дальнейшая жизнь. Как видишь, мой друг, ничего сложного. Особенно, если сравнивать с "эпохой викингов", например.
Подытоживая. Шанс умереть от невзгод дивного старого мира до того, как, собственно, этот самый мир увидишь, очень высокий. Если говорить о позднем Средневековье - просто высокий.
Впрочем, самое страшное, что грозит нашему современнику, попавшему в средневековую Европу, - это не волки, разбойники или эпидемия Черной Смерти. Все это, конечно, станет крайне неприятными эпизодами его новой жизни. Но только в том случае, если произойдет. Можно спокойно прожить всю свою жизнь во времена, когда Юстинианова чума убивала миллионы людей в Европе, и не узнать о ней ничего. Ну просто потому, что в твою крошечную деревню в горах Ирландии так и не добрался ни один зараженный. Или так и не встретить ни одного разбойника, живя на юге Аквитании. Ни разу не сломать себе ногу, а на войну просто никогда не попасть. Можно даже пропустить эпоху викингов, потому что твоя прихотливая судьба занесла тебя в земли Византии. Но есть один враг, который убьет тебя со стопроцентной вероятностью. Голод.
Именно от голода и его последствий умирало большинство жителей Средневековья. Только эпидемии чумы в моменте убивали больше. Но если смотреть в долгой перспективе, голод всегда был впереди. Впрочем, эти два чемпиона отлично дополняли друг друга. Ослабевший от голода человек не мог сопротивляться болезни, а тех, кому повезло выжить, как правило, не хватало для того, чтобы снова наладить нормальное хозяйство.
Необходимо понимать, что, говоря о голоде, мы не имеем в виду чувство легкого голода, появляющееся к вечеру, если ты не позавтракал и весь день, например, махал киркой в забое. Голод в средние века - это немного про другое. На протяжении всего Средневековья с похвальной периодичностью случались неурожаи. Каждые два-три года земля родила настолько плохо, что уже к весне, а если не повезет, то и к середине зимы зерно заканчивалась. И для большей части населения начиналась увлекательная лотерея. Кому удастся дожить до первой зелени, которую можно будет сожрать и таким образом протянуть до следующего урожая.
Везло, нужно сказать, сильно не всем, хотя в пищу шло, казалось, вообще все - от улиток до желудей и дубовой коры. А еще случалось, что за первым неурожайным годом шел второй. А за ним третий. И тогда в землях, которым так "повезло", население начинало сокращаться. Кто-то умирал, кто-то бежал в надежде на лучшую жизнь и чаще всего тоже умирал по дороге. И вот к такому наш современник совершенно точно готов не будет.
Мы, живущие в "золотом веке" слишком привыкли к хорошей жизни. Мы выросли, став выше любого нашего предка. И это было не сложно, в мире где проблем с питанием нет никаких, а понятие голода превратилось в легкий дискомфорт, что наступает к обеду, если ты утром проспал и не успел позавтракать. Всю свою жизнь просуществовавший в таких условиях организм, попав в условия острого дефицита питания, предаст нашего с вами современника почти сразу. Обычный, по современным меркам путешественник во времени, даже на обычном и привычном для Средневековья рационе будет ощущать постоянный голод. Ну просто потому, что он будет на полголовы выше и заметно больше типичного жителя того времени. Что же с ним случится во время ближайшего неурожая, мы можем только гадать. Впрочем, нет, мы совершенно точно знаем, что с ним случится.
Подытоживая. Шанс умереть от голода - максимальный.
Ну вот мы и закончили говорить про беднягу попаданца и про все возможные и невозможные виды его преждевременной кончины, случись ему попасть в прекрасное, героическое, а местами и романтическое время, что сейчас называют Средневековьем. Следующая история про этих прекрасных людей, что готовы менять ужасное и темное прошлое во имя прекрасного светлого будущего, случится на канале нескоро, потому что, если честно, они уже надоели. Следующий материал появится уже через пару дней, и поговорим мы о. Впрочем, давайте не будем забегать вперед и дождемся четверга.