Неудачи – неизбежная составляющая практически любого дела. К сожалению (или счастью) их влияние на нас двояко. Провалы могут мотивировать нас стараться лучше, а могут, напротив, убить всю мотивацию. Рассказываем, как управлять провалами так, чтобы извлечь максимальную пользу.
Представьте: у вас появилась цель (например, сменить работу на более высокооплачиваемую) и вы тут же начали действовать. Разместили резюме, откликнулись на несколько вакансий. Вам ответили и пригласили на собеседование. Всё прошло замечательно, рекрутёр поблагодарил вас за отклик и пообещал сообщить о решении позже. Но вот проходит день, второй.. на третий день вам приходит сообщение с вежливым отказом. Но вы не отчаиваетесь и продолжаете поиск. Ситуация повторяется раз, второй, третий.
Что вы будете делать после четвёртого отказа? Продолжите поиск с тем же рвением или измените стратегию действий? Снизите желаемую планку зарплаты или и вовсе останетесь на прежнем месте?
Механизм работы провалов
На самом деле провалы оказывают на нас двоякое влияние:
- С одной стороны, способствуют обучению: заставляют нас анализировать свои ошибки и искать способы их исправить. Например, если мы понимаем, что наших компетенций не хватает для достижения цели, мы повышаем свою квалификацию, развиваем навыки и т.д.
- С другой стороны, снижают мотивацию: мы задаёмся вопросом «А может это не моё? Может попытки бессмысленны?».
Оба эффекта воздействуют на нас одновременно. Наши действия зависят от того, какой эффект доминирует:
- Сначала большей силой обладает положительный эффект. Мы злимся, собираем волю в кулак и стремимся показать всему миру на что способны.
- После нескольких неудачных попыток перевес уходит в сторону негативного эффекта. Мы задумываемся: «А может всё зря? Может это мой потолок и нет смысла стараться понапрасну?».
У людей есть потолок, после которого они перегорают и прекращают попытки. Как только разочарование начинает доминировать, мотивация падает.
Такое воздействие сравнимо с понятием «предельной полезности» в экономической теории.
Предельная полезность – это польза каждой дополнительной единицы продукта.
Представьте, что вы купили 4 пирожка:
- Вы голодны и тянетесь за первой булкой: она поможет вам утолить голод, поэтому её полезность условно оценим в 5 единиц. Общая польза, полученная от съеденных пирожков – 5 единиц.
- Если вы почувствуете, что не наелись, вы возьмёте второй пирожок. Его полезность условно можно оценить на троечку: вам всё ещё вкусно, но вы уже не голодны. Общая полезность первого и второго пирожка – 8 единиц.
- Полезность третьего пирожка будет равна нулю: он не принесёт вам ни удовольствия, ни вреда. Общая польза – 8 единиц.
- Если вы возьмёте четвёртый пирожок, его полезность будет отрицательной (условно -3): вы ощутите тяжесть в желудке и переедание. Общая польза упала и стала 5 единиц.
Так вот: пирожки – это ваши попытки, а полезность – ваша мотивация. До какого-то времени каждая неудачная попытка придаёт вам решимости двигаться дальше (общая полезность растёт). Но как только отрицательный эффект начинает доминировать, ваша мотивация падает. Когда польза дойдёт до нуля, вы прекратите попытки.
- Точка 0 – начало пути.
- В точке 1 неудача подстегнула нас действовать ещё более решительно.
- В точке 2 предельная полезность упала до нуля, рост мотивации прекратился.
- В точках 3 и 4 предельная полезность отрицательна: она снизила нашу мотивацию, но мы продолжаем пытаться по инерции, особо ни на что не надеясь.
- В точке 5 отрицательная полезность перекрыла весь положительный эффект – мы прекращаем попытки.
Как на нас влияют неудачи (жизненные примеры)
В жизни эффект выглядит так:
Пример 1: Играя в догонялки, ребёнок будет пытаться обогнать вас, пока верит в свою победу. Чем больше он будет проигрывать, тем меньше вероятность, что он согласится с вами играть в будущем.
Пример 2: Неудавшаяся попытка бросить мяч в баскетбольное кольцо заставит вас какое-то время пытаться с новой силой. Но спустя 10-20 неудавшихся попыток ваша мотивация упадёт до нуля, и вы прекратите попытки.
Пример 3: В поиске новой работы вы будете решительны до 3, 5, 8 отказа. Затем будете либо снижать планку требований к новому месту, либо останетесь на старой работе.
Как правильно использовать провалы для роста
Теперь вы знаете, почему перестаёте пытаться: так работает наш мозг. Он оценивает «полезность» каждой попытки на основе личных критериев. Поэтому кто-то предпринимает 3 попытки, прежде чем бросить начатое, а кто-то не останавливается после десятой, двадцатой и даже тысячной неудачи.
Книгу о Гарри Поттере не приняли в публикацию 12 издательств.
Инвесторы отказывали Уолту Диснею 302 раза
Томас Эдисон 1000 раз пытался сделать лампочку.
Что было бы, если бы эти люди перестали пытаться?
Когда у вас появилось желание сдаться, вспомните: падение мотивации не означает , что вы на неверном пути. Вы могли попасть в ловушку мышления, которое оценило полезность следующей попытки отрицательным значением. Но это вовсе не значит, что вы никогда не добьётесь успеха.
Вы гарантированно потерпите неудачу только в одном случае – если перестанете пытаться.
Осознавая механизм работы провалов, можно им управлять. Не поддавайтесь на уловки мозга и будьте рациональными.
Прекратить попытки целесообразно, если:
- Они требуют большого количества ресурсов и конечный результат не окупит затраченные вложения. Например, вы вложили все сбережения в развитие небольшого сельского магазинчика, но покупателей нет. Даже если вам удастся продать весь товар, выручка не окупит вложения. Продолжать бизнес на кредитные деньги – не лучшая идея, придётся отказаться от затеи.
- Появилась более выгодная альтернатива (другая цель). Вам предложили большую должность в крупной ритейлинговой сети – сельский магазинчик стал вам неинтересен.
- Данная цель вас больше не интересует. Вас перестали интересовать продажи и вы с большим энтузиазмом ушли бы в творчество.
Если всё, что вас останавливает – это падение мотивации, вспомните истории Джоан Роулинг, Уолта Диснея и Томаса Эдисона. Не поддавайтесь ловушке мышления и двигайтесь дальше.
А у вас есть истории, закончившиеся успехом, несмотря на сильное желание сдаться? Делитесь в комментариях.
Поддержите канал подпиской и лайком, если было полезно!
Благодаря вашей обратной связи мы сможем и дальше делиться интересными мыслями :)
Ещё больше интересного: