Найти тему
Иосиф Гольман

ЗАЧЕМ ПСИХОЛОГУ НУЖЕН АНАЛИЗ КРОВИ ДОВЕРИТЕЛЯ?

Да, я действительно обычно прошу доверителя приносить мне на первую встречу имеющиеся результаты медицинских анализов и исследований.

Но ведь я не врач. Тогда зачем эти данные?

Ответ кроется сразу в нескольких плоскостях.

Чаще всего мне приходится заниматься тревожно-депрессивными расстройствами (ТДР), которые, не будучи купированными, очень сильно портят жизнь пациента. И вот как раз для истинного, эндогенного ТДР, тот же анализ крови, даже самый полный, оказывается не очень информативным.

Дело в том, что основная гипотеза связывает проявления ТДР с дефицитарностью моноаминов в синапсах нейронных сетей ЦНС. Не будем вдаваться в тонкости споров об истинности этой теории (существует еще несколько), однако большинство реально работающих современных антидепрессантов занимаются как раз тем, что усиливают концентрацию молекул серотонина (а также иногда норадреналина и, реже, дофамина) в синаптических щелях. То есть, в той или иной степени подтверждают основную на сегодня теорию.

Но мой сегодняшний рассказ не про теории, а про то, что рутинный анализ крови как раз и не покажет норму или дефицит того же серотонина. Точнее, что-то покажет, однако не про тот серотонин, который нас интересует. Потому что нас интересует не вообще содержание серотонина, подавляющее количество которого образуется не в голове, а в «животе». Нас интересует тот серотонин, который синтезируется непосредственно в аксоне серотонинэргического нейрона в ЦНС. А это, к сожалению, совсем разные вещи, неизвестно насколько связанные. Да и связанные ли вообще.

Короче, дело совсем запуталось. Получается, я занимаюсь ТДР и прошу анализ крови, который мне ровно ничего не скажет о серотонине.

Зато может многое сказать о другом.

Потому что разгадка в нашем случае предельно проста.

Не бывает психика отдельно от тела. Равно как и тело отдельно от психики.

Соответственно, мне хочется понять, не вызвано ли психологическое расстройство расстройством соматическим.

Оказывается, те же депрессивные симптомы могут быть вызваны десятками различных соматических причин. И не только депрессивные.

Деменция может проявиться, например, от дефицита йодсодержащих гормонов, хотя еще до когнитивных симптомов в этом варианте мы, скорее всего, увидим... да, да, проявления серьезной депрессии.

А высокую тревожность (даже агрессивность) может вызвать обратная ситуация, связанная с некорректно повышенной активностью работы щитовидной железы. Поэтому информация о ее состоянии и уровне соответствующих гормонов исключительно важна для толкового психолога.

Железодефицитная анемия также вполне способна обеспечить человеку набор симптомов, привычный для депрессии.

А знаете ли вы, что одно из названий витамина В1, тиамина, – аневрин?! А тяжелейшее психическое заболевание – синдром Корсакова, когда, в частности, перестают формироваться новые воспоминания – как раз происходит из-за дефицита тиамина. Обычно при этом упоминают алкоголизм. Да, связь есть, алкоголь очень активно «вымывает» тиамин из организма. Но заработать этот синдром можно и безо всякого алкоголизма какой-нибудь глупой диетой, ведь он – просто разновидность страшной болезни «бери-бери», вызванной дефицитом витамина В1.

Примерно то же самое можно сказать про витамин Д. Все привыкли слышать про его роль в обмене кальция в организме человека. Однако его дефицит тоже может вызвать состояние, требующее вмешательства психиатра. Хотя бы потому, что без его участия триптофан, прекурсор серотонина, не сможет полноценно превращаться в серотонин.

Многое скажут внимательному психологу и данные по таким элементам, как кальций магний, цинк и другие.

А в заключение – маленькая реальная история из кабинета.

Я в свое время из интереса прошел курс по аускультации, то есть, прослушиванию с помощью фонендоскопа. Честно скажу, пользуюсь этим крайне редко. Да и какой-то серьезной квалификацией мои поверхностные познания назвать нельзя. С сердцем так и не научился разбирать «шумы и стуки». Однако фонендоскоп и дома, и в кабинете есть, и иногда освежаю навыки. В основном, на себе, а дома еще собаки не возражают :)).

Так вот, пришел на прием мужчина.

Жалобы на депрессию.

Раньше никогда ничего подобного не было, был веселый и очень работоспособный.

А теперь вот всё больше хочется полежать на диване, работа разонравилась, отпуск не радует, настроение отвратительное. Ну и все, такие привычные для клинического психолога, жалобы.

Никаких плохих изменений в жизни при этом не происходило, а те, что все-таки были – вполне приятные. Только вот радости мужчина не почувствовал.

Запрос к психологу – вернуть прошлое настроение и эмоции.

Такие вот вводные.

Ход моих размышлений был примерно таков.

Депрессия, никогда до этого не присутствовавшая – раз.

Отсутствие отрицательных внешних стимулов (полная семья, теплая атмосфера, долгожданное повышение) – два.

Резкое начало – три (он сказал, «дня за три жизнь попортилась»).

Нездоровый вид (медленные движения, возможно небольшая температура, при этом болезнь отрицает) – четыре.

Не был у терапевта – пять. (Он сказал «никогда не хожу к врачам»).

И явно тяжеловатое дыхание, хоть, вроде, и без кашля (аллергию отрицает) – шесть.

Могло это все ничего не значить, и реально быть началом большого депрессивного эпизода?

Конечно, могло.

Но сначала хотелось отсечь более простые и понятные варианты.

Я предложил его послушать, предварительно предупредив, что – не врач, но и время это займет совсем немного, и не за счет нашей психологической консультации. Он был не против, и я услышал то, что записано на учебной аудиозаписи под названием «сухие басовые хрипы». Теоретически это может быть хронический обструктивный бронхит, связанный с сужением дыхательных путей. Однако в чужую профессию лезть смысла нет никакого. Достаточно просто срочно отправить человека к настоящему врачу.

Мне он почему-то поверил сразу.

Перезвонил через неделю, сказал, что сильно легче, пьет прописанные доктором антибиотики, поблагодарил за психологическую поддержку :)).

Итак, подводим итоги.

На мой взгляд (наверняка спорный), любой сильный психолог должен постоянно, параллельно психологическим, набирать и медицинские познания. Разумеется, вовсе не для того, чтобы стать врачом. А для того, чтобы хотя бы стараться смотреть на человека с обеих, присущих ему, сторон: со стороны души и со стороны тела.

Причем – одновременно.

P.S. Дописываю через пару часов. Мне кажется, это важно.

Я сейчас учусь в Сеченовском университете на без малого годичном курсе под названием «Биохакинг». Мне этот термин не нравится. Какая-то отрицательная коннотация. Мне больше по душе – превентивная медицина.

Врачом все равно не стану.

Учиться сложно.

В некоторых лекциях, впервые за многие годы, я просто с первого захода не знаю чуть ли не треть терминов. Приходится все время разбираться с объяснениями. А в объяснениях – снова незнакомые термины :)). Хотя уже и не треть.

Короче – тяжело.

Но я прямо физически ощущаю, как раздвигаются рамки моего, к сожалению, не медицинского мировоззрения. И я точно знаю, что этот процесс – на пользу доверителям.

И уже не так расстраиваюсь, когда на десять полученных ответов в голове возникают двадцать вопросов :)).

На сегодня - все.

В оформлении заметки использована работа И. А. Сапункова «Разгадать чужих» из коллекции галереи «Арт-Гнездо».

Ещё рекомендую посмотреть заметки из этого же блога:

Истории из кабинета - 6. Проблема казалась психиатрической, но обошлись без медикаментов

Истории из кабинета-1. "После сорока ничего хорошего в жизни буже нет"

Истории из кабинета-2. Тревожное расстройство как мина замедленного действия. Нужно разминировать

Истории из кабинета 3. https://dzen.ru/media/iosifgolman/istoriia-iz-kabineta3-ia-slishkom-staraia-nadoelo-jit-6469fee1fbefcc7006a9818c

Вопросы по тел./вотсап +7 903 2605593

И, конечно, как всегда, любые замечания, споры, дискуссии и собственные мнения приветствуются. Чем больше лайков и активности читателей, тем большее количество новых людей будет привлечено к этим материалам. Давайте вместе менять вредные стереотипы о психических заболеваниях и людях, ими страдающих.