Найти в Дзене
Лайфхаки для жизни

Сила неудач: почему провалы важны для достижения успеха и как их использовать

Оглавление

Неудачи – неизбежная составляющая практически любого дела. К сожалению (или счастью) их влияние на нас двояко. Провалы могут мотивировать нас стараться лучше, а могут, напротив, убить всю мотивацию. Рассказываем, как управлять провалами так, чтобы извлечь максимальную пользу.

Неудача - не повод для отступления © Freepik
Неудача - не повод для отступления © Freepik
Представьте: у вас появилась цель (например, сменить работу на более высокооплачиваемую) и вы тут же начали действовать. Разместили резюме, откликнулись на несколько вакансий. Вам ответили и пригласили на собеседование. Всё прошло замечательно, рекрутёр поблагодарил вас за отклик и пообещал сообщить о решении позже. Но вот проходит день, второй.. на третий день вам приходит сообщение с вежливым отказом. Но вы не отчаиваетесь и продолжаете поиск. Ситуация повторяется раз, второй, третий.

Что вы будете делать после четвёртого отказа? Продолжите поиск с тем же рвением или измените стратегию действий? Снизите желаемую планку зарплаты или и вовсе останетесь на прежнем месте?

После какого провала вы перестанете пытаться? © Freepik
После какого провала вы перестанете пытаться? © Freepik

Механизм работы провалов

На самом деле провалы оказывают на нас двоякое влияние:

  • С одной стороны, способствуют обучению: заставляют нас анализировать свои ошибки и искать способы их исправить. Например, если мы понимаем, что наших компетенций не хватает для достижения цели, мы повышаем свою квалификацию, развиваем навыки и т.д.
  • С другой стороны, снижают мотивацию: мы задаёмся вопросом «А может это не моё? Может попытки бессмысленны?».

Оба эффекта воздействуют на нас одновременно. Наши действия зависят от того, какой эффект доминирует:

  • Сначала большей силой обладает положительный эффект. Мы злимся, собираем волю в кулак и стремимся показать всему миру на что способны.
  • После нескольких неудачных попыток перевес уходит в сторону негативного эффекта. Мы задумываемся: «А может всё зря? Может это мой потолок и нет смысла стараться понапрасну?».
У людей есть потолок, после которого они перегорают и прекращают попытки. Как только разочарование начинает доминировать, мотивация падает.
У каждого из нас разный уровень терпимости к неудачам © Freepik
У каждого из нас разный уровень терпимости к неудачам © Freepik

Такое воздействие сравнимо с понятием «предельной полезности» в экономической теории.

Предельная полезность – это польза каждой дополнительной единицы продукта.

Представьте, что вы купили 4 пирожка:

  • Вы голодны и тянетесь за первой булкой: она поможет вам утолить голод, поэтому её полезность условно оценим в 5 единиц. Общая польза, полученная от съеденных пирожков – 5 единиц.
  • Если вы почувствуете, что не наелись, вы возьмёте второй пирожок. Его полезность условно можно оценить на троечку: вам всё ещё вкусно, но вы уже не голодны. Общая полезность первого и второго пирожка – 8 единиц.
  • Полезность третьего пирожка будет равна нулю: он не принесёт вам ни удовольствия, ни вреда. Общая польза – 8 единиц.
  • Если вы возьмёте четвёртый пирожок, его полезность будет отрицательной (условно -3): вы ощутите тяжесть в желудке и переедание. Общая польза упала и стала 5 единиц.

Так вот: пирожки – это ваши попытки, а полезность – ваша мотивация. До какого-то времени каждая неудачная попытка придаёт вам решимости двигаться дальше (общая полезность растёт). Но как только отрицательный эффект начинает доминировать, ваша мотивация падает. Когда польза дойдёт до нуля, вы прекратите попытки.

График нашей мотивации
График нашей мотивации

  • Точка 0 – начало пути.
  • В точке 1 неудача подстегнула нас действовать ещё более решительно.
  • В точке 2 предельная полезность упала до нуля, рост мотивации прекратился.
  • В точках 3 и 4 предельная полезность отрицательна: она снизила нашу мотивацию, но мы продолжаем пытаться по инерции, особо ни на что не надеясь.
  • В точке 5 отрицательная полезность перекрыла весь положительный эффект – мы прекращаем попытки.
©  yanalya / Freepik
© yanalya / Freepik

Как на нас влияют неудачи (жизненные примеры)

В жизни эффект выглядит так:

Пример 1: Играя в догонялки, ребёнок будет пытаться обогнать вас, пока верит в свою победу. Чем больше он будет проигрывать, тем меньше вероятность, что он согласится с вами играть в будущем.

Пример 2: Неудавшаяся попытка бросить мяч в баскетбольное кольцо заставит вас какое-то время пытаться с новой силой. Но спустя 10-20 неудавшихся попыток ваша мотивация упадёт до нуля, и вы прекратите попытки.

Пример 3: В поиске новой работы вы будете решительны до 3, 5, 8 отказа. Затем будете либо снижать планку требований к новому месту, либо останетесь на старой работе.

Как правильно использовать провалы для роста

Теперь вы знаете, почему перестаёте пытаться: так работает наш мозг. Он оценивает «полезность» каждой попытки на основе личных критериев. Поэтому кто-то предпринимает 3 попытки, прежде чем бросить начатое, а кто-то не останавливается после десятой, двадцатой и даже тысячной неудачи.

Книгу о Гарри Поттере не приняли в публикацию 12 издательств.
Инвесторы отказывали Уолту Диснею 302 раза
Томас Эдисон 1000 раз пытался сделать лампочку.

Что было бы, если бы эти люди перестали пытаться?

Когда у вас появилось желание сдаться, вспомните: падение мотивации не означает , что вы на неверном пути. Вы могли попасть в ловушку мышления, которое оценило полезность следующей попытки отрицательным значением. Но это вовсе не значит, что вы никогда не добьётесь успеха.

Можно сделать 1000 попыток и сдаться. А можно потерпеть 1000 неудач, но в итоге добиться успеха © Freepik
Можно сделать 1000 попыток и сдаться. А можно потерпеть 1000 неудач, но в итоге добиться успеха © Freepik

Вы гарантированно потерпите неудачу только в одном случае – если перестанете пытаться.

Осознавая механизм работы провалов, можно им управлять. Не поддавайтесь на уловки мозга и будьте рациональными.

Прекратить попытки целесообразно, если:

  1. Они требуют большого количества ресурсов и конечный результат не окупит затраченные вложения. Например, вы вложили все сбережения в развитие небольшого сельского магазинчика, но покупателей нет. Даже если вам удастся продать весь товар, выручка не окупит вложения. Продолжать бизнес на кредитные деньги – не лучшая идея, придётся отказаться от затеи.
  2. Появилась более выгодная альтернатива (другая цель). Вам предложили большую должность в крупной ритейлинговой сети – сельский магазинчик стал вам неинтересен.
  3. Данная цель вас больше не интересует. Вас перестали интересовать продажи и вы с большим энтузиазмом ушли бы в творчество.

Если всё, что вас останавливает – это падение мотивации, вспомните истории Джоан Роулинг, Уолта Диснея и Томаса Эдисона. Не поддавайтесь ловушке мышления и двигайтесь дальше.

А у вас есть истории, закончившиеся успехом, несмотря на сильное желание сдаться? Делитесь в комментариях.

Поддержите канал подпиской и лайком, если было полезно!

Благодаря вашей обратной связи мы сможем и дальше делиться интересными мыслями :)

Ещё больше интересного: