Найти в Дзене

Нисский, Гончарова, Черчилль и другие: натюрморты с магнолией

Просматривала я недавно сайт музея изобразительных искусств города Комсомольска-на-Амуре и среди представленных там наиболее интересных экспонатов коллекции увидела репродукцию картины Георгия Нисского, замечательного художника, которого все мы знаем как самобытного мастера лаконичных и вместе с тем лиричных индустриальных пейзажей, мариниста, а также как одного из основоположников сурового стиля в советской живописи.
Но картина из Комсомольска-на-Амуре, о которой я раньше не знала, меня удивила. Потому что это был натюрморт. Жанр, нетипичный для Нисского.

Г. Нисский. Магнолия. 1932 г. Холст, масло. 66 x 72 см. Музей изобразительных искусств. г. Комсомольск-на-Амуре
Г. Нисский. Магнолия. 1932 г. Холст, масло. 66 x 72 см. Музей изобразительных искусств. г. Комсомольск-на-Амуре

Мы видим ветку цветущей магнолии, стоящей в вазе на фоне окна. А в окне — любимое Нисским море, маяк и плывущий корабль. Солнечный день, дует лёгкий ветерок, качая белую занавеску, она отклонилась влево, перекрыв часть голубого неба. Цветок магнолии почти сливается с занавеской, а зелёные листья выделяются, обращая на себя внимание, на общем бело-голубом фоне. Над морем видны чайки. Романтично-лёгкий, светлый и радостный натюрморт. Чудесная работа!

Посмотрев на прекрасный натюрморт Нисского, я задумалась, а кто ещё из художников писал натюрморты c магнолией. Навскидку вспомнила американского живописца Мартина Джонсона Хеда (Martin Johnson Heade, 1819-1904 гг.). Потому что мне недавно подарили набор открыток с репродукциями его работ, и магнолии я запомнила. А также птичек колибри, орхидеи и другие цветы, которые Мартин Джонсон любил изображать.

Мартин Джонсон Хед. Гигантские магнолии на синей бархатной ткани. Около 1890 г. Холст,    масло.   38.4 x 61.5 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
Мартин Джонсон Хед. Гигантские магнолии на синей бархатной ткани. Около 1890 г. Холст, масло. 38.4 x 61.5 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
Мартин Джонсон Хед. Магнолии на золотой ткани. Около 1890 г. Холст, масло. 37.6 x 61 см. Музей изящных искусств, Хьюстон, США
Мартин Джонсон Хед. Магнолии на золотой ткани. Около 1890 г. Холст, масло. 37.6 x 61 см. Музей изящных искусств, Хьюстон, США

Здесь магнолии реалистично-академичны словно музейные экспонаты. Работы замечательные, но думаю, разница с натюрмортом Нисского хорошо ощутима.
Наглядный пример, как по-разному можно изобразить одинаковые объекты.

Больше я не смогла вспомнить ни одной работы. Что ж, пришлось обратиться за помощью к Интернету. Представлю здесь наиболее интересные из выданных по моему запросу натюрмортов. Чтобы нагляднее продемонстрировать разницу в изображении сходных объектов.

Две работы Натальи Сергеевны Гончаровой (1881-1962 гг.), амазонки русского авангарда.

Н.С. Гончарова. Магнолия. 1920-е гг.  Холст, масло. 55x46 см. Третьяковская галерея, Москва
Н.С. Гончарова. Магнолия. 1920-е гг. Холст, масло. 55x46 см. Третьяковская галерея, Москва
Н.С. Гончарова. Натюрморт с магнолией и стаканом. Холст, масло.  67×56.5 см. Частная коллекция.
Н.С. Гончарова. Натюрморт с магнолией и стаканом. Холст, масло. 67×56.5 см. Частная коллекция.

И если две картины Мартина Джонсона Хеда очень похожи друг на друга, то работы Натальи Гончаровой совершенно разные и по манере исполнения, и по тому, что изображено. Если на картине из Третьяковки один розовый цветок, то частный владелец может любоваться целым созвездием белых цветов.

Михаил Павлович Крошечкин-Крошицкий (1894-1972) — советский живописец, педагог и музейный работник — изобразил натюрморт с розовой магнолией. Видимо, такие росли в Севастополе, городе, где он родился, жил и работал. Михаил Крошечкин-Крошицкий наиболее известен как директор Севастопольской картинной галереи, сумевший в годы Великой Отечественной войны сохранить все экспонаты галереи. В 1991 году его имя было присвоено Севастопольскому художественному музею (так сейчас называется бывшая картинная галерея).

М.П. Крошечкин-Крошицкий. Магнолия. Холст, масло.  45х61 см. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого
М.П. Крошечкин-Крошицкий. Магнолия. Холст, масло. 45х61 см. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого

Ещё три работы американских художников.

Ида Кроули (Ida Jolly Crawley, 1867-1946 гг.). Магнолия. 1916 г. Холст, масло. Коллекция Джонсона
Ида Кроули (Ida Jolly Crawley, 1867-1946 гг.). Магнолия. 1916 г. Холст, масло. Коллекция Джонсона
 Фредерик Чайльд Гассам (Frederick Childe Hassam, 1859-1935 гг.). Гигантская магнолия. 1904 г. Холст, масло. Дом-музей американского искусства Рейнольдсов. Уинстон-Сейлем, штат Северная Каролина, США
Фредерик Чайльд Гассам (Frederick Childe Hassam, 1859-1935 гг.). Гигантская магнолия. 1904 г. Холст, масло. Дом-музей американского искусства Рейнольдсов. Уинстон-Сейлем, штат Северная Каролина, США
Чарльз Уолтер Стетсон (Charles Walter Stetson, 1858-1911 гг.) Магнолия. 1895 г. Холст, масло.  61,5х51,4 см.. Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон, США
Чарльз Уолтер Стетсон (Charles Walter Stetson, 1858-1911 гг.) Магнолия. 1895 г. Холст, масло. 61,5х51,4 см.. Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон, США

И натюрморт, написанный французским художником Анри Матиссом в фовистском стиле.

Анри Матисс. Натюрморт с магнолией. 1941 г. Холст, масло. 56×73 см. Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж, Франция
Анри Матисс. Натюрморт с магнолией. 1941 г. Холст, масло. 56×73 см. Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж, Франция

А далее две работы британского художника-любителя, который тем не менее всем известен. Правда, как выдающийся политик. А также нобелевский лауреат по литературе.

Сэр Уинстон Леонард Спенсер Черчилль, премьер-министр Великобритании в периоды 1940—1945 и 1951—1955 гг., начал заниматься живописью в возрасте 40 лет.

"Я дожил до сорока лет, не взяв в руки кисти, ни разу не поработав карандашом, в полной уверенности, что живопись – это некоторый род магии; я изумлялся, глядя, как рисуют по асфальту уличные художники и вдруг, сам, сходу оказался в мире палитр и мольбертов, вполне проникся новым и интереснейшим занятием – рисованием – и совершенно не огорчён достигнутым результатом..."
Уинстон Черчилль

Живопись была для Черчилля способом отвлечься, "приятным времяпровождением", как политик признавался в своём эссе. При этом он был довольно плодовитым художником, написал в течение жизни около 500 картин.
И несколько лет назад работы Черчилля продавались на аукционе Christie's. Если вам интересно, можете прочесть мою
статью об этом. Ну, а здесь мы посмотрим, как Черчилль изобразил в натюрмортах магнолию.

Уинстон Черчилль. Магнолия. 1930-е гг. 68.5 x 51 см
Уинстон Черчилль. Магнолия. 1930-е гг. 68.5 x 51 см
Уинстон Черчилль. Магнолия и листья в серебряной кружке. 1930 г. Холст, масло. 50 x 40 см
Уинстон Черчилль. Магнолия и листья в серебряной кружке. 1930 г. Холст, масло. 50 x 40 см

В заключение — пять натюрмортов современных художников.

Татьяна Шуляк. Натюрморт с магнолией. 2002 г. Холст, масло. 57 x 90 см
Татьяна Шуляк. Натюрморт с магнолией. 2002 г. Холст, масло. 57 x 90 см
Елена Лютчер. Весенняя нега.  2019 г. Холст, масло. 20 x 40 см
Елена Лютчер. Весенняя нега. 2019 г. Холст, масло. 20 x 40 см
Николай Мишуков. Чаепитие с магнолией. 2023 г. Бумага, тушь, минеральные краски. 40 x 40 см
Николай Мишуков. Чаепитие с магнолией. 2023 г. Бумага, тушь, минеральные краски. 40 x 40 см
Сурен Хамальян. Натюрморт с магнолией. 1993 г.  Холст, масло. 53 x 42 см
Сурен Хамальян. Натюрморт с магнолией. 1993 г. Холст, масло. 53 x 42 см
Андрей Фомин
Андрей Фомин

Вот такие вот и похожие, и очень разные магнолии. Конечно, я показала лишь малую толику работ. Их написаны сотни.

На мой взгляд, все представленные работы хороши. Но всё же больше прочих мне нравится натюрморт Нисского. А вам? :)