Какой опыт дали годы реализации в Арктике нацпроектов в таких сферах как жилье и городская среда, наука и университеты, здравоохранение, цифровая экономика и других
Елена Федорова, заместитель министра — начальник управления проектной и программной деятельности Министерства экономического развития, промышленности и науки Архангельской области, поясняет, какие проблемы были выявлены в Арктической зоне при реализации национальных проектов, и как можно с ними справиться.
«За период реализации национальных проектов с 2018 года по сегодняшний день выявлен ряд системных проблем, которые находят отражение, в том числе, в недостигаемых год от года их показателях. Такие проблемы влияют на реализацию национальных проектов по всей стране, а в регионах Арктической зоны только усугубляются ввиду климатических и территориальных особенностей.
Жилье и городская среда — вопросы арктического строительства
Рассмотрим проблему короткого строительного цикла и отсутствия строительных материалов, отвечающих климатическим условиям использования. В Архангельской области строительный цикл начинается в мае и заканчивается в октябре, в крайнем случае в ноябре, если повезет с погодой. В связи с этим за период реализации национальных проектов система администрирования мероприятий по строительству претерпела существенные изменения. Это заметно и по сокращению количества бюрократических процедур на федеральном и региональном уровнях, и по выстраиванию логики процессов. Именно благодаря реализации национальных проектов особенный акцент стали делать на раннем заключении контрактов (до конца года, предшествующего непосредственно строительству); выстраивании графиков поставки строительных материалов и выполнения работ в зависимости от строительного цикла. Данная работа начата Правительством РФ под руководством М.Ш. Хуснуллина и будет продолжена в реализации новых национальных проектов.
Отдельную роль сыграла возможность заключения контрактов с единственным поставщиком. Данная антисанкционная мера позволяла быстро реагировать на отклонения в выполнении работ подрядными организациями. С 1 января 2024 года такая возможность была приостановлена, но период ее действия показал, что нужен дополнительный механизм для возможного воздействия на недобросовестных подрядчиков.
В части строительных материалов, отвечающих климатическим условиям, также период реализации национальных проектов показал, что требуются новые разработки в данном направлении. Например, Архангельская область является четвертым регионом по показателю объемов ветхого аварийного жилья, требующего расселения. В связи с этим наиболее фондоемкими мероприятиями национальных проектов как раз является строительство многоквартирных жилых домов (за период с 2018 года было построено 80 МКД). Требуются новые разработки в данном направлении как в отношении основных строительных материалов (бетон, ж/б конструкции), так и в отношении отделочных материалов (в первую очередь фасады).
Наука и университеты — разработки по направлению «технет» и новые образовательные программы
В Архангельске начата реализация проекта по строительству кампуса мирового уровня под названием «Арктическая звезда» по поручению президента (также является мероприятием национального проекта «Наука и университеты»). Каждый кампус имеет свою специализацию по научным исследованиям и разработкам, которые планируется проводить на тех лабораториях, которые будут созданы на кампусе. В «Арктической звезде» как раз одним из приоритетных направлений были выбраны проблемы строительства в Арктической зоне России. Планируется создание научно-исследовательского центра по проблемам строительства в АЗРФ, в рамках которого планируются научные разработки технологий получения и обработки функциональных наноматериалов исследования в сфере строительства в высоких широтах; исследования по направлению «технет» (3D и BIM моделирование). Помимо научных разработок будут формироваться и соответствующие образовательные программы (в том числе с участием индустриальных партнеров) для подготовки квалифицированных кадров, уже адаптированные под те изменения, которые будут происходить в отрасли.
Здравоохранение — дефицит кадров и технологизация медицинской помощи
Следующим вопросом я бы хотела обозначить проблему дефицита кадров. Одной из головных болей большинства руководителей регионов является дефицит кадров в системе здравоохранения. По подсчетам министерства здравоохранения РФЮ, для закрытия потребности в кадрах требуется, чтобы ежегодно 30% всех выпускников всей системы образования получали дипломы именно в отрасли здравоохранения. Мы понимаем, что такое невозможно. То есть по действующим правилам насытить систему здравоохранения кадрами не получится. В связи с этим назрела насущная необходимость корректировки именно самой системы. Поэтому в новых национальных проектах в части здравоохранения требуется особенные акценты сделать на развитии единого цифрового контура системы здравоохранения, на развитии телемедицины, робототехники и беспилотников в сфере здравоохранения. Иными словами, сделать все необходимое для замены требуемого человеческого ресурса на новые технологии.
Разумеется, проблема дефицита кадров имеется не только в здравоохранении. Необходимость корректировки именно систем назрела и в других отраслях, просто именно в здравоохранении она ощущается наиболее остро. При этом мы понимаем, что изменения в технологическом плане происходят постоянно. Объем средств, направляемый на научные исследования и разработки, неизбежно приведет к ускорению технологического прогресса. Как следствие, технологический прогресс приведет к изменению систем управления и администрирования в отраслях. То есть сейчас необходимо начать менять эти системы, но сам процесс изменений будет непрерывным. И на первый план выйдет проблема адаптации специалистов к изменениям.
Для Арктической зоны вопросы дефицита кадров обостряются тем, что люди неохотно едут работать в суровые климатические условия. для привлечения кадров требуется существенная мотивация, в первую очередь, финансовая. И модернизация системы могла бы также помочь в этом направлении.
Безопасные качественные дороги, модернизация транспортной инфраструктуры — доступность транспорта и связи
Остра проблема связи (отсутствие каналов широкополосной связи) и транспортной доступности (отсутствие дорог или иных транспортных путей) отдельных населенных пунктов. Транспортная доступность уже была упомянута выше — в части синхронизации графиков поставки стройматериалов к месту строительства, что особенно актуально, когда строительство происходит в местностях, куда грузы доставляются по водным путям сообщения. Синхронизация с графиками навигации также относится к одному из вопросов, которые пришлось решать в процессе реализации нацпроектов.
Строительство дорог не теряет свою актуальность во все времена. Также необходимо в новых национальных проектах сделать акцент на развитии водных маршрутов.
Проблема отсутствия широкополосных каналов связи встает в полный рост ввиду большого количества разрабатываемых информационных систем по всем отраслям и направлениям. Таким образом, во главе угла оказывается цифровая трансформация».