Найти тему
Разноцветные грани

Бельгийский художник Жорж Кройгарт: не только кардиналы

Оглавление

Порой художники, творчество которых казалось неплохо знакомым, весьма удивляют. Как, например, удивил натюрмортами Александр Дейнека. Или не так давно Георгий Нисский удивил лирично-романтичным натюрмортом с магнолией.
А на днях за рамки привычных шаблонов и схем заставил выйти
Жорж Кройгарт (Georges Croegaert, 1848-1923 гг) — бельгийско-французский художник, писавший в стиле академизма и известный своими ироничными портретами католических кардиналов и картинами, на которых изображены элегантные молодые женщины в роскошных интерьерах. Есть у него также серия женских портретов по пояс. Подробнее об этом расскажу чуть позже, а сейчас покажу репродукции двух работ Кройгарта, удививших меня своей нетипичностью для этого художника. Если бы я увидела эти работы без указания авторства, никогда бы не связала их с Жоржем Кройгартом.

Первая работа — пейзаж. Хмурый осенний день, и две дамы, чьи фигурки едва различимы, прогуливаются вдоль озера. Помимо нетипичного для Кройгарта сюжета удивили также вытянутость картины и её небольшие размеры — в высоту всего 6 см. Написать такую миниатюру весьма непросто, тут нужны аккуратность и точность.

Прогулка вдоль озера. 1888 г. Панель, масло. 6 x 32 см
Прогулка вдоль озера. 1888 г. Панель, масло. 6 x 32 см

А вторая работа — детский портрет. Маленькая красиво одетая девочка с букетом одуванчиков изображена на летней лесной полянке. Кройгарт нечасто писал детские портреты, особенно такие, где персонаж находится на природе. Но удивило меня не это, а "подружка" девочки. Не припоминаю других коз на картинах этого бельгийского художника.

Девочка со своей любимой козочкой.
Девочка со своей любимой козочкой.

Вот такие у меня неожиданные открытия. Ну, а сейчас немного расскажу о художнике и о его "типичных" работах.

Жорж Кройгарт родился в Антверпене. Там же обучался в Королевской Академии изящных искусств. В 1876 году переехал в Париж, где оставался до конца жизни. Сделал успешную карьеру, регулярно выставлялся в парижском Салоне в период с 1882 по 1914 год, а также на международной выставке в Вене в 1888 году. Его картины получили признание критиков и были востребованы у английскких и американских коллекционеров.

Изображения кардиналов

Кройгарт известен как автор серии антиклерикальных картин, на которых
с юмором и очень реалистично изображены вымышленные кардиналы в красных мантиях. Написание иронических портретов кардиналов было популярно в то время.

Яркие привлекательные работы Жоржа Кройгарта не являются политическими или полемическими, но приглашают зрителя заглянуть за священные стены церкви.

Личная индульгенция
Личная индульгенция

В этих картинах религиозные обязанности кардиналов как бы вторичны. Художник показывает повседневную жизнь служителей церкви, в которой они наслаждаются трапезой, занимаются садоводством и живописью, прогуливаются, играют в карты, музицируют. В общем, и кардиналам ничто человеческое не чуждо.

-4
-5
-6

Ещё несколько работ из этой серии представлены в галерее.
Листайте стрелкой.

В работах "кардинальской серии" Жорж Кройгарт продемонстрировал вершины живописной техники.

Жанровая живопись и женские портреты

Жанровые картины Кройгарта, как и выполненные им портреты, также написаны виртуозно и реалистично. Представлю здесь несколько работ.

За туалетом. 1891 г. Собрание Фрика. Нью Йорк
За туалетом. 1891 г. Собрание Фрика. Нью Йорк
Молодая женщина, читающая в японском интерьере.
Молодая женщина, читающая в японском интерьере.
Портрет рыжеволосой женщины
Портрет рыжеволосой женщины
Девушка в белом платье,
Девушка в белом платье,
В кафе де ла Пэ, Париж. 1883 г.
В кафе де ла Пэ, Париж. 1883 г.
Confidences, 1888 г. Художественный музей .г. Денвер, штат Колорадо, США
Confidences, 1888 г. Художественный музей .г. Денвер, штат Колорадо, США
-14
Выбор платья
Выбор платья
-16
-17
-18

И в заключение — натюрморт. Известно, что Жорж Кройгарт писал достаточно много натюрмортов. Особенно в начале карьеры. В основном, на заказ.
Но в сети натюрморты Кройгарта, к сожалению, практически не представлены. Видимо, причина в том, что большая их часть находится в частных коллекциях, а далеко не каждый владелец хочет афишировать то, что имеет.

Настурции. Доска, масло. 24 x 18.5 см. Частная коллекция
Настурции. Доска, масло. 24 x 18.5 см. Частная коллекция

Спасибо за чтение. Буду рада вашим лайкам и комментариям.

Рекомендую тем, кто любит творчество Вермеера, опубликованную на канале "Живопись. Фотография." интересную статью о том, как несколько современных художников попробовали воссоздать утраченную картину нидерландского живописца. На этом канале вы найдёте и другие интересные материалы.